Как заброшенная шахта стала культурным объектом Фото

Опубликовано на узбекском языке в колонке на Дарё.уз. Все материалы о поездке в Германию.

Одно из самых необычных явлений, увиденных в Германии — удивительное превращение закрытых угольных шахт. Расскажем, что произошло с шахтой Цольферайн, входящей в знаменитый когда-то Рурский угольный бассейн, основа промышленного развития Германии. Впервые уголь нашли в 1840 году, в 1960 году здесь на территории 240 тысяч гектаров работали 146 шахт. В 1986 году было принято политическое решение — прекратить использование угля и, соответственно, закрыть все шахты. Подобные процессы происходили и в других странах — в России, в Англии и т.д.

Главная проблема закрытия была в трудоустройстве бывших шахтёров. Разработана специальная программа по их обучения, они стали социальными работниками, получили образование и нашли другую работу с помощью государства.

Объём добытого угля (с огромной глубины, от 1 до 1,5 километров) можно оценить проседанием почвы во всей округе на 24 метра.

Так вот, переходим к главному, из заброшенной шахты Цольферайн было решено сделать культурный объект. И это получилось! Современный эскалатор поднимает на высоту 20-этажного дома, откуда начинал путешествие поднятый из-под земли уголь, очищаясь от примесей. Попадаем в захватывающий мир, в котором гигантские старинные механизмы соседствуют с залом компьютерной информации на больших тактильных экранах. Посреди старых труб и транспортёров появляются современные инсталляции, среди ржавых ферм расположены современные залы.

Чувствуется продуманность, любовь к экспериментам и трогательное отношение к старине. Усилия дизайнеров не прошли даром, шахта не только музей истории расцвета и падения угледобычи, но одновременно и крупнейший культурный объект. В многочисленных залах проходят выставки, спектакли и концерты. Здесь принять справлять свадьбы и юбилеи, со всей Германии приезжают студенты и просто желающие провести вечеринку. Друг за другом ходят группы экскурсантов — всего на шахте работают 140(!) экскурсоводов.

Посетителей ждут краеведческий музей Рура на 400 тысяч экспонатов, галерея современного искусства, выставочные площадки, концертный зал в цехе бывшего завода, школа дизайна Цольферейн, каток вместо коксового цеха и бассейн, который открыт летом. Естественно, что рядом и менее культурные заведения: бары, кафе, ночные клубы, казино. Шахта настолько популярна, что имеет страницу в русской Википедии.

В 2001 году Юнеско признала шахту Цольферайн мировым культурным наследием. Как пример промышленной архитектуры высокого качества, как образец трепетного отношения к истории и, конечно, потому, что шахта обрела вторую жизнь и притягивает посетителей. В год её посещают 1,5 миллиона человек, что сопоставимо с потоком туристов в Узбекистан.

Отличный пример для Ташкента, раздумывающего, что делать с пустующим зданием Узбума и с заброшенными цехами ТАПОиЧ, Экскаваторного, Кабельного и других заводов. Немного фантазии, подключение энтузиастов — и можно получить приличный поток туристов со всего света! Нужна лишь воля руководства — а там подтянутся бизнесмены с инвестициями, художники, дизайнеры, поэты и актёры.

Стади-тур в Германии проходил в рамках проекта #UzWaterAware, который финансируется Европейским Союзом и реализуется Региональным экологическим центром Центральной Азии. Национальный партнёр проекта UzWaterAware — Министерство водного хозяйства РУ.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.