Святые места в Бухаре: мазар Ходжи Мухаммада Порсо (Парса) История

Начиная с XV века учение Накшбандийа, превратилось в самое распространенное духовное братство, функционировавшее на огромной территории от Каира до Боснии, до Ганьсу и Суматры и от Поволжья и Северного Кавказа до Индии и Хиджаза. И в этом огромная заслуга Ходжа Мухаммада Порсо.

Духовным основателем учения считается ходжа Юсуф ал- Хамадани ( ум. в 1140 г. ). Он воспитал Абдулхолика Гиждувани ( ум. 1180 или 1220 г.) – основателя школы хаджаган.

Бахоуддин Накшбанд (1318-1389 г.г. ), будучи духовным патроном и защитником мусульман, особенно Бухары, полностью воспринял учения ал-Гиждувани. К восьми принципам его учения он добавил еще три. Благодаря этой реформе он основал новое братство накшбандийа, или накшбандийа–хаджаган.

После смерти Бахоуддина Накшбанда его преемником стал Ходжа Мухаммад Порсо. Он сыграл основную роль в консолидации ордена, расширения его влияния и укрепления организационной структуры, сделал решающие шаги к его мировому успеху.

В основе учения и практики Накшбандийа лежат идеи и взгляды самого Бахоуддина Накшбанда, которые дошли до нас именно благодаря рукописям Мухаммада Порсо. В своих трудах он затрагивает все основные категории духовного воспитания человека, призывает людей к честному и общественно-полезному труду.

Мухаммад ходжа Порсо сумел связать хаджаган с трудами великих суфийских шайхов домонгольского периода особенно хорасанской школы, чего не удалось сделать ранее его предшественникам, которые претендовали на это.

Ему удалось синтезировать две на первый взгляд несовместимые практики и теории учений. За это его называли объединителем двух знаний: шариата («ал-джами байтера») и сокровенной истины «илмайн аш шариа ва хакика». В нем соединялись качества ученого (улама) и учителя мистики (суфизма). В его религиозных воззрениях нашлось место и для носителей Харизмы (барака), и для представителей «народного ислама»- зиярата.

Но кем же был этот великий человек?

Мухаммад Порсо, Ходжа Мухаммад бин Мухаммад Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (1348-1420 г.г.) родился в городе Бухаре в семье ханафитских богословов. Все представители его семейства были знатными и глубокоуважаемыми людьми в Бухаре. Одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухори (ум в 1291 или в 1294 г.г.), крупнейший факих своего времени.

Начальное воспитание и образование он получил от своего отца и дяди, которые обучили его арабскому языку, юриспруденции, теологии, мудрости наук. Отец и дядя Мухаммада Порсо как раз и были в близких отношениях с Ходжа Бахоуддином Накшбандом.

Фахруддин Али Сафий (1463-1503 г.г.) в своей работе Рашахот ал-хаёт (Протекание источников жизни) сообщает о том, как произошла первая встреча Ходжа Порсо с Бахоуддином Накшбандом.

Он рассказывает, что, став юношей, Ходжа Порсо захотел неотступно следовать во всем Бахоуддину Накшбанду. В один из дней старания и укрощения желания (нафса) он подошел к дому Ходжа Бузурга и, в ожидании увидеть его, остановился там. Случайно, волей случая одна из служанок с улицы вошла в дом. Ходжа Бахоуддин спросил у неё: «Кто-нибудь стоит у порога моего дома?». Она сказала: «Благочестивый юноша стоит за дверью».

Хазрат Ходжа вышел и увидел Ходжа Мухаммада и сказал: «И в самом деле, оказывается, вы благочестивый (Порсо). С тех пор когда с благословенных уст Ходжа Бахоуддина было произнесено это имя – Порсо, он и его потомки стали известны по этому прозвищу.

(Порсо означает: 1. Набожный, благочестивый. 2. Воздержанный, скромный, чистый, целомудренный).

С Ходжой Накшбандом за короткое время Порсо достиг статуса самых приближенных его наместников. Вскоре он стал главным его учеником и последователем. Не без основния Мухаммада Порсо считают основным преемником и наместником Бахауддина Накшбанда.

Ходжа Мухаммад Порсо великий ученый и богослов автор многочисленных научных и богословских трудов. В настоящее время по всему миру, в том числе Ташкенте, Бухаре и других областях страны, хранятся его работы. Он автор 10 томов комментариев, известно сегодня семь томов, в которых даются пояснения словам, фразам, суфийским терминам.

Его произведения посвящаются истории и вопросам ат- тассавуфа (суфизма), научному урегулированию, своеобразным особенностям тариката (метод мистического познания мира), Накшбандийа.

Он был широко известен в исламском мире среди ученых и суфиев и пользовался авторитетом. В книге Ахмада ибн Махмуда «Китаб-и Мулла-заде», написанной в ХIV- начале ХV в.в. и где речь идет о поклонении мазарам, говорится следующее: «Независимо от того имеется ли захоронение самого святого в этой могиле или в действительности нет, если человек придет к ней и у него будет уверенность, что тот великий похоронен именно здесь, то милость великого выпадет ему полностью”.

При этом автор книги Мулло-заде ссылается на своего наставника Ходжа Мухаммада Порсо: « Его святейшество, полюс времени, последователь людей веры, солнце на небе теологии и знания, совершеннейший из валиев, сайид наш, маулана, ходжа , иными словами Ходжа Мухаммад Порсо ибн Мухаммад Хафиз ал- Бухари, и для нас его дорогая могила священна, соизволил одобрить эти слова».

Мухаммад Порсо упоминается в рукописных источниках не только как шейх, но и как совершенный ученый своего времени. Святого уважал сын Амира Темура Шахрух (правил в 1405-1447 г.г.). Глава государства Тимуридов советовался с ним, как и с другими шайхами Бухары, по устройству дел мусульман. Ходжа Порсо способствовал Мирзо Улугбеку при назначении его на престол в Мавераннахре.

Он обладал прекрасной библиотекой, которую постоянно пополнял и активно пользовался имеющими рукописями. До наших дней в 4-х государственных библиотеках и двух частных собраниях выявлено 122 сочинения, отмеченных печатями вакфа. Установлено, что древняя часть библиотеки восходит к бухарским садрам (XII в.), затем она перешла к хафизу ад-дину ал-Кабиру и долго оставалась в его семье. В 1407-1408 г. на содержание библиотеки был выделен вакф. Распорядителем вакфа вначале был Мухаммад Порсо, затем его сын Абу Наср.

За годы своей жизни Ходжа Порсо дважды ездил в Хиджаз. Первый раз он был в Мекке с Бахоуддином Накшбандом. Второй раз, и последний для него раз, он совершил хадж в 1419 году. Возвращаясь через Мекку в 1420 г. заболел и скончался.

В пятницу, в день похорон, известные богословы, жители Медины, маулана, Джалолитдин Руми, прочитали жанозу и предали его тело земле. Шайх Зайнуддин Хафиз привез из Египта белый камень и установил его на могиле.

Потомки Мухаммада Порсо образовали свою линию преемственности через его сына Абу Насра (ум. в 1461 г.) в Балхе, где образовали потомственную династию шайхов ал- ислами, с которыми считались правящие династии Шейбанидов и Аштарханидов.

В рукописях известных авторов XV – XVII в.в. упоминаются имена потомков великого ученого: Ходжа Авлие Порсо, Хазрат Ходжа Абу Наср, Мавлоно Хисомиддин Порсо Балхи, Абдалмалик Порсо, Ахмад Бу Наср Порсо и др.

Ходжа Мухаммад Порсо — донатор строительства одноименного архитектурного комплекса состоящего из мечети, медресе, гурханы (мавзолея)? где похоронены его мать, родные. Кроме этого он построил в Бухаре базар, баню, библиотеку, которые также были названы его именем и почитались жителями.

Библиотека Ходжа Порсо

В 1407-1408 г. Ходжа Порсо возвел библиотеку на улице Дехканов, в квартале Куйи Дехкан, что подтверждает вакуфная грамота. Позднее квартал был переименован в квартал Мулло Пайрави.

До нас сохранились остатки этой библиотеки, почти полностью скрытые под землей. До двадцатых годов ХХ в., пишет О.А. Сухарева, здание считалось мазаром, содержалось в порядке, над ним возвышался шест (туг) с хвостом яка. В 2016 г., сообщает К.Р. Рахимов, жители окрестных домов расчистили и укрепили библиотеку.

Здание представляет собой восьмигранное помещение диаметром четыре метра, высотой три метра, в каждой грани были большие сводчатые ниши. Свет попадает через световой фонарь наверху, в них еще в сороковых годах ХХ в. располагались полки для книг. В полу устроен сандал.

Баня и базар Ходжа Порсо

Баня Ходжа Порсо построена в квартале Куйи Мургкуш на рубеже ХIV-ХV в.в. и существовала в начале ХХ в. Баня почиталась как «кадамгох», имелся туг.

Есть и другие мнения. Согласно информации Л.И. Ремпеля, баня была построена на базаре Ходжа Порсо и расположена на одной линии бани Саррафон. В схематическом плане Бухары Парфенова–Фенина баня Ходжа Порсо записана как женская.

Квартал и улицы Ходжа Порсо

Квартал Ходжа Порсо существовал не позднее начала 60-х годов ХVI в. до середины ХХ в.

С 2007 г. квартал называется Кукельдаш. Улицы вокруг мазара Ходжа Порсо стали называться Ходжа Порсо с 2007 г. До этого существовало пять названий улиц, не связанных с древней топонимикой Бухары.

Архитектурный комплекс, мазар Ходжа Мухаммада Порсо

В фондах ЦГА Узбекистана имеются 5 грамот, сообщающих об учреждении вакфов в пользу сооружений, носящих имя Ходжа Порсо. Два вакфа учреждены в 1407 г. от имени Ходжа Порсо в пользу одноименных медресе и хонако, один вакф — в пользу библиотеки. Два других вакфа — в пользу мечети, построенной в 1704 году, учреждены в 1740 г. и 1781 г.

В медресе Ходжа Порсо, как сообщают рукописи, и через два века после смерти святого приезжали известные ученые, теологи, чтобы читать лекции в этом медресе, они считали это за большую честь.

В наши дни архитектурный комплекс представляет собой почти квадратный двор (27-30 м). С севера, юга и востока имеются одноэтажные худжры. С востока сохранилась дарвозахона, смещенная относительно главной оси комплекса — квадратное в плане помещение с куполом, с улицы оформлена высоким порталом.

С запада двор ограничивает груду развалин, над которыми высится глиносаманная стена, отмечающая место захоронения. Фотоаэросъемка 1931 г., фотографии 60-х годов ХХ в. свидетельствуют, что ранее здесь был комплекс культовых сооружений. За многовековую историю функционирования комплекса он претерпел не одну перестройку, многократные разрушения и ремонты.

Самые большие разрушения и перестройки произошли в ХХ в. В 20-30-х годах ХХ в. комплекс пустовал и разрушался. В годы 2-ой мировой войны и послевоенные годы худжры использовались в качестве жилья для эвакуированных. Подвергались многочисленным перестройкам и ремонтам, были утрачены древние очертания.

Самые крупные утраты по словам местных жителей произошли в последней четверти ХХ в. Были разрушены западная культовая часть комплекса. Основные строения были разобраны, утрачены входные помещения.

Наиболее древней частью комплекса является усыпальница (гурхона), затем были построены другие здания и помещения.

Мавзолей представлял собой трехкамерное сооружение фронтальной композиции. Главный вход в зиератхону в виде монументального портала был размещен на центральной оси двора.

Известный доктор архитектуры М.А. Юсупова сделала вывод, что объект представляет собой сложносоставной мемориальный суфийский комплекс однодворовой структуры замкнутой композиции с прилегающим с востока хонако. В начале ХV в. уже бытовал тип суфийского хонако с трехсторонним айваном, который существовал и ранее.

В главные мусульманские праздники (Ид-ал-Фитр -праздник розговения, Ид ал-Адха-праздник жертвоприношения ), внутри медресе ходжа Порсо происходили женские гуляния (сайли зано), на которые женщины приходили для поклонения святыне, принося с собой поминальное блюдо – жаренные в масле лепешки (буй-запах). Считалось, что запах масла при жарении достигает духов умерших и служит им пищей.

По некоторым сведения считается в гурхоне похоронена и мать Ходжа Порсо, поэтому и были женские посещения мазара, не случайно и баня построенная им служила женщинам. Сегодня зиёратхону через небольшой люк под землей посещают женщины, имеющие проблемы с рождением детей.

Малоизученный архитектурный комплекс до 1985 года оставался вне поля исследователей, архитекторов, реставраторов, когда были предприняты меры к выполнению схематических обмеров сооружения. В 1987 г. архитектор Т. Ф. Панкратьева опубликовала свои исследования.

В 2014 г. новые сведения об архитектурном комплексе добавила доктор архитектуры М.А. Юсупова.

Но комплексного археологического, архитектурного, художественного исследования до сегодняшнего дня не выполнено, хотя это редкостный объект имеет большую архитектурную, историческую, культурную, художественную и, самое главное, духовную ценность, который согласно законодательства страны срочно подлежит реконструкции и восстановлению.

К сожалению в наши дни отношение к архитектурному, духовному наследию Ходжа Порсо угасает. От прекрасного архитектурного ансамбля Ходжа Порсо сохранились разрушенные худжры и мечеть, крохотные останки гурхоны с тугом.

Переименован квартал с именем святого. Сочинения его изданы частично, нет полного перечня его работ, не все имеющиеся работы переведены.

Завершая небольшую статью хотелось бы высказать несколько пожеланий:

  • учитывая громадный вклад святого в теологию, философию, благодаря которому учение накшбандийя распространилось по всему мусульманскому миру, провести научно-практическую конференцию или «круглый стол» на тему: «Научная роль теологических и философских взглядов Ходжа Мухаммада Порсо и их место в современном мире»;
  • творчество Ходжа Порсо, его духовное наследие до сих пор остается малоизученным и требует более детального исследования;
  • учитывая уникальное архитектурное наследие Ходжа Мухаммада Порсо, по мере возможности подготовить проекты их реставрации, приспособления;
  • Бухарской областной топонимической комиссии рассмотреть вопрос возвращения имени Ходжа Порсо современному кварталу Кукельдаш, где расположен мазар святого.

Роберт Альмеев, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского центра «Наследие Бухары».
Источник.

Фотографии мои, март 2018 года. ЕС.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.