Рейх Михаил Вольдемарович (1904 – 1966) Tашкентцы Искусство

Ссылку на статью дала Лидия Козлова в комментарии к статье о Максиме Светланове, сыне Михаила Рейха

ReyhХудожник-живописец, график, иллюстратор. Член Союза художников Узбекистана.

Михаил Вольдемарович Рейх свой путь художника-графика начал в Военной ударной школе искусств в Ашхабаде (1920–1923). Школа дала ему не столько художественное, сколько политическое образование, пробудила у него острый интерес к действительности.

Приехав в 1924 году в Узбекистан, Рейх работает в Ташкентских газетах и журналах, делая преимущественно портретные зарисовки и карикатуры на бытовые темы. Позднее его карикатуры печатает сатирический журнал «Муштум», а иллюстрации, заголовки, натурные зарисовки к рассказам и очеркам публикует журнал «Семь дней».

Стилистически работы этого времени носят подражательный характер, но склонность художника к юмористическим темам и решениям уже начинает оп­ределяться. Постепенно Рейх от работы в периодической печати пере­ходит к иллюстрированию детской книги. В местных издатель­ствах выходят две книжки узбекских народных сказок, иллюс­трированные рисунками пером, а в издательстве «ЗИФ» – книжка «Кичкинтой» («Малыш») с акварельными рисунками (1927). Персо­нажи его иллюстраций смешны, зачастую это острый гротеск. Но художественное преувеличение смешного, как правило, достигается утрированием физических черт персонажей, поисками занимательных ракурсов и поз. В иллюстрациях нет еще подлин­ной фантазии, сказочности и широкого простора для воображе­ния, хотя композиционные решения их изобретательны и за­бавны.

С тридцатых – Михаил Рейх занимается агитационным искусством, рисует политические плакаты, в том числе и направленные на борьбу с религией и пережитками прошлого. Его плакат 1934 года на русском и узбекском языках, посвящен рекламе услуг Государственных трудовых сберегательных касс. Известны социальные плакаты Рейха на тему ударного труда, политических праздников: «1 сентября сдадим в эксплуатацию первую очередь чирчикского химкомбината» (1940), «Товарищи, храните деньги в сберегательной кассе!» (1946), «Все на сбор урожая!» (1954), «78 тонн хлопка – сырца собрал в 1953 году Пулат Раджапов» (1954), «Советская власть открыла нам дорогу к счастью, к знаниям!» (1957), «Больше хлопка Родине!» (1958).

В конце 1930-х годов творческая биография художника напол­няется новыми интересными событиями, которые крепче, теснее связывают его с жизнью республики. Михаил Рейх во главе бригады гра­фиков выезжает на народные стройки. Большой Ферганский канал, Чирчикстрой – это долгие дни труда в народе, общения с народом, познания жизни у её истоков. По дороге на Большой Ферганский канал, – рассказывает художник, – нас не покидало ощущение, что мы едем на фронт, и это впечатление осталось на канале. Это был трудовой фронт. Энтузи­азм народа был так велик, что оставаться равнодушным созерцателем было невозможно. Каждый портрет, нарисованный художником, был острым и действенным средством повышения производительности труда. Почти год работал Рейх на Чирчикстрое.

Здесь широко раз­вернулись его организационные способности и природный дар художника-портретиста, умеющего быстро и живо схватывать сход­ство и характер человека. Одиннадцать портретных галерей ударников, включающих более 300 зарисовок, 200 тематических рисун­ков, 40 номеров «Чирчикстроевского крокодила», плакаты для «Окон сатиры», панно, рисунки для газет, оформление трассы канала – даже этот сухой и далеко не полный перечень работ бригады ху­дожников переносит нас в боевую атмосферу их трудовых будней и определяет значимость их творчества. Художники на строительстве получили новый запас жизненных впечатлений, сделали сотни зарисовок, однако подлинного творче­ского обобщения в станковых произведениях добиться им не уда­лось. Их работы, в том числе и работы М. В. Рейха, носили харак­тер конкретных зарисовок, правдивых, часто острых, жизненных, но не глубоких и не объединенных идейно-образной сюжетной линией. Но они представляли интересный раздел графики на респуб­ликанской выставке художников Узбекистана в 1940 году.

В первые дни Великой Отечественной войны М. Рейх создал са­тирические плакатные листы на темы, разоблачающие фашизм. Участвовал в 1-й выставке антифашистского плаката, которая проходила с 27 июля по 10 августа 1941 года в Ташкенте, в Доме Красной Армии. Он работает художником на большом военном строительстве на Урале (1942–1945).

В послевоенный период Рейх продолжает работать в жанре политического плаката, сотрудничает в «Муштуме» возглавляет бригаду художников на строительстве железной дороги Чарджоу, – Кунград, создает иллюстрации к детской книге, участвует в вы­ставках станковыми произведениями («У Тюямуюна», «Листовки», «На стройке»).

В 1949 году М. Рейх уезжает на три года в Киев и там продолжает иллюстрировать детскую книгу (М. Стельмах «Жнива», В. Бичко «Я хоч невеличка»). Там же начинается новый этап в творчестве художника. Ему поручают иллюстрирование исторических романов «Чингизхан», «Батый», «Абай». Иллюстрации Рейха привлекают исторической достоверностью деталей, верностью этнических типов, интересными композиционными находками, точно расставленными смысловыми акцентами в сюжетной линии. Во многих иллюстрациях этого периода бросается в глаза излишняя карикатурность лиц, условность поз, но в некоторых из них (особенно в иллюстрациях к роману «Чингиз-хан» уже ощущается стремление художника к психологической выразительности, к об­разному решению.

Новое в развитии творчества Михаила Рейха мы видим в листах станковой графики на темы Октябрьских событий в Ташкенте (1957). Здесь видно стремление художника к объединению рисунков единой идейной линией, одним стилистическим приемом, внимание к характерности типажа, выразительности композиций.

Михаил Рейх – это художник-пропагандист и агитатор, журналист по складу дарования и по творческим стремлениям, оказал несомненное влияние на последующее поколение графиков Узбекистана. Прожил полную ярких событий творческую жизнь. Дружил с Владимиром Фаворским, Евгением Кибриком, Андреем Гончаровым; был знаком с Алексеем Толстым, Константином Симоновым и Рокуэллом Кентом.

Плакатное творчество М. В. Рейха представлено в коллекциях Российской библиотеки (РГБ), Государственного центрального музея современной истории России, Национальной библиотеки Грузии, Фонда Марджани.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

4 комментария

  • ANV:

    «заложил основы развития искусства в Средней Азии.»
    Господа ташкентцы! Может пора уже и меру знать?
    А то ведь получается что раньше только наскальные рисунки были.

      [Цитировать]

    • Безобразная фраза. Думаю, сам художник смеялся бы над ней. Возможно, автор статьи тоже. Бывает так при редактировании выпадает что-то важное. Получается бессмыслица. В остальном вполне разумная статья. Ссылку на этот материал я дала в связи с публикацией Турсунали Каримовича Кузиева в ФБ: портреты артистов Театра Оперы и Балета им.Свердлова. Художник и позже делал такие беглые зарисовки после премьеры, например. Только опубликованы они были в маленьких буклетиках с репертуаром театров, бумага ужасная.

        [Цитировать]

  • https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post336895674 Здесь опубликована та же статья, но начало отредактировано. «Рейх Михаил Вольдемарович (1904 -1966). Художник живописец, график. Член Союза художников Узбекистана. Михаил Вольдемарович Рейх родился в 1904 г.» Так звучит гораздо лучше. Уважаемый Евгений Семёнович и уважаемый Азим! Отредактируйте, пожалуйста начало статьи. А то читатели наткнутся на глупейшее второе предложение и не будут читать дальше. А жаль.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.