Писателю Тимуру Пулатову – 80 лет (+высказывания для Викицитатника) Искусство Ташкентцы

Пишет Bakhodir Ergashev

Народному писателю Узбекистана и Таджикистана, лауреату Государственной премии Узбекистана, обладателю многих международных литературных премий Тимуру Пулатову 22 июля исполнится 80 лет. Напомним, что Пулатов руководил Союзом писателей СССР в самое тяжелое время – его заката, возглавлял Международное сообщество писательских союзов России и стран СНГ, он – кавалер российского Ордена Дружбы народов. Творчество Пулатова – заметное явление в мировой литературе, ему посвящены целые диссертации и монографии, произведения прозаика переведены на десятки языков мира. Пулатов родился в Бухаре, жил и творил в Ташкенте, с 1991 года по настоящее время проживает в Москве. В предлагаемой подборке – высказывания героев произведений писателя.

* * *

Идти надо друг за другом, потому что только так можно пройти по узким улицам.

* * *

Иногда так записано в судьбе рода: строить свои дома не в центре поселенья, а в тихом безлюдье, сбоку скромных пустырей.

* * *

Дерево становится частью дома, а через дом частью племени, рода.

* * *

Когда родовой дом остается без хозяина, он становится похожим на опустившегося полубродягу и соседи теснят его пристройками.

* * *

Странник – человек, переспавший на множествах кроватей, каждая из которых кажется ему одинаково жесткой, с запахами чужих людей. В сложной смеси красок, запахов помнит он лишь отчий дом и часто сердце его сжимается в тоске даже от пустяка.

* * *

За воротами детства начинается странный мир, несговорчивый, немного жесткий, с ним нельзя вступить в сговор для тайной дружбы, он отвергал любое посягательство, не принимая ни улыбок, ни доброжелательного вида.

* * *

Ворота открываются, скрип слышали? Это души скрипят, подвешенные на медные кольца.

* * *

Старые части городов растут этажами не вверх, как современные, а уходят дом за домом в землю, в толщу тьмы и извечной сырости.

* * *

Всегда наступает время, когда улица принимает мальчика, начинает любить его, прощает ему все за кротость, послушание и терпение.

* * *

Отрочество – это когда пытаешься слиться с хором мальчиков, но страдаешь от своей непохожести на других.

* * *

Вся жизнь – это годы от камня от камню, детство промелькнет на камне у ворот, чтобы к старости, сделав круг, опять вернуться к этому камню, уже остывшему, потускневшему, без всегдашнего своего беспокойного духа.

* * *

У восточного человека свое отношение к таким символам, как ворота, благоговейное.

* * *

Ворота сохнут и трескаются и, чтобы предотвратить дальнейшую гибель, каждое утро дед и бабка чистят их керосином. Трут, ругаются, плачут, но все напрасно. На следующий день на воротах появляется новая трещина – жизнь, жизнь, ничего не поделаешь.

* * *

Мужчина, не наплодивший детей, все равно что карагач с гнилыми ветвями, человек без веры.

* * *

Настоящий мусульманин всегда достойный человек, он должен спокойно реагировать на вызов, на провокацию. Защищая свою веру, он защищает свой внутренний мир, право быть человеком.

* * *

Сейчас, в XXI веке должна возродиться исламская проза. У нас на виду глубокие характеры, великие примеры отношения к людям. Есть много, о чем писать, например, исламская семья, почитание старших, добрые слова. Это не может не тронуть людей.

* * *

Совсем не пишется. Хорошо писалось в застойные годы, когда творчеством приходилось преодолевать внутреннюю несвободу. Пришла свобода, а вместе с ней постоянная тревога, беспокойство, невозможность сосредоточиться.

* * *

Дьявол все время накручивает вокруг головы человека, как чалму, аркан гордыни, но аркан сползает ниже, вокруг его шеи, и тянет человека на виселицу.

* * *

Бывают обстоятельства, когда лучше оставаться животным.

* * *

К луне, этому ночному светилу, несущему прохладу и умиротворение, у узбека трепетное отношение — всё красивое и желанное он называет луноликим, луноподобным, да с такой интонацией, что для русского слуха это может показаться по меньшей мере вычурным.

* * *

Ужин бедняка может растянуться в пиршество богатого.

* * *

Глаза змеи никогда не умирают, потому что не грустят и ничему не удивляются.

* * *

Когда природа зовет к себе, приходит желание хоть как-то искупить вину, хоть что-то восстановить в природе.

* * *

Нельзя есть сразу вместе то, что ходит, с тем, что плавает, с тем, что летает. Запрещено!… Это круг жизни, запрещено есть все сразу: поедая один край, не видишь и не трогаешь другой – вот утешение и обман.

* * *

Ну отчего ты такой трусливый? Наверное, съел мозг овцы.

* * *

Тени живут и после того, как не станет их хозяина.

* * *

У человека всегда бывает два имени, одно он называет другим, и все думают, что его действительно так зовут, а второе имя, которое не знает никто и его нельзя раскрывать, – это и есть его подлинное имя. Он отдает его своим самым близким перед смертью, тому, кого он особенно любил.

* * *

Все, что еще не стало, а желает стать, богато и интересно, а все ставшее и успокоившееся бедно и банально….

* * *

Одни слова успокаивают, едва стоит произнести их, другие пугают, а третьи и вовсе окружены тайной – и слова эти и есть лицо и сущность вещей.

* * *

Торговля – это не профессия, а состояние души, надо родиться….

* * *

Внешность базара никак не выражает суть, игру стихии, наоборот, может показаться слишком простоватой и аскетичной, а в чем-то и просто неудобной. Но в этом-то и все хитрое притворство базара – внутри жирно, сытно, богато….

* * *

Торговцы особым своим нюхом чувствуют приближение упадка по еле заметным штрихам, неуловимым признакам.

* * *

В балете и торговле много общего, ну хотя бы в желании полностью раскрыться, одержимой раскованности… Миф о Юсуфе прекрасном – торговый эпос, сочиненный на восточном базаре или в долгом пути через пустыню торговцами.

* * *

Это характер – не ходить там, где идут все. Мы все идем по тропинке, а его тянет в сторону, где колючий куст. Да, это в натуре, трудно будет в жизни.

* * *

Города в пустыне не исчезают бесследно: ребра на песке – извилины памяти о них.

* * *

Самое страшное проклятие: ”Чтобы ты всю жизнь ел с чужим народом его пищу.“

* * *

Надо бы о перепелах сказать что-нибудь доброе, и побольше: все же наша национальная птица, символ.

* * *

Бог живет внутри каждого… О Боге надо говорить тихо или вообще не говорить, носить его с собой, в своем теле, как дух.

При помощи и участии Э. Ф. Шафранской.

3 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.