Бах Ахмедов: “Я меняюсь эволюционно…” Искусство Ташкентцы
Ольгана: У моего друга-поэта Баха Ахмедова недавно был день рождения. В качестве подарка я опубликовала небольшую беседу с ним, которая состоялась у нас еще в декабре прошлого года… Решила, что и читателям «Писем» будет небезынтересно.
Врезки:
В 2007 году Бах Ахмедов был назван «Королем поэтов» на проходившем в Лондоне престижнейшем фестивале «Пушкин в Британии», а в 2011 году вошел в шорт-лист конкурса «Литературная Вена».
Стихи и проза Баха Ахмедова, помимо Узбекистана, публикуются в России, Эстонии, Казахстане, Израиле и Англии.
Бах Ахмедов (настоящее имя Баходыр Ахмедов) – поэт, прозаик, публицист, переводчик. При всем этом – кандидат физико-математических наук. Невероятно скромный человек – ни за что не признается в своих успехах, пока не спросишь или не прочтешь в каком-нибудь материале. Так и в этот раз: только под конец телефонного разговора Бах произносит с тихой радостью: «Можешь меня поздравить, теперь я – член Союза писателей Узбекистана».
Писать о Бахе Ахмедове очерк – дело неблагодарное: столько уже написано! А вот побеседовать за чашкой кофе, касаясь то одной, то другой стороны его многогранной личности, оказалось гораздо интереснее.
— Бах, оглядываясь назад, что ты видишь?
— Вижу какой-то странный свой путь, который начинался в одну сторону, потом встал на другие рельсы… Есть сожаление о том, что я не выбрал. Вроде бы вплотную занимаюсь литературой, общаюсь с поэтами, но все равно чувствую себя в этой сфере чуждым, хотя мне все говорят, что я себя недооцениваю, что неправильно так думать. Еще в школе я был на распутье: и в литературу тянуло, и в то же время точные науки захватывали – математика, геометрия, физика. В итоге окончил в 1990 г. физфак МГУ и 4 года аспирантуры. Вернулся в Ташкент. Но Москва до сих пор тянет – я полюбил этот город, его непередаваемую энергетику.
— Любая творческая личность – это несколько «я» в одном человеке…
— Вот физик где-то внутри и возмущается! Когда я был в теме физики, мне очень нравилось ею заниматься. Но, кроме себя, мне винить некого, думаю, если бы я ее действительно по-настоящему любил, то никогда бы не бросил. Здесь даже можно провести аналогию с женщиной: наука не прощает измены, и если ты ей изменил – она не вернется. Хотя… Я и сегодня все-таки соприкасаюсь с физикой: заведую лабораторией в ташкентской Международной школе, часто выхожу на замены учителей по физике, математике, химии…
— В своей семье ты единственный лирик?
— Получается, да. Вырос я в семье «технарей»: папа физик, мама преподавала в институте связи, сестра специалист по IT-технологиям. Дочери тоже далеки от поэзии: старшая, Надина, оканчивает юридический факультет Вестминстерского университета, младшая, Алина, пока еще учится, но ее предпочтения — биология и география.
— Как я знаю, писать ты начал с детства?
— Ну да, лет в 6-7 это были сказки, рассказы, позже пришли стихи. Меня часто спрашивают, каким было мое первое стихотворение. Так вот, это было стихотворение, написанное от имени старого человека, вспоминающего свою жизнь. А мне было всего 14 лет! Я дал прочесть стихотворение учительнице, которая долго не могла поверить, что это написал ученик-мальчишка.
— Умение отрешиться от реальности, уйти в образ – одна из главных составляющих любого творческого человека, не так ли?
— У меня это происходит непроизвольно, не специально это делаю. И приятно, конечно же, когда слышу о своих произведениях: «Это вот прямо про меня написано!» Наверное, есть какая-то интуиция…
— Бах, ну что вокруг да около, может, это все-таки талант?
— Возможно (смущенно улыбается), но это качество любого поэта – уметь передать чьи-то чувства, состояния…
— Помимо извечного спора «физика-лирика» есть еще, о чем бы ты сожалел?
— Раньше была такая привычка – о чем-то жалеть, строить предположения «если бы да кабы», но со временем пришел к выводу, что это большая потеря энергии, которая приводит к опустошению, оно, в свою очередь, вызывает депрессию, а это не совсем то, что мне нужно. Непродуктивно сожалеть!
— В течение последних 25-30 лет поменялось твое отношение к жизни?
— Наверное, сейчас другой Бах Ахмедов. Я знаю, у многих людей случаются кардинальные изменения, когда буквально за год-два человек становятся совсем другим. Но я по-иному устроен, меняюсь эволюционно, постепенно. Во мне не было резкого перелома. Конечно, меняются вкусы, отношение ко многим вещам. Это ярко видно на примере чтения книг: какую-то книгу воспринимаешь совсем иначе, чем лет 10 назад.
— А что сегодня читает Бах Ахмедов?
— Рассказы Томаса Манна и книгу о творчестве Зощенко. А вообще, в последние годы меня привлекают мемуары.
— Тебе нравится писать рецензии, ведь в последние годы ты занялся и критикой?
— Если мне нравится автор и книга, я с удовольствием анализирую, но ведь надо донести до читателя свои мысли так, чтобы они были интересны, дать возможность посмотреть на произведение с нового ракурса.
— А что в твоем понимании поэт?
— Дать определение поэта довольно рискованное дело, поэты – очень разные люди. И, конечно, многое зависит от таланта. Для меня определение поэзии вообще – это есть ли в стихах музыка, трогают ли они твою душу. Бывают стихи отшлифованные, правильные, но не задевают за живое, они просто «сделаны».
— Центр Лондона.Ты стоишь на площади, читаешь стихи…
— Это про конкурс пушкинского чтения? Честно говоря, я прочитал не очень хорошо и неожиданно для себя взял первую премию…
— Бах, по-моему, все победы для тебя неожиданны! Как и последняя – в конкурсе рассказа о проблеме Аральского моря…
— Мой рассказ не был напрямую связан с темой конкурса, «Китовый блюз» – это проблема экологи, пустыни, но жюри понравился стиль и подача…
— А если посмотреть вперед на 30 лет? Каким бы хотел себя увидеть?
— Ох, дожить бы еще… Но хотелось бы увидеть себя не то что просветленным, но мудрым, наверное, чтобы вся шелуха отпала и осталось самое главное.
— Что тебя может выбить из колеи?
— Я плохо переношу, когда люди между собой ругаются. Я и сам избегаю конфликтов.
— Ты много общаешься с собратьями по перу?
— Да, и так сложилось за последние 5 лет, что мой круг поэтов – это Николай Ильин, Вика Осадченко, Наталья Белоедова, Фархад Юнусов, Марат Байзаков…
— А помогаешь молодым талантам?
— Иногда присылают свои работы, просят посмотреть – хорошо или плохо. Но это такой деликатный вопрос, надо найти золотую середину, чтобы не обидеть человека, не дать опустить руки, но и пустое нахваливать не могу…Кстати, знаю, что и мои стихи не всем нравятся, есть даже те, кто ругает их, но стараюсь не обижаться (хотя поэты очень обидчивы), стараюсь понять, где что-то не так прозвучало.
— Твои стихи переведены на несколько языков, на каком, по твоему мнению, они лучше звучат?
— Очень понравился перевод моих стихов на армянский и узбекский языки. Но сложная эта работа! Сам я переводил стихотворения Чулпан, Гузаль Бегим (она, кстати, занималась переводом моих), но это больше эксперименты для меня. Не мое, одним словом.
— На сегодняшний день вышло два сборника твоих стихов – «Молчание шара» и «Облако вероятности». А как обстоит дело с прозой?
— Прозу пишу меньше, реже… В прозе мне надо еще работать…
— Бах, вот если бы у тебя была возможность что-то «сверху» сказать людям, что сказал бы?
— Наверное, что-то банальное… лучше Окуджавы никто не сказал: «Давайте жить, во всем друг другу потакая… Давайте говорить друг другу комплименты!» Кстати, я видел Булата Шалвовича, когда учился в МГУ. Это был концерт за 2-3 года до его смерти. Я набрался наглости и пошел за кулисы поздороваться. Собственно говоря, у меня был повод: один наш поэт попросил передать Окуджаве (мол, вдруг увидишь там, в Москве, это мой друг!) от него привет и спросить телефон какого-то там барда. Вообще, это был идиотизм, честно говоря. Булат Шалвович долго вспоминал нашего поэта-«друга», потом сказал, что поищет телефон барда и перезвонит. Но так и не перезвонил, конечно. А воспоминание от общения осталось…
— Ты считаешь себя гармоничным человеком?
— Временами. Скорее всего, нет.
— Тогда совсем банально: а счастливым?
— Наверное, да… Есть возможность говорить свое слово, заниматься любимым делом. Хотя меня часто спрашивают: «Почему у вас такие грустные стихи?» Наверное, такое мое восприятие мира. Стихи, может, и грустные, но сам творческий процесс – это большая радость.
Беседовала Ольгана
***
…Разумеется, можно уйти в молчание. Объявить его опыт вершиной творчества. Убедить себя в том, что предел звучания должен пройден быть раньше, чем жизнь закончится. И взирать на землю с вершин безмолвия… На губах улыбка почти надменная. Ибо жизнь короче, чем вспышка молнии, а в молчанье вмещается вся Вселенная. Разумеется, можно уйти в бесстрастие и сказать, что мир наш – лишь сновидение. И неважно, «счастье» напишешь иль «счастие», – все равно растает, как наваждение. Отстраниться можно: мол, люди глупые суетятся зачем-то, от боли корчатся. Посмотреть на их суету через лупу и осознать, что лучшее – одиночество. Можно все, только мне почему-то верится, что в моих блужданиях больше честности. Что в ошибках больше судьбе доверия, даже если идешь по знакомой местности. И пускай усталость и боль отчаянья… И слова как листья горят осенние. Но, возможно, однажды строка случайная хоть кому-то поможет найти спасение.
***
Внутренний мир – это внутренний миг, тающий, неуловимый. Свет на воде, исчезающий блик, вечное встречное «мимо». Камни и ветер, вода и песок – что-то сильнее навеки. Как беззащитен и как одинок внутренний Бог в человеке...
***
…Пропущенное слово в словаре... Слепое притяжение к игре И вечный страх внезапно постареть В ловушках смысла. Вот наш исход и, может быть, итог: Ладошки времени и медленный песок. Налево – осень, а направо – Бог, И жизнь зависла.
Одиночество – это вирус…
Одиночество — это вирус От которого нет лекарства. Это острый, как бритва, минус. И пустое вокруг пространство. Одиночество — это опыт с зеркалами беседы долгой. То ли прошлого горький шепот, То ли просто пустые полки… Но когда-нибудь станет светом то, что было усталой болью. Одиночество — это лето, Неотравленное любовью. Как спокойно проходит вечер! Безмятежно, прозрачно, пусто. Одиночество душу лечит, Извлекая осколки чувства.
***
Равновесие неустойчиво. И свобода всегда обманчива. Смотрит время в глаза настойчиво, заставляет счета оплачивать. В каждой строчке осенней ветрено. В многоточье — усталость вечная. А у жизни своя симметрия, беспощадная, безупречная… И тепло дуновенье прошлого перед снегом еще не выпавшим. Пусть надежда давно изношена, все равно я ее не выброшу…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.