Фотограф Туркестана – Павел Родственный Tашкентцы Старые фото

Владимир Фетисов:

Из книги-альбома М. К. Басханова и С. Л. Шевельчинской «“И с казачьего пикета был уж виден Гималай”. Памир в фотообъективе Павла Родственного».

“О ротмистре Павле Павловиче Родственном известно немного. Отдельные сведения имеются о его родной тётке Лидии Алексеевне Шанявской-Родственной, супруге известного мецената и основателя Первого народного университета в Москве Альфонса Леоновича Шанявского. Дедом Павла Родственного был начальник Нерчинских заводов Алексей Фёдорович Родственный, бабушкой Апполинария Ивановна Родственная, владелица золотых приисков. Видимо, следуя семейной традиции, его отец, Павел Алексеевич, в 1858 году поступил в Петербургский горный институт.

Павел Павлович Родственный родился 22 июня 1870 года. Образование получил в 6-классном реальном училище и Тверском кавалерийском училище. Военную службу проходил в Сибири и на Дальнем Востоке. В феврале 1897 года рекомендовался командующим войсками Приамурского военного округа генералом М. С. Духовским в качестве инструктора для обучения китайской кавалерии в китайской провинции Печили. В мае 1899 года назначается адъютантом командующего войсками Туркестанского военного округа.

Участник русско-японской войны, занимал должность начальника штаба бригады государственного ополчения. О последнем периоде жизни Павла Родственного удалось обнаружить лишь одно упоминание в мемуарах известного московского издателя, Михаила Васильевича Сабашникова, друга семьи Шанявских. В главе посвящённой Лидии Алексеевне, он пишет: Вернувшись в Москву в 1921 году, Лидия Алексеевна поселилась в доме Шанявских на Новинском бульваре, где проживал также её племянник П. П. Родственный. Лидия Алексеевна Шанявская скончалась в 1921 году. Дальнейшая судьба Павла Павловича Родственного пока остаётся неизвестной.

Во-время службы в Туркестанском крае, П. П. Родственный, в качестве адъютанта генерал-губернатора, курировал ряд культурно-просветительских и благотворительных проектов, возникших по поручению начальства или по его собственной инициативе. Это, во-первых, составление “альбома фотографий туркестанских видов и типов для Парижской выставки”. Альбом предполагалось составить по аналогии с “Туркестанским альбомом”. Темами фотографий были история, этнография и география края. Одновременно планировалось организация передвижной фотографической выставки “для обозрения публики в областных итог городах края, и таким образом будет подведён итог трудам местных любителей-фотографов”.

6 августа 1899 года в Ташкентском военном собрании состоялось заседание членов будущего фотографического общества. Предметом обсуждения явился доклад П. Родственного о поступивших пожертвованиях деньгами и фотографическими коллекциями для устройства передвижной фотографической выставки в крае и для участия на Предстоящей Парижской выставке, а также организация фотографической выставки в Ташкенте.
Для организации Ташкентской выставки был выбран комитет под председательством С. Раунера, начальника управления земледелия и государственных имуществ. Организацию сопутствующих выставке мероприятий единогласно возложили на П. Родственного. Совершенно очевидно, что выбор кандидатуры был не случаен. Видимо Павел в полной мере обладал, качеством, которое в наше время называется креативностью.
В выставке Родственный участвовал и как фотограф. Им были представлены следующие работы: “Река Чирчик у Ходжикентского моста”, “Еврейские мальчики в Ташкенте”, “Братская могила в Ташкенте” и другие.

Первая Туркестанская фотографическая выставка прошла в Ташкенте с 19 по 26 сентября 1899 года. Даже по нынешним меркам она была весьма масштабна. На ней было представлено более 2,5 тысяч фотографий всех известных в то время мастеров: Николяи, Назарова и фотолюбителей – И. Гейера, П. Григорьева, С. Юдина, Г. Сваричесвского. Демонстрировались целые коллекции, собранные А. Половцевым, н. Пантусовым, Б. Кастальским, Великим князем Николаем Константиновичем и другими краеведами. В октябре-ноябре выставка, сопровождаемая П. Родственным, с успехом экспонировалась в Коканде и Новом Маргилане.
18 сентября 1899 года, за день до открытия выставки был утверждён устав “Туркестанского общества любителей фотографии и изящных искусств” и состоялось первое его заседание. На нём было избрано правление Общества: председатель С. Ю. Раунер, вице-председатель — П. П. Родственный.
6 декабря 1899 года в торжественной обстановке, в присутствии туркестанского генерал-губернатора С. М. Духовского, его помощника Н. А. Иванова, военного губернатора Сырдарьинской области Н. И. Королькова и других почётных посетителей “состоялось открытие нового Общества в собственном помещении”. В газетной заметке “Tуркестанских ведомостей” отмечено, что на момент открытия Общество имело денежный фонд, богатую фотографическую коллекцию, разнообразный инвентарь, лабораторию, уютное и комфортабельное помещени, а также упомянут “инициатор и главный двигатель всего этого дела П. П. Родственный, уделивший немало трудов и, отчасти, собственные средства на пользу нового Общества”.

Весной 1901 года в туркестанской прессе был анонсирован новый проект “неутомимого Павла Родственного – очень интересное издание фотографических снимков под названием По Туркестану”, которое предполагалось опубликовать в виде трёх альбомов. Печатать издание предполагалось в Дрездене. Достоверно известно о выходе из печати первого тома, который относился к этнографии Туркестанского края. Второй том содержал виды архитектурных памятников Самарканда. Том был подготовлен к печати, однако неизвестно был ли он издан. Третий том альбома Родственный предполагал посвятить видам Памира. С этой целью он предпринял специальную поездку на Памир. Как писала газета “Туркестанские ведомости”: “П. П. Родственный в настоящее время выезжает на Памиры, где на месте и по пути соберёт очень ценный материал для дальнейшего продолжения своего интересного и любопытного издания”.
3 сентября 1901 года в Ташкенте на территории велотрека в городском саду была проведена пробная демонстрация фотографической панорамы в специально установленном затемнённом павильоне-шатре. Были приглашены фотографы-любители и другие лица, и в их присутствии диапозитивы были освещены. Для создания цветового эффекта к стёклам подклеивалась цветная бумага. Был издан также план панорамы с пояснительными надписями и отпечатана красочная афиша. Вечером 20 сентября 1901 года, в присутствии туркестанского генерал-губернатора, генерал-лейтенанта Н. А. Иванова, военного губернатора Сырдарьинской области и других должностных лиц выставка была торжественно открыта. В заметке посвящённой этому событию, сообщалось: “Изящно исполненные диапозитивы дают обозревателю выставки полную картину жизни Туркестанского края во всех её направлениях. Световые эффекты тоже вполне достигнуты. Вообще, выставка оставляет сильное впечатление”. Конечно была выражена благодарность главному “устроителю” выставки П. П. Родственному. Действительно, в небогатом на развлечения Ташкенте того времени это было достаточно громким и необычным событием. За первую неделю выставку посетило более 3 тыс. человек.
О том удалось ли продемонстрировать выставку в Москве или Петербурге, ничего не известно. Павел Родственный упомянут в одном из газетных сообщений как “имевший счастье поднести Её Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Фёдоровне несколько исполненных им фотографических снимков, изображающих наружный вид братской могилы воинов, павших при штурме Ташкента, и внутренний вид часовни, построенной на этой могиле <…> Императрица милостиво приняла подношения поручика Родственного и соизволила пожаловать ему в подарок золотые запонки”.
В конце 1903 года П П. Родственный вышел в отставку, возможно по семейным обстоятельствам, потребовавшим его присутствия в Петербурге. После 1903 года о его фотографической деятельности никаких данных найти не удалось. Так как основанное им Общество с его отъездом окончательно закрылось, можно предположить, что весь свой фотоархив он забрал с собой.
В 1903 году под редакцией А. И. Дмитриева-Мамонова вышло первое издание “Путеводителя по Туркестану и Средне-Азиатской железной дороге”. В нём напечатаны шесть фотографий работы Павла Родственного, в основном этнографического характера. В “Указателе имён собственных, личных и географических” к путеводителю он назван “фотографом Туркестана”.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.