Музей авиации на ТАПОиЧ История Старые фото

Пишет Радик Газиев

Имеющим полувековой стаж работы на ТАПОиЧ, хотелось бы, положительно оценить предлагаемую заметку: «Президент посетил Ташкентский механический завод (бывший ТАПОиЧ)», довольствоваться тем, что завод не будет пустовать или быть снесенным под жилые дома, как произошло на территории «А» ТАПОиЧ, однако, остаются некоторые вопросы, которые желательно бы сейчас решить, ибо в будущем они будут уже упущены. И, даже, попытаться дать от себя некоторые предложения (как говорят: «со стороны виднее»).

Пусть читатели сайта оценят.

К десяти предприятиям, работающих сейчас на территории ТАПОиЧ, предполагается добавить еще, независимых друг от друга, 16 хозяйств, с изготовлением пары десятков их, различных, бытовых изделий, потребующих и площади, и инфраструктуру, причем, если судить по ранее публикуемым заметкам, намечаются предприятия с широким использованием иностранных инвестиций и их присутствия.

Конечно, каждый руководитель пожелает разместить свой кабинет вместе со штатом в центре завода, и желательно, в «белом доме», бывшем штабе ТАПОиЧ, где мы, конструкторы завода, с любовью создавали интерьеры с передвижными перегородками для приема гостей, ради возможности успешной продажи нашей продукции.

Центр ТАПОиЧ облагораживался годами, ибо, почти во все времена существования ТАПОиЧ все иностранные высокие делегации, почти все президенты СССР тех времен, первые космонавты страны, знаменитые авиаконструкторы и деятели культуры и науки считали за честь посетить завод и полюбоваться на громадные цеха, на самые большие в мире, тех времен, транспортные самолеты, с их сложным управлением загрузки и выгрузки техники. И, конечно, встретиться с коллективом высоко квалифицированных работников, которые являлись поставщиками руководителей для многих предприятий республики. Приходилось гостям побывать и в «белом доме» завода, и остаться удовлетворенным нашим гостеприимством.

Представлены некоторые фото гостей (фото 1-7), взятых из заметок сайта: «Встреча гостей на ТАПОиЧ», «Космонавты на ТАПОиЧ», «Л.И.Брежнев на ТАПОиЧ», «Музей на ТАПОиЧ» и др.

История единственного авиационного завода в Центральной Азии -ТАПОиЧ, входившего в пятерку крупнейших авиационных заводов мира, имевшего филиалы в пяти развивающихся городах республики, не должен исчезнуть из памяти людей и раствориться среди 26 мелких предприятий и мастерских, заполняющих ухоженные площади завода. Но могут возникнуть вопросы и недоразумения с обеих сторон.

В красиво оформленном парке у «белого дома», где раньше, во время обеда, отдыхали работники завода и проводились торжественные мероприятия, сейчас будут отдыхать уже другие, далекие от авиации, люди. Некоторые с уважением отнесутся к славному прошлому завода, у некоторых могут возникнуть вопросы и претензии, а именно: — «а почему здесь самолеты, стела с макетом самолета, «вечный огонь» к несуществующему предприятию, и т.д.». И они будут правы, им также захочется разместить свою бытовую продукцию вдоль центральной аллеи и у «белого дома».

Вопросы могут зайти глубже. В зданиях некоторых корпусов, возможно, пока под замком, хранятся артефакты истории завода, а именно, два бережно организованных музея: это в бывшем, главном корпусе завода и на ЛИСе (летный, испытательный центр), а также, богатая авиационной литературой библиотека в инженерном корпусе, где хранится вся периодическая печать завода, причем, с использованием, купленной за границей, новейшей типографией.

Возможно, сохранились модельные мастерские, где изготавливались из дерева или медной чеканкой сувениры для отличившихся работников и гостей завода, и многое другое, о существование которых, в настоящее время, трудно представить (они занимали значительные площади, и многие творения, возможно, утилизировались любителями).

А как быть с галлерей больших самолетов на пьедесталах вдоль центральной аллеи завода? Они требуют постоянного ухода: подкраска, ремонт от коррозии, сохранение постамента, очистка прилегающей площади и т.п. Кто ими захочет занятся из 26 предприятий? Большие самолеты не транспортабельны, чтобы очистить площадь и не напоминать былое нынешнему поколению, а на работу с автогеном рука не поднимется («да и себе дороже»).

Об аллее красиво оформленных на пьедесталах самолетах знают все издания мира. И здесь, хотелось бы (с некоторой опаской из истории) предложить выход, а именно – создать из «белого дома» Музей авиации, который украсит республику единственным в Центральной Азии памятным центром.

Музей авиации, под эгидой государства, огражденный от прилегающих предприятий небольшим забором, с проходами для их сотрудников, с прекрасной аллеей с выходом в город для посетителей, сможет не только очистить занятые площади, но и дополнительно вобрать в себя разбросанные авиационные артефакты из других авиационных предприятий в республике, обеспечить библиотечные условия для любителей авиации, встречаться ветеранам завода и т.д. И самое главное, сохранить ухоженный работниками: «белый дом», самолеты, центральный парк, и этим, сохранить память о славном ТАПОиЧ.

Музей может пополняться памятными изданиями и артефактами от его сохранившихся почитателей (и мною, в том числе), напомнить о славном прошлом в истории развития авиационной промышленности в Ташкенте и в СССР, а возможно, заново сможет возбудить у потомков интерес к авиации, (как говорят: «все идет по спирали»). Давайте сохраним наш центр ТАПОиЧ от забвения!

С уважением, Радик.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
18

8 комментариев

  • Густав:

    Забудьте, все распилят растащут растопчут . Видите ,что вокруг происходит ? Улицу ремесленников гончаров в Риштане снесли ,под видом реконструкции. Плевать на все ,когда пахнет деньгами . Дай Бог ,чтобы я ошибся . 13 лет отработал на заводе .

      [Цитировать]

  • Уважаемый Радик Газиев!
    Все мы помним сильный и могучий ТАПОиЧ. Но, к сожалению, история этого предприятия закончилась. Память о нем останется только в воспоминаниях сотрудников, работников, ветеранов, фотографиях и статьях. Решение принято. Территорией будет распоряжаться бизнес-Артель.
    Администрация Таш.мех.завода (ТАПОиЧ) переезжает из Белого дома в здание бывшей поликлиники, рядом с проходной «Дубовая». Оставшимся сотрудникам отдела Гл.конструктора, Гл.технолога ищут помещения. 12-ти этажку расселяют, предстоит кап.ремонт. Корпус 84 цеха архитектор проекта предложил снести, т.к. он не вписывается в планируемую перестройку территории. Весь оставшийся задел ( фюзеляжи, крылья, хв.оперения и т.д.), готовые самолёты и самолеты с постаментов, находящиеся на хранении на основной территории перевезут на оставшиеся стоянки на бывш.ЛИС. Или для последующей продажи в Россию, или на переплавку в Бекабад.
    Ни о каком музее авиации даже никто не заикается. Он не «вписывается» в реалии сегодняшних лихих лет.
    P.S. Дорогу-мост для перекатки самолетов с завода на аэродром решили не строить. Прикрепляю бывший фото-проект с планируемой дорогой-мостом на ЛИС.

      [Цитировать]

  • Мирон:

    А интересно куда делся самолёт с постамента который был возле ворот выезда на лис

      [Цитировать]

  • Койтмас Ташкентди:

    Хороший был завод Хорошая была жизнь Теперь ни завода и ничего вообще. Одна Артель кругом.

      [Цитировать]

  • Артур:

    Мой дедушка более 50 лет проработал слесарем на Текстиль комбинате, человек любил этот завод, там прошла вся жизнь. Он до последних дней не верил в то что завода когда то не будет. И сейчас глядя на то что там делается, понимаю что наверное хорошо что он этого уже не видит.
    По этому к сожалению и ТАПОиЧ уйдёт в историю

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    К сожалению и в историю он не уйдёт. Читайте школьные учебники истории Узбекистана. Там написано, что из-за того, что Россия построила железную дорогу и наводнила своей продукцией Узбекистан, из-за конкуренции, пострадала высокоразвитая промышленность Узбекистана.

    Читаем в этом же учебнике истории, на предыдущих страницах читаем, про «высокоразвитую промышленность Узбекистана».
    Оказывается, высокоразвитая промышленность тогдашнего Узбекистана состояла из производства тюбетеек в Бухаре и ножей в Чусте. И всё. Согласно учебнику, больше никакой другой высокоразвитой промышленности в Узбекистане до строительства железной дороги не было.

    Это я не выдумываю. Я это читаю в школьных учебниках истории Узбекистана.

    Вот так и о ТАПОиЧе, в школьных учебниках напишут нечто подобное. Де мол, Москва тут, самолёты строила, которые шумели по ночам, что влияло на рождаемость населения в городах. И табличку приведут в учебнике о том, что на селе, где ТАПОиЧа не было, рождаемость была в два раза выше. Читаю я эти учебники и дурно мне становится, неужели не понятно, что школьные учебники должны писать не долбо…бы, а лучшие, из лучших умов страны.

      [Цитировать]

  • Домиан:

    Зачем фото гостей? Раз рекламируете «Белый дом» с интерьерами и какими-то раздвижными перегородками, то давайте их фото, а не фото кучи лысых мужиков, которые никому не интересны!

      [Цитировать]

  • Сергей Степанов:

    Очень жаль , душа в этом заводе . УКС , строил 99 корпус , пожарное депо возле ИВЦ ,12- ти этажки на въезде в городок с Генерала Петрова . Ушел в 1993 , уехал в 2013 , а душа до сих пор там .

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.