В Оренбурге почтили память основоположника узбекской советской литературы Искусство История
Россия подаёт пример Узбекистану, у нас имя Хамзы предано забвению
В Оренбурге 29 марта 2019 г. чтением стихов и научной конференцией отметили 130-летие со дня рождения поэта и драматурга, общественного деятеля, борца за равноправие и эмансипацию Хамзы Хакимзаде Ниязи (1889–1929), забитого камнями за то, что на праздник 8 марта он сагитировал 23 женщин отказаться от паранджи.
В Оренбурге 29 марта 2019 г. чтением стихов и научной конференцией отметили 130-летие со дня рождения поэта и драматурга, борца за равноправие и эмансипацию женщин Хамзы Хакимзаде Ниязи (1889–1929).
В советское время как убежденный сторонник новой народной власти он был по-настоящему культовой фигурой в Средней Азии. О его жизни и творчестве была поставлена пьеса, сняты художественный фильм и 17-серийный телесериал, выпущены многочисленные книги, марки, почтовые конверты, открытки и монеты. Именем Хамзы были названы горный хребет, город в Ферганской области, район Ташкента, Узбекский и Кокандский драматические театры, Наманганский педагогический институт и другие объекты, открыты музей в его родном Коканде и мавзолей на месте трагической гибели в Шахимардане. Однако с распадом СССР его фигура отошла в тень, а большинство объектов в его честь были переименованы. В настоящее время в Узбекистане и других странах вновь возродился интерес к личности Хамзы, но уже как яркого представителя джадидизма – широкомасштабного движения исламского обновления, просвещения, реформирования образования, подъема политической активности, охватившего в конце XIX – начале XX вв. все мусульманские регионы Российской империи.
В этом контексте и была рассмотрена деятельность народного учителя и поэта Хамзы на прошедшей в Оренбурге Международной научной конференции «Евразийский опыт адаптации исламских институтов к требованиям нового времени (на примере джадидизма)». Организаторами встречи на этой площадке представителей России и Узбекистана выступили АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.
Юбилей собрал около 120 представителей научных и образовательных учреждений из Ташкента (Узбекистан), Казани, Нижнего Новгорода, Оренбурга и Уфы (Россия), руководителей и активистов национально-культурных объединений, мусульманских духовных лиц, студентов светских и исламских религиозных учебных заведений.
Открывая встречу, председатель Правления АНО «Содружество народов Евразии», доктор исторических наук Веналий Амелин отметил, что период возникновения и развития джадидизма представляет собой уникальный процесс модернизации мусульманской культуры при сохранении традиций, нравственных основ и духовных ценностей исламской цивилизации.
Участники встречи, историки и исламоведы, проанализировали основные причины, взаимосвязи и формы этого движения мусульманского обновления в различных регионах: заведующая отделом историографии и источниковедения Института истории Академии наук Республики Узбекистан, доктор исторических наук Дилором Алимова – в Туркестане, директор Института международных отношений Казанского федерального университета, председатель Правления АНО «Институт исследований Центральной Азии», кандидат исторических наук Рамиль Хайрутдинов и профессор Нижегородского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Ольга Сенюткина – в Поволжье, а председатель Регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области, кандидат исторических наук Альфит Шарипов, доцент Уфимского государственного нефтяного технического университета, кандидат культурологии Зишана Абдуллина и доцент Евразийского института «ТИГР», кандидат исторических наук Альфия Бакирова – на Урале.
Специалисты с сожалением констатировали, что до сих пор эти процессы рассматриваются в их странах преимущественно в рамках внутренней истории, обособленно, изолировано в то время, как они были частью общего для всех мусульманских народов Российской империи широкого социально-политического движения, участники которого в Крыму, Поволжье, на Урале, Кавказе и в Средней Азии тесно взаимодействовали и объединялись для решения совместных задач. А потому и современные ученые России, Узбекистана, других постсоветских государств должны объединяться в рамках совместных проектов для изучения общего для их истории явления джадидизма, положившего начало интеграции, сближению и взаимному познанию, межкультурному диалогу народов, формированию их новой национальной литературы и театра, образа жизни, политической культуры.
Разумеется, в рамках юбилея поэта особое внимание было уделено изучению жизненного пути самого Хамзы, который был всесторонне освещен и проиллюстрирован уникальными фотографиями старшей научной сотрудницей Института истории Академии наук Республики Узбекистан, доктором исторических наук Нодирой Мустафаевой. А школьники и студенты из Узбекистана, обучающиеся в Оренбургской области России, активисты Ассоциации национальных молодежных общественных объединений региона «ВМЕСТЕ» прочитали стихи Ниязи о нравственном долге, служении людям и любви на узбекском и русском языках.
Участники международной встречи также посетили мусульманское духовное образовательное учреждение – медресе «Хусаиния» г. Оренбурга, литературный музей областной библиотеки и культурный комплекс «Национальная деревня» с его музеями, которые являются наглядным свидетельством разнообразия, взаимообогащающего обмена и переплетения культур на евразийском пространстве.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.