Искусство через объектив Искусство История

В этом месяце исполнилось 140 лет со дня рождения первого узбекского кинооператора и фотографа Худайбергена Деванова.

Он родился в Хиве в семье Нурмухаммеда Девана — знатного чиновника при дворе Мухаммада Рахим-хана II (Феруза). Учился в школе при квартальной мечети, в совершенстве освоил арабскую и персидскую грамоту. Увлекшись искусством орнамента, создавал прекрасные образцы узоров. Писал стихи, умело играл на музыкальных инструментах. После окончания медресе работал в хан­ской канцелярии, а когда отец вышел на пенсию, заменил его на должности диванбеги.

Однажды во время охоты в окрестностях города, вблизи озера Шоркуль, он познакомился с немецким интеллигентом Вильгельмом Пеннером из общины немцев, проживавших в кишлаке Ак-мечеть. У него научился секретам фотографии и с усердием начал заниматься этим искусством. Первые его самостоятельные съемки относятся к 1901 году, когда Худайбергену было 22. На первых фото запечатлены в основном архитектурные памятники Хивы, природа Хорезма, сельскохозяйственные работы дехкан, народные гулянья, родственники и друзья.

Спустя несколько лет Деванов в составе ханского посольства во главе с главным визирем Ислам-ходжой побывал в Санкт-Петербурге, где ближе ознакомился с искусством большого экрана и приобрел камеру марки «Патэ». С 1908 года он начал производить съемки центральных улиц, площадей, базаров, демонстрацию которых устраивал сначала в своем доме, а позже — в местах наибольшего скопления людей. Открыл у себя фотолабораторию, которую в скором времени превратил в кинолабораторию, выполнявшую также функции студии. Таким образом хивинцы привыкли к фото- и киносъемкам. Позировали даже хивинские правители, их родственники, придворные.

Деванов начал операторскую деятельность почти в одно время с российскими энтузиастами этого искусства. Его работы имеют важное значение для освещения истории края.
В целом им подготовлено около тысячи кино- и фотоматериалов о местной жизни, быте и обычаях. Например, в 1913 году им запечатлено на пленке открытие первой больницы в Хиве. В 1914-м во время поездки по городам региона он создал документальный фильм «Архитектурные ценности Средней Азии», в 1916-м — короткометражные ленты «Виды Туркестана», «Хива и хивинцы», киносюжеты «Чигирь» и «Сбор хлопка». В начале 1920-х, будучи фотокорреспондентом ряда газет, заснял такие исторические события из жизни республики, как приезд первого трактора на хорезмские поля, распределение земли среди дехкан, массовые собрания и гулянья народа в Ургенче и Хиве.

С созданием Узбекской киностудии (1925) Худайбергена пригласили в Ташкент и поручили организацию киносъемок важных мероприятий в родном оазисе. По его инициативе в Хиве в том же году открыт первый в Хорезме кинотеатр под названием «Кизил Шарк» («Красный Восток»), что способствовало массовому ознакомлению жителей региона с искусством большого экрана и расширению их кругозора. Там демонстрировали в основном короткометражные хроникальные фильмы. Спустя некоторое время Деванова назначили специальным корреспондентом московского агентства «Союзкинохроника» в Хорезме. Он постоянно посылал в центр снятые им сюжеты и фото о жизни края, среди которых особенно известны «Шоркуль», «Женщины-работницы» и другие.

Наш герой называл фото- и киноискусство «санои нафиса», что означало «изящное искусство». В 1935 году в статье он указал, что одной из самых важных задач своего времени считает распространение «санои нафиса» в самых отдаленных кишлаках Хорезма, воспитание из детей простых людей мастеров этого направления.

Человек высококультурный и образованный, он также ценил поэзию и разбирался в музыке. Очень хорошо исполнял на дутаре и таре хорезм­ские мелодии, особенно классическую «Феруз». «Когда играл эту песню, у него на глаза наворачивались слезы, настолько она его впечатляла,» — вспоминала его супруга Бикаджан амма.

Однако жизнь и деятельность Х. Деванова не ограничивались творчеством. Он являлся государственным и общественным деятелем, за­нимал ответственные должности 
в краевом правительстве — служил министром финансов, председателем Комитета народного контроля, начальником монетного двора и бумажной фабрики, главой Хорезмского выставочного комитета в Москве, где организовывал демонстрацию исторических предметов и документов. Также был мастером по починке часов, умелым ювелиром, опытным педагогом. За плодотворный и самоотверженный труд в 1922 году удостоен высшей награды Хорезмской республики — Ордена Труда.

У него было много учеников, среди которых выделяются Палван суратчи, братья Юсуп и Маткарим Хасановы и другие. В свое время он участвовал в создании в регионе школ-интернатов, где наряду с обычными занятиями имелись курсы фото- и киноискусства. Секретами этих направлений делился и в открытых по его инициативе кружках в Хивинском педучилище, детском доме и других образовательных учреждениях. Будучи очень требовательным, не всех принимал в свои подопечные. Например, мой отец Сабир Каримов для того, чтобы войти в число его учеников, три года выполнял разную работу. Это было сделано для испытания его терпения и упорства, ведь, как хорошо известно специалистам фото- и киносферы, названные качества не менее нужны представителям профессии, чем мастерство. Лишь позже его допустили к занятиям.

Наставник старался к любому подопечному найти индивидуальный подход исходя из его способностей. Он составлял для каждого отдельное задание. Отношения с воспитанниками строились на основе глубокого доверия. Х. Деванов охотно принимал их у себя дома, где на виду располагались все вещи, а шкаф с деньгами не запирался. Иногда он сам готовил для учеников плов с кишмишем, очень популярный в Хиве.

После выхода нашего героя на пенсию друзья, родные, соседи по махалле и ученики почтительно называли его «девонбува» с отсылкой к былой должности. В его окружении всегда царила атмосфера человеколюбия, взаимной заботы, чуткости, которая сохраняется среди этих семей и сегодня.

К сожалению, в числе тысяч представителей интеллигенции, оклеветанных недоброжелателями, 17 августа 1937 года Худайберген Деванов был арестован как «враг народа», отправлен в специальную зону заключения и спустя некоторое время расстрелян там же — около возвышенности Мойтепа, у кишлака Уртааул Зангиатинского района Ташкентской области. По окончании эпохи репрессий, спустя более чем 20 лет после исполнения приговора, правда восторжествовала — его реабилитировали посмертно…

Произведения, созданные первым узбекским фотографом и кинооператором, в качестве бесценного исторического наследия навечно останутся в памяти последующих поколений. Его именем названы улица в Хиве и широкоэкранный кинотеатр в Ургенче, а в составе государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Ичан-кала» действует экспозиция, посвященная жизни и творчеству поклонника «санои нафиса». О нем в разные периоды опубликовано много статей в газетах и журналах, снят ряд документальных фильмов, организованы передачи по телевидению. В 1980-х известный хорезмский поэт Ошик Эркин (Мадрахимов) выпустил книгу историко-художественного характера под названием «Чакмок» («Молния»), написанную на основании сведений, полученных от родных Х. Деванова.

На основе его лент создан ряд хроникально-документальных картин. 
А недавно со стороны студии «Эзгу фильм» во главе с режиссером Джахангиром Ахмедовым выпущен исторический художественно-публицистический фильм, посвященный Ислам-ходже. Там есть сцены, где наш герой в качестве его соратника и современника снимает события той поры.

Государственные и общественные организации, учреждения культуры постоянно проводят мероприятия, торжественные вечера, посвященные первопроходцу национального кино. Например, в 2009 году в Ташкентском Доме фотографии совместными усилиями с фондом «Шахидлар хотираси», Музеем памяти жертв репрессий, Академией художеств Узбекистана в связи с 130-летием со дня рождения Худайбергена Деванова организован вечер памяти и выставка его снимков. А в 2014-м Национальное агентство «Узбеккино» и Объединение кинодеятелей устроили мероприятие к 135-летию со дня его рождения. Хотелось бы надеяться, что эта добрая традиция будет продолжена. Соотечественник, приложивший много сил для распространения просвещения в крае, достоин того, чтобы его жизнь и деятельность изучались, а общественность, особенно молодежь, имела более полные сведения о том, кто внес огромный вклад в дело становления кинематографии в Узбекистане. Его неутомимый труд — образец творческой работы во имя Родины для всех представителей фото- и киноискусства.

Ибрагим Каримов, краевед.
Опубликовано в газете «Правда Востока» в № 156 от 5 августа 2019 года.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.