Творческий состав русского драматического театра в 1935 году Искусство Ташкентцы
Лидия Козлова:
Из журнала «Советский Театр», ноябрь 1935 год.
Лидия Козлова: В Театре Хамзы играла Мария Кузнецова. Просто фамилия распространённая. Это ведь 1935 год. Самый первый состав. Актёры долго не могли привыкнуть сидеть на одном месте. Хоть театры стали постоянными, творческий состав всё равно раз в два — три года менялся.Я помню Елену Лазаревну Ленину и её мужа Шестакова. И Лидию МИхайловну Петрову помню в финале «Коварства и любви», когда Луиза погибает. Да, ещё Альгина запомнилась. Она уже в театре не играла, а выезжала «с левыми» спектаклями в окрестности Ташкента. Мы за ней заезжали домой на бортовом грузовике.. Её грузили в кабину и трогались в путь.
Тамара Якубова: А мне знакома фамилия Брашкевич по маминым мемуарам: «Вскоре театр приступил к постановке пьесы Лопе де Вега «Собака на сене». Это было, пожалуй, первое обращение нашего театра к западноевропейской классике. Ставила спектакль режиссер русского драматического театра Лидия Брашкевич. Мне дали роль графини Дианы, а роль ее секретаря Теодоро – Умару Абдуллаеву (отцу известной ныне актрисы Яйры Абдуллаевой). Роль очень серьезная, текст огромный, сложный, а работать над ней приходилось самостоятельно, поскольку режиссер – приглашенная со стороны, и после трех часов репетиции она уходила. В первую очередь нужно было научиться носить испанский костюм того времени, освоить манеры графини, а кроме всего – выучить огромный текст, да еще в стихах. Меня увлек характер моей героини – то нежной и влюбленной, то высокомерной и ревнивой…»
Лидия Козлова: Я видела Альгину. В театре она уже не служила, но принимала участие во всех «Ласкаратиных халтурах». Это такие левые спектакли, которые артисты ставили для себя, своими силами и в свой карман. А антрепренёром там был Ласкарато. Ездили на эти спектакли в открытых грузовиках. Родители брали меня с собой. Как меняются представления о том, что можно и нельзя. Я бы ни за что не взяла своего малыша в кузов машины!!! Я папе и маме казалось это вполне допустимым. Альгина была маленькой хулиганистой старушкой. Однажды мы долго ждали её на одной из староташкентских улиц. За ней кого-то послали. Через какое-то время посыльный появился с Альгиной под мышкой. Он буквально нёс актрису, так как мы уже опаздывали. Своё опоздание она объяснила тем, что у неё лопнула резинка в панталонах и она искала булавку.
Обратите внимание на суфлёра театра Арсения Марковича Демидова. В 1935г. он уже в труппе в качестве суфлёра. Суфлёр по призванию — это большая редкость. Быть невидимым и неслышимым для зрителя, но донести текст до уха актёра — это своеобразное искусства. Он продолжал своё скромное служение почти до самой Декады 1959г.
Лидия Козлова[Цитировать]