Народ-праведник. О проекте создания «Музея эвакуации в Ташкенте» Разное Ташкентцы
Вячеслав Шатохин
В порядке предложения и обсуждения.
Вводное слово (Марк Фукс)
Двадцатый век предоставил народу Узбекистана замечательную возможность проявления и демонстрации своих лучших гуманитарных черт и свойств.
Когда на западных границах тогдашнего СССР разразилась война, в ходе которой под угрозой оказалось мирное население европейской части страны узбеки приютили у себя огромную волну беженцев, эвакуированных с Запада, народ поделился не только кровом, но и последним куском хлеба, обогрел и усыновил сирот, принял, вылечил и выходил тысячи раненых бойцов Красной Армии, обеспечил прием и работу заводов, эвакуированных из оккупированных Беларуси, Украины и районов России.
Узбекистан спас в годы войны цвет интеллигенции Советского Союза, а лучшие сыны республики ушли воевать за свободу, независимость и само существование всей огромной страны.
Уникальный опыт Узбекистана по жизнеобеспечению, реабилитации и адаптации беженцев вообще и беженцев-евреев в частности не только вошел в золотой фонд человечества, но и, по нашему убеждению, является примером и предметом изучения, осмысления и подражания в лучшем смысле этого понятия.
При работе над маленькой повестью «Полихромные хроники…» и заметками: «Ташкент. Возвращение«, которые были опубликованы на Портале доктора Е. Берковича я, не мог обойти эту тему и отобразил её.
Многие европейские страны с удовлетворением зачеркнули бы, забыли бы те страницы своей истории, когда они в годы Второй мировой войны не только не смогли спасти своих граждан – евреев, но и по сути дела сотрудничали с нацистами в этом позорном, не достойном понятия «цивилизованное общество» процессе уничтожения целого народа.
Сказанное ни в коей мере не отрицает или ставит под сомнение подвиги отдельных героических людей, названного впоследствии явлением «Праведников народов мира», но если можно говорить о народе – Праведнике мира, то узбекский народ безусловно в числе первых, заслуживающих это звание.
Каждый обогретый теплом узбекского дома сохраняет в своей душе и памяти чувство благодарности к народу Узбекистана и поэтому не удивительно, что сын эвакуированных и спасенных в годы войны господин Вячеслав Шатохин, материал которого публикуется ниже, со своими единомышленниками предпринимают попытки исследования, систематизации сведений, сохранения свидетельских показаний, сохранения вещественных доказательств подвига массового спасения узбекским народом эвакуированных в годы Второй мировой войны.
Сам факт такого явления, такого проявления гуманизма целым народом по-своему уникален, свидетельствует о многом и безусловно является входным билетом в гуманитарный клуб свободного мира, что не менее важно, чем достижение успехов в экономике, промышленности и т.п.
Вячеслав Шатохин уроженец Ташкента, получивший юридическое образование в Ташкентском университете и в настоящее время проживающий в Нью Йорке, считает, что в полной мере задача сохранения памяти об этом подвиге, его изучении и реализации накопленного опыта может быть реализована в создании и работе «Музея эвакуации» (условное название) в Ташкенте.
Марк Фукс
Израиль, Хайфа.
О документальном фильме «Последнее лето детства»
В конце 2017 года в Нью-Йорке состоялась презентация документального фильма «Последнее лето детства». Фильм был создан мной и кинорежиссёром Наби Раззаковым по инициативе и на основе материалов, собранных мной и при моем непосредственном участи.
В апреле 2018 года Наби Раззаков предпринял поездку в Узбекистан с тем чтобы уточнить некоторые моменты, вошедшие в фильм и на основе этих новых данных, перемонтировал его.
Фильм повествует о судьбах еврейских детей, эвакуированных из европейской части Советского Союза и спасенных узбекским народом в годы второй мировой войны.
Фильм получил положительную оценку во многих странах, он демонстрировался в Узбекистане, в США, в Канаде, в Австралии, в Израиле, в Аргентине, в Германии и в Украине и согласно нашему плану и надеждам и во исполнение его, и стал одной из частей проекта, призванного сохранить память об уникальном явлении двадцатого века, которое вошло в историческую память поколения Второй мировой войны под названием «эвакуация».
Второй частью этого проекта является готовящаяся к печати в Москве книга о спасении еврейских детей в Узбекистане в годы войны.
И наконец третья часть, заключающей проект – создание «музея эвакуации» в Ташкенте.
Возвращаясь к фильму – исполненному первому этапу плана работы в этом направлении следует указать, что вклад Узбекистана в победу над нацизмом заключался не только в том, что тысячи узбеков ушедших на фронт, частью сложивших головы на полях сражений и вырвавших победу у врага, но и в том, что Узбекистан стал надежным тылом страны, приняв у себя эвакуированные заводы из европейской части СССР, тысячи эвакуированных женщин, стариков и детей.
Тысячи сирот, детей войны получили в Узбекистане теплый приём, крышу над головой, стали членами узбекских семей.
Руководство Узбекистана рассматривало заботу о детях войны, патронаж над ними, как задачу соизмеримую с задачей производства оружия и обеспечения фронта всем необходимым.
Время неумолимо. Дети эвакуации, некогда обретшие тепло и кров, семью в Узбекистане, ставшие на ноги там, получившие образование, создавшие свои семьи, вырастившие своих детей и внуков, состоявшиеся в жизни в наши дни, стареют, уходят.
Вместе с ними может и уйти память – документ эпохи, свидетельство милосердия, широты души, самоотверженности и готовности жертвовать собой ради ближнего.
Со сбором материала, свидетельских показаний, с организацией Музея нельзя медлить!
Большое видится на расстоянии.
Среди спасённых в ходе эвакуации в Республики Средней Азии были дети многих национальностей, впечём национальная принадлежность интересовала узбекский народ в последнюю очередь. Дело делают конкретные люди, а конкретная узбекская семья видела перед прежде всего собой ребенка, человека лишенного хлеба и крова, ребенка лишенного детства.
Как мы знаем особый интерес, в смысле уничтожения, для нацистов представляли евреи и поэтому неудивительно что в волне эвакуированных, бежавших от войны они составляли значительную часть.
Та часть проекта, которая к настоящему времени состоялась, документальный фильм «Последнее лето детства», потребовал подготовки в течении десяти лет. Это было сделано мной по велению сердца. В этом времени я собирал материал, искал героев будущего фильма, вел переписку, брал интервью, встречался с уже составившимися «детьми эвакуации», с их детьми и внуками. Я видел перед собой состоявшихся людей с удивительной памятью о детстве и о том добре, которое подарил им Узбекистан. Я видел в их глазах благодарность и любовь к своим спасителям.
Первые же шаги по созданию фильма поставили вопрос о финансировании проекта. До встречи режиссером фильма Наби Раззаковым вся финансовая составляющая готовящегося фильма лежала на моих плечах.
Наби-ака, так обращаются в Узбекистане к брату, включившись в работу над фильмом, взял часть расходов на себя.
Фильм оценили в Узбекистане. Президент Узбекистана счел фильм значительным и весомым вкладом в укрепление дружбы между народами США и Узбекистана и в 2018 году наградил режиссёра фильма Наби Раззакова орденом «Дустлик» – «Дружба».
Работа потребовала, как мы уже писали, поездки в Узбекистан, встречи с теми, кто спасал детей, теми, кто спасал будущее народа. Беседы были настолько захватывающими, что люди забывали о съемке и уже не сдерживали эмоций.
Интересно, что, когда мы брали интервью у спасённых здесь, в США оказалось, что годы не властны и многие, несмотря на возраст помнят стихи на узбекском языке и с удовлетворением вспоминают их.
Мы это сделали, мы создали фильм-документ (https://youtu.be/I-yxYtvmBJI), и он сейчас живет своей жизнью, свидетельствуя о человеческой памяти, чувстве благодарности, о гуманизме узбекского народа.
Несколько слов о готовящейся к печати книге
Мы — народ книги. Отношение к печатному слову – один из характерных показателей и характеристик еврейского народа. Поэтому совершенно естественным стал наш следующий шаг – написание и издание книги о величайшем гуманитарном подвиге узбекского народа в годы второй мировой войны.
Мы понимали насколько во всех отношениях это сложная задача, но успех нашего фильма, его востребованность и актуальность вдохновляет нас.
Книга под условным названием «Спасённые души» готовится к печати в Москве. Предполагаемый объем издания – 400 страниц, тираж 1500 экземпляров.
Эта книга будет моей совместной работой с профессиональным историком, выпускником Московского историко-архивного института Леонидом Терушкиным. Книга строго документальная и базируется воспоминаниях и свидетельствах детей войны. Нами отобрано около шестидесяти воспоминаний еврейских детей, эвакуированных в Узбекистан.
Предполагается, что книга будет снабжена большим количеством документов, фотографий, другим графическим материалом.
Вопрос финансирования издания, как обычно, является одним из основных, и я с удовлетворением могу сообщить, что одним из первых на наш призыв в оказании материальной помощи откликнулся господин Бурхон Расулов из Коканда, Республика Узбекистан. И это свидетельствует не только о высоком сознании и готовности жертвовать, но и понимании того насколько важен вопрос сохранения гуманитарного наследия собственного народа.
«Музей эвакуации в Ташкенте»
Венцом проекта по идее должно стать создание в Ташкенте «Музея эвакуации».
Сама эта идея уже получила информационную поддержку во Франции, в США, в Израиле, в Великобритании, в Бельгии и что самое важное в данном случае – в Узбекистане.
Каким я вижу этот музей?
Выделяется одно из старых зданий в районе Центрального вокзала в Ташкенте, вокзала на который прибывали составы с эвакуированными, в районе, где располагались службы по приему детей, куда приходили простые узбеки из Старого города с просьбой дать им детей на воспитание.
Здание подвергается ремонту с учетом требований для строений, предназначенных для музеев. Одновременно с этим идет сбор материалов, документов, экспонатов. Поиск и сбор экспонатов проводится как в Узбекистане, так и за его пределами. На сей счет у нас есть четкое представление о том, как это сделать и где найти материал.
Предполагается что музей будет вести обширную работу по воспитанию молодежи, т.е. предусматривается сотрудничество органами образования и воспитания детей и подростков, музей должен вести также исследовательскую работу, продолжать поиск материалов, участвовать в проведении конференций, издании научно-просветительских материалов по гуманитарной тематике. Естественно, что наш 21 век с его информационными технологиями предоставляет нам возможность создания интерактивных экспозиций. В своей работе музей может и должен опираться на накопленный опыт музейного дела в Узбекистане, на опыт работы таких центров как «Яд ва шем» и музей «Лохамей а-Гетаот» в Израиле, на опыт мемориально-музейных комплексов в Польше, Венгрии, США и т.д.
Естественно, что без поддержки Правительства Республики Узбекистан, общественности Ташкента создание такого небольшого, компактного, но активного центра гуманитарного наследия узбекского народа невозможно.
Уверен, создав такой музей, активизировав в нем работу, выйдя на международный уровень, республика получит в свое распоряжение явление такого гуманитарного потенциала, который поможет ей в дальнейшем развитии во многих направлениях, в решении многих задач, стоящих перед Узбекистаном.
Материалы для справок:
https://youtu.be/I-yxYtvmBJI
http://muslim.uz/index.php/rus/novosti-2018/item/13570-vyacheslav-shatokhin-vystupil-s-initsiativoj-po-sozdaniyu-muzeya-evakuatsii-v-tashkente
https://nuz.uz/intervyu/39507-vyacheslav-shatohin-esli-by-prisvaivali-zvanie-pravednik-mira-strane-ego-dolzhen-by-byl-poluchit-uzbekistan.html?fbclid=IwAR3sr2ectTbH3a9NTxqX0v954__3mfknn6i09FMztcwX0tgiPjUeEkZ7PQY
https://youtu.be/ZqcUrS5BEVY
http://rusdocfilmfest.org/2018-program-ru
https://youtu.be/kgtpOOpxV00
http://www.kultura.uz/view_2_r_13041.html
https://nuz.uz/intervyu/39507-vyacheslav-shatohin-esli-by-prisvaivali-zvanie-pravednik-mira-strane-ego-dolzhen-by-byl-poluchit-uzbekistan.html
http://www.asiaterra.info/news/prezidenta-uzbekistana-prosyat-pomoch-v-sozdanii-muzeya-evakuatsii
https://blogs.voanews.com/uzbek/inter-gap/2018/02/28/urush-davrida-yahudiylarga-quchoq-ochgan-ozbekiston-haqida-film/
У меня сложился ряд вопросов:
1) Какова цель данного музея?
2) Каковы задачи музея?
2) Какова его актуальность в Узбекистане (числовой прогноз посещаемости за год)?
3) Какие экспонаты предполагается хранить в музее?
4) Экономическая эффективность: а.(источники финансирования на создание музея, его эксплуатацию, приобретение экспонатов, заработную плату сотрудников, амортизацию здания и оборудования и т.д.), б.(прогноз получения прибыли )
Хотелось бы получить чёткую и прозрачную информацию от профессионала в жатом виде (без лишней воды).
Semyon[Цитировать]
Идея очень хорошая.
И сохранение памяти об эвакуации стоит того, чтобы собирать для её воплощения материал.
В основном это будут воспоминания.
Но почему Вы делаете упор на эвакуации только евреев ?
Ведь они не составляли большинства среди эвакуированных.
Основная масса это были работники эвакуированных промышленных предприятий.
И евреи в том числе.
Только в Ташкенте по цифрам население выросло за счёт эвакуированных втрое. И после войны уехали обратно меньше половины эвакуированных : с предприятий никого не отпускали, да в те времена даже в отпуск уехать куда-то нужно было получать разрешение, не то что уехать насовсем.
А многим было просто и некуда уезжать.
FZL[Цитировать]
Категорически против названия статьи. Я многого наслушался от этих «праведников» в 90-х. Да и насчёт цвета нации, ушедшего на войну, вопросов ого-го.
Да, факт неоспоримый — приютили, обогрели. Но это крайняя необходимость. Слишком высокопарно, на мой взгляд.
Val[Цитировать]
С одной стороны идея вроде и благородная, но с другой — уж больно сильно от *********************(убрал, ЕС)
И поздно уже и никому не нужно, прямо скажем — ушло то время!
J_Silver[Цитировать]