На городской окраине. Соседи улицы Ферганской История Старые фото Фото

Старый, добрый Куйлюкский тракт. Сколько он может поведать нам с вами, сколько легенд и тайн хранит его некогда пылящее покрытие. Итак, сегодня наш маршрут пролегает от древнего Салара – тогдашней границы города, по улице Ферганской и ее окрестностям…

Дисциплинарная рота была на этом месте

Мы начинаем движение от того места, «что Первушкой зовется…». Винно-водочный завод, принадлежавший И.И.Первушину, существует и поныне. Его лишь перенесли из центра города на окраину. Народный же топоним существует на том же месте и по сей день.

Бывшие жд мастерские

Справа от автомобильного моста – путепровода в сторону Куйлюка, мы видим производственные корпуса. Это бывшие Главные железнодорожные мастерские, основанные еще в 1900-м году для ремонта подвижного состава – вагонов, паровозов, изготовления запасных частей. В годы минувшей войны завод выпускал бронепоезда, снаряды различных калибров, и многое другое, что было необходимо на фронте. Здесь до наших дней сохранились первые здания, коим уже далеко за сотню лет.

Бывшие железнодорожные мастерские

Прямо напротив тепловозоремонтного завода стоят здания грузового двора, ныне занимающие территорию малых железнодорожных мастерских, с 1912-го года носивших название Бородинских. Они возникли в 1906-м году и занимались обслуживанием железной дороги и текущим ремонтом подвижного состава.

А мы едем дальше, к еще одной достопримечательности, о которой нам расскажут ажурные красно-белые мачты, находящиеся слева, за территорией одной из автозаправок.

Вы удивитесь, но именно здесь, на территории так называемого «военного поля» располагался первый в Ташкенте ипподром. Дату его возникновения узнать пока не удалось, но можно сделать вывод, что первый городской ипподром был построен между 1890-м и 1905-м годами.

Скаковой ипподром

Он просуществовал на этом месте до 1912 года, когда был передан Туркестанскому воздухоплавательному обществу. Как свидетельствует газета «Туркестанские ведомости» за октябрь 1913 года:

«Открытие нового ипподрома. В воскресенье, 6 октября, Туркестанское общество поощрения коннозаводства открывает в Ташкенте новый ипподром. Громадный участок для этого ипподрома отведен обществу вблизи бывшего саперного лагеря, по Паркентской дороге, мимо Кадетского корпуса. Новый ипподром ближе к городу, чем старый (с прошлого года переданный в распоряжение Туркестанского воздухоплавательного общества), и неустанными трудами и заботами вдохновителя общества вице-президента А. А. Чебышева оборудован со всеми удобствами не только для публики и для лиц, занимающихся скаковым спортом, но и для скакунов. Благоустроенные и красивые трибуны дают зрителю полную возможность наблюдать состязания, в каком бы месте он не находился. Для высших начальствующих лиц и для вице-президента общества, отведены особые ложи, эти ложи могут посещаться посторонними только по приглашению лиц, для которых они предназначены. Открытие ипподрома назначено на 1 час дня. По окончания молебствия и освящения зданий, с 2 часов дня начнутся скаковые состязания».

Дисциплинарная рота, иконостас церкви

Теперь здесь властвовали лихие парни в кожаных тужурках, поднимавшие в воздух свои хрупкие «этажерки» — «Фарманы», «Блерио» даже без такой необходимой вещи, как парашют. Ну не было их еще в распоряжении пилотов Туркестана. Конечно же, не обходилось без аварий. И, тем не менее, и показательные, и учебные полеты проводились без перерывов.

Через два года, в 1915-м году аэродром переезжает на новое место, каким стало поле того самого ипподрома на Паркентской. Ипподром, в свою очередь, переезжает на Куйлюк, где и проживет до 1976–го года.

Старая территория понадобилась для строительства так называемой «искровой» радиостанции.

В 1915-м году здесь сооружается мощная, по тем временам приемо-передающая радиостанция, работу которой (звук удара якоря о ярмо) было слышно в центре города.

Коллектив радиостанции

Здесь и были возведены шесть 90-метровых металлических мачт по проекту фирмы «Симменс и Гальске». Они поддерживали достаточно густую сеть проводов антенны-излучателя.

Старое здание радиостанции (перестроенное)

Место, кстати, было выбрано удобное. Если ипподром в охране особо не нуждался, то искровую радиостанцию поручили охранять расположенному буквально через дорогу 5-му Оренбургскому казачьему полку. Отсюда еще один народный топоним — «Казачка».

Местом его расположения можно определить как улицу Старокуйлюкская, ныне носящая наименование Сайхун. Над этой улицей время как будто не властно. Здесь можно найти дома, построенные более ста лет назад, после проведения железной дороги. Построенные без особого плана, так, как захотели хозяева, они сохранили свой особый колорит, но город так и не украсили.

Здание штаба казачьего полка — первый этаж — оригинал, второй — поздняя надстройка

Свидетельствует В. А. Нильсен:
Строительство железной дороги и более активные связи с центральными районами России способствовали оживлению капиталистической торговой и промышленной деятельности, активному притоку в города Средней Азии новых масс населения и, в первую очередь, рабочего люда.

На пойменных землях Салара, тяготея к расположенным здесь промышленным предприятиям — мельницам, хлопкоочистительным, винно-водочным заводам, ремонтным мастерским, депо и складам железнодорожного узла, начинают стихийно возникать рабочие слободки. В них ютилась рабочая беднота, а застроены они были чрезмерно плотно ветхими домами. Грязные, антисанитарные, лишенные элементарного благоустройства, слободки часто становились очагами эпидемических заболеваний.

По этой улице можно пройтись и попытаться найти те самые дома и те самые казармы. Скажу одно – казармы сохранились практически в первозданном виде и служат и сейчас. Именно служат, а потому сфотографировать их не представляется возможным.

Зато сфотографировать можно жилые дома, расположенные по соседству. Это массив «Янгизамон», в просторечии «Болгарские огороды» или попросту «Болгарка».

Дело в том, что в конце XIX – начале XX веков переселенцы из Болгарии завезли и стали выращивать на пригородных землях такие не традиционные для нашего края овощные культуры, как болгарский перец (сладкий), помидоры, и многое другое. Так и возник еще один народный топоним, сохранившийся даже после постройки новых жилых домов.

Буквально в ста метрах от массива находится автобусная остановка, которую жители окрестных жилых домов называют «Зеленый базар». Когда-то, во времена давние, на этом маленьком перекрестке улиц Мехржон и 8 марта существовал небольшой базар, где во все времена года можно было купить любой вид свежей зелени – будь то зеленый лук, или кинза с укропом. Базарчика давно уже нет, а в памяти народной он жив до сих пор.

И, конечно же, как не упомянуть славный комбинат по выпуску бумаги — возведенный в далеком 1932-м году УзБУМ. До сих пор около остановки автобуса красуется одноименный указатель, показывающий направление движения к старой фабрике, работающей до сих пор. Как именно она работает – прибыльно, или не очень – я не в курсе. Мое дело – рассказать Вам о соседях улицы Ферганской.

Еще один объект нашего пристального внимания находится на схождении улиц Фергана йули и Сайхун.

В каждой армии мира есть военнослужащие, которые числятся на хорошем счету у командования, повышаются в званиях и должностях. Но…бывают и такие, кто не хочет понять, что такое – армейская дисциплина. Именно для них и создаются исправительные учреждения закрытого типа с жестким режимом содержания. За мелкий проступок – гауптвахта на десять – пятнадцать суток, за крупное – дисциплинарная часть.

Вот и в ташкентском гарнизоне, в четырех верстах от города, существовала так называемая дисциплинарная рота, располагавшаяся на уже указанной выше точке города. Сюда отправлялись «на исправление» нижние чины (солдаты) за совершение тех или иных тяжких проступков во время несения воинской службы.

Здесь же находилась и небольшая церквушка, сооруженная по инициативе военного начальства в 1901 году. Эту прямоугольную церковь небольших размеров освятили 30 ноября во имя святителя Николая Мирликийского. Основной задачей священнослужителя было «спасение» заблудших душ и наставление их на путь истинный. Впрочем, арестованные солдаты могли воспользоваться услугами дома Божьего в любую свободную минуту, и без обращения к священнику – просто помолиться.

Здание церкви стояло лицевой стороной к Куйлюкскому тракту (Фергана йули), находясь близко к месту схождения его с соседней, Старокуйлюкской (Сайхун). Рядом с ней была расположена колокольня с несколькими небольшими колоколами. Перпендикулярно зданию церкви было построено здание казармы, в которой и размещались те самые «заблудшие души».

Долгое время это «заведение» было в руках военного ведомства, а затем, во времена не столь далекие, перешло в ведение органов охраны правопорядка.

Увы, бывает, и женщины преступают закон, а потому здесь и было организовано исправительное учреждение именно для представительниц второй половины человечества, совершивших противозаконные деяния.

Лишь несколько лет назад сие заведение было выведено куда-то за пределы Ташкента, а старинные, но уже пришедшие в негодность, ветхость и запустение здания снесли, и теперь на их месте возвышается комплекс новеньких пятиэтажек, первые этажи которых уже успели облюбовать самые разные фирмы.

Заканчивая нашу прогулку, хотел бы заглянуть в жилой городок по соседству с УзБУМом. Это массив, носящий странное, на первый взгляд, название – Пулемас. Ну, в о-о-чень вольном переводе название можно понять, как «нет денег».

Но покопавшись в исторических хрониках, расспросив нескольких жителей массива, я выяснил, что существует легенда, согласно которой примерно в этом районе города некогда проживал благочестивый мусульманин, оказывавший любую посильную помощь тем, кто в ней нуждался. Он мог вылечить человека, помочь ему, приняв участие в строительстве дома, и так далее.

И за свою помощь никогда ничего не брал. После его смерти он был похоронен на кладбище, получившем впоследствии его имя – Пулемас (возможно, это прозвище). Позже на территории кладбища была возведена одноименная мечеть.

Святослав МОРСКОЙ.

14 комментариев

  • Фото аватара Фома:

    Интересно, особенно про «пулэмас». Кто знает больше?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений Смехов:

    Все как обычно. Ни ссылок, ничего))) Дело, впрочем, уже давно привычное, но все же)))))

    http://oldtashkent.com/avtorskie-issledovaniya/ippodrom-i-aeroport.html

    http://oldtashkent.com/ulitsy-tashkenta/oktyabrskoj-revolyutsii-ulitsa.html

      [Цитировать]

  • Фото аватара Игорь Анатольевич:

    Виктор Морской, 1953 .р., окончивший ТАДИ и мой сослуживец, не Ваш ли родственник?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Полянок Серебко:

    Вот только говорят здание штаба и все казармы пойдут под снос.
    Голден Хаус свои дома будет ставить.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      Не говорят, а так и будет. Я 3-го сентября там был, хотел сделать пару кадров, так охранник начальником себя почувствовал, сказал — низзя, хузяин сказал. Штаб ПОКА стоит, но он в список не входит, поэтому явно снесут, как сообщил их юрист — с потрохами. Казармы УЖЕ снесли, под ноль и под метелку — явно кирпич понадобился кому-то. ЕСу посылал что-то типа статьи, до сих пор жду публикации. Да, за вокзалом увидел интересное здание — там автошкола. Ее директор сообщил, что там была…церковь. Даже в епархии не знают о ней.
      Дальше то, что послал хозяину этого сайта:

      На днях окончательно закончилась история 5-го казачьего, атамана Могутного, полка.
      Хотел сфотографировать ближнее к воротам здание пакгауза явно более чем столетнего возраста, так охранник включил «начальника» — мне хозяин сказал – нельзя фотографировать, значит, нельзя. При этом знак «фотографировать запрещено» отсутствует, а на мой вопрос об этом я услышал – «я сам знак».
      Не пойму я логики застройщиков – здание все равно идет под снос, но фотографировать – ни-ни! Здание бывшего штаба тоже попало под запрет. Увы!
      Ушел в сторону авторемонтного завода, но от него остались только воспоминания. Единственное, что удалось сфотографировать – это старая водовзводная башня (на дальнем плане) и справа от нее то, что находится в процессе сноса – бывший АРЗ
      Причем снимал с территории КПП бывшей бригады связи, что некогда располагалась в старинных казармах казачьего полка – еще в декабре бригада была на месте. В декабре я подходил ко 2-му КПП, просил разрешить сделать пару кадров – как же, вояки сказали – низзя, суперсекрет (здания казарм).
      А сегодня там, где они стояли более ста лет, выметено, как корова языком слизала. Казармы же были сооружены из прекрасного николаевского кирпича, и его, естественно, «оприходовали» заинтересованные лица. Располагу бригады сносили, видать, пока мы все сидели на «карантине», и не было возможности куда-либо съездить. Очень жаль, что нет у застройщиков цели – сохранить, пусть военные, но очень крепкие здания, переоборудовав их во что-либо полезное. Пусть это останется на их совести.
      Выругался (не вслух), и ушел в сторону «5-го трамвая». Слева за воротами увидел интересное здание, первый этаж которого закрыт вновь построенной пристройкой. Но второй этаж частью сохранился в том, старом виде. Мне было любезно разрешено сделать несколько кадров, причем директор автошколы сообщил, что в их здании в начале прошлого века располагалась… церковь. Вот уж не знал, что она была за Главными железнодорожными мастерскими. Может, кто-нибудь сумеет о ней рассказать?
      А за несколько десятков метров до здания бывшего ДОСААФ я обнаружил вот такую вот красоту. Что там, в этом здании – мне было неинтересно. Гораздо интереснее оказалась сама мозаика, которую хозяева здания поддерживают в первозданном виде. Спасибо им!
      И напоследок – спустился я в сторону вокзала по улице Кадырова (некогда — Синеблузников), и вспомнил – давно хотел узнать – что это за здание на последних двух фото? Кто-нибудь знает?

        [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      На дальнем плане — водовзводная башня

        [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      Сказали — это церковь была

        [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      Мозаика на соседнем здании

        [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      Штаб ПОКА стоит, старый пакгауз за воротами тоже, а казармы уже снесли, причем под метелку. Видать, кирпичи кому-то понадобились. Они ж еще царские.
      Ниже то, что посылал хозяину этого сайта.
      «На днях окончательно закончилась история 5-го казачьего, атамана Могутного, полка.
      Хотел сфотографировать ближнее к воротам здание пакгауза явно более чем столетнего возраста, так охранник включил «начальника» — мне хозяин сказал – нельзя фотографировать, значит, нельзя. При этом знак «фотографировать запрещено» отсутствует, а на мой вопрос об этом я услышал – «я сам знак».
      Не пойму я логики застройщиков – здание все равно идет под снос, но фотографировать – ни-ни! Здание бывшего штаба тоже попало под запрет. Увы!
      Ушел в сторону авторемонтного завода, но от него остались только воспоминания. Единственное, что удалось сфотографировать – это старая водовзводная башня (на дальнем плане) и справа от нее то, что находится в процессе сноса – бывший АРЗ
      Причем снимал с территории КПП бывшей бригады связи, что некогда располагалась в старинных казармах казачьего полка – еще в декабре бригада была на месте. В декабре я подходил ко 2-му КПП, просил разрешить сделать пару кадров – как же, вояки сказали – низзя, суперсекрет (здания казарм).
      А сегодня там, где они стояли более ста лет, выметено, как корова языком слизала. Казармы же были сооружены из прекрасного николаевского кирпича, и его, естественно, «оприходовали» заинтересованные лица. Располагу бригады сносили, видать, пока мы все сидели на «карантине», и не было возможности куда-либо съездить. Очень жаль, что нет у застройщиков цели – сохранить, пусть военные, но очень крепкие здания, переоборудовав их во что-либо полезное. Пусть это останется на их совести.
      Выругался (не вслух), и ушел в сторону «5-го трамвая». Слева за воротами увидел интересное здание, первый этаж которого закрыт вновь построенной пристройкой. Но второй этаж частью сохранился в том, старом виде. Мне было любезно разрешено сделать несколько кадров, причем директор автошколы сообщил, что в их здании в начале прошлого века располагалась… церковь. Вот уж не знал, что она была за Главными железнодорожными мастерскими. Может, кто-нибудь сумеет о ней рассказать?
      А за несколько десятков метров до здания бывшего ДОСААФ я обнаружил вот такую вот красоту. Что там, в этом здании – мне было неинтересно. Гораздо интереснее оказалась сама мозаика, которую хозяева здания поддерживают в первозданном виде. Спасибо им!
      И напоследок – спустился я в сторону вокзала по улице Кадырова (некогда — Синеблузников), и вспомнил – давно хотел узнать – что это за здание на последних двух фото? Кто-нибудь знает?»

        [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    если бы была конюшня АРАБСКАЯ , её бы сохранили , облизывали , туристов приводили к ней , а так как это русские постройки — под слом , но кирпичики к себе домой !

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.