Ветераны ТАПОиЧ История Старые фото Ташкентцы

Пишет Радик Газиев

К 100-летию Генерального директора ТАПОиЧ В. Н. Сивца на память приходят воспоминания о своих однополчанах, с которыми с юношеских лет дружили в трудных условиях учебы в техникуме (фото 1), в институте, на работе и в последние годы забвения нашей, пенсионной жизни. Интерес к работе и рост по служебной лестнице проходили именно в годы правления В. Н. Сивца. Поделюсь об одном из выпускников техникума, ибо сопровождающие при нем события врезались особенно в память. В ранних заметках в сайте я вскользь упомянул о некоторых ребятах, но ностальгия подтолкнула на большее. Придется использовать и ранее размещенные фото. Итак, по порядку.

В Ташавиатехникуме, с 1948 года наша группа была интересна и сплоченна, и мы своей активной жизнью оставили след в памяти техникума. Часто собирались вместе, ходили в кино или на танцы, организовали общетехникумский ансамбль, музей при техникуме, мастерили макеты самолетов и слепили действующую, аэродинамическую трубу.

На хлопке всегда вместе встречали Новый год в дальних совхозах, иногда в качестве премии нас катали на По-2, позже мы научились прыгать с парашютом. Посетили все дома отдыха под и при Чарвакском водохранилище. И конечно, фотографировались вместе, что помогло восстановить в последующие годы события тех лет. Что интересно, наиболее активные ребята в группе оказались в жизни скромными, не поднялись выше начальников КБ при заводе, но, мне кажется, они внесли достойный вклад в дело развития авиации на ТАПОиЧ.

Один из них, Владик Чередников, сосед по фото 1, о нем хотелось бы поделиться в данной заметке, он с нами на фото 2, во дворе техникума, стоит крайний справа, рядом с ним Геня Рыбальская с поднятой рукой (ставшая впоследствии его женой). После окончания техникума, уже взрослые, мы продолжали встречаться на праздниках, иногда на встречу приглашали наших преподавателей по техникуму, которые смогли нам привить любовь к своим предметам и надолго завоевать уважение, и добрую память (фото 3. В.Чередников и Г.Рыбальская, 4 и 5 слева, во втором ряду).

Продолжали ежегодно ездить на хлопок, правда, на короткое время (мне иногда приходилось, исходя из опыта и возраста, возглавлять объединенные коллективы хлопкоробов завода) На фото 4, В. Чередников справа, он присел, над ним стоит начальник другого КБ технологического отдела Л.Любарский, проработавший на заводе свыше 55 лет).

Теперь о событиях. Всем известно, в 1982 году, перед празднованием 50-летия завода случилась беда, во время посещения сборочного цеха на делегацию во главе с Л. И. Брежневым и Ш. Р. Рашидовым упали стремянки вместе с любопытствующей публикой. Об этом много писали и это вошло в историю завода и страны.

Л.И.Брежнев обожал завод и посещал его при каждом удобном случае (фото 5). Дело в том, что все стремянки на заводе проектировались в КБ оснастки, которым руководил В. Чередников, нареканий на их качество никогда не поступало. И в данном случае, при допуске на стремянку не более 5-6 туда набилось с 2х десятков человек и все равно стремянка могла спокойно выдержать. Однако, всем хотелось увидеть делегацию, которая проходила мимо, и шараханье публики из стороны в сторону раскачали стремянку, она подкосилась, и упала на делегацию. В отделе не меньше переживали, чем на заводе, думали, как можно было бы предотвратить на месте разрушение стремянки.

В. Чередников был талантливым руководителем и изобретателем. По своей инициативе к большим стремянкам он спроектировал и пристроил у основания полуметровые диски с прорезиновым дном, создав опоры на воздушной подушке. Это видно на фото 6. При передвижении стремянок (уборка помещения или при выкатке самолета), подключался воздух и стремянка приподнималась, легко сдвигалась с места и скользила по гладкому полу цеха. При ответственной работе на стремянке опору с диском можно было винтами прижать к полу и зафиксировать, не допустив ее раскачивания. Так, могли бы, предотвратить последствия необузданного нашествия на стремянки. Но как говорят: «Хорошая мысля приходит опосля». Жаль, этот непредвидимый случай повлек за собой большие последствия для завода.

Второе событие всплыло в памяти. Технологический отдел, где работал начальником КБ В. Чередников, был самым легендарным и многочисленным отделом на заводе, он пользовался большим уважением у руководства, отсюда, в основном, поднимались главные инженеры и директора ТАПОиЧ, что вызывал интерес у других отделов, в том числе и у нашего, отдела конструкторского. В частности, в свое время, директор В. Н. Сивец готовил себе приемника В. Н. Журавлева из этого отдела. Сюда и попал на работу И.А.Каримов после ТашПИ, он проработал в КБ В. Чередникова почти 6 лет. Мы часто общались по работе и он не выделялся из общего окружения. Однажды, уже будучи руководителем республики И. А. Каримов приехал вместе с иностранной делегацией на завод (фото 7) и его позвал начальник отдела Л. Воронов посетить «Альма-матер», на что И. А. Каримов перепоручил своим товарищам возглавить делегацию, а сам поднялся с нами на 10 этаж административного здания, где размещался отдел и его бывшее место в КБ.

В отделе, вокруг стола начальника КБ В.Чередникова, в течении часа И. А. Каримов делился планами и выслушивал бывших соратников по работе, пообещал рассмотреть их претензии (нам некоторое время стали во время платить зарплату и премии). Собралось вокруг И. А. Каримова человек 15. Особенно смело выступал старейший начальник КБ фюзеляжа Л. Любарский, который лет 10 назад покинул наш мир в г. Филадельфии. Также, из присутствующих, ушел в мир иной бывший ректор Ташкентского авиационного института Ш. Ганиханов. Сам Л. Воронов после работы в качестве Главного технолога предприятия «Авиастар-СП» уже на пенсии. Среди других присутствовали жена Владика Г. Рыбальская, Л. Евстигнеева, Г. Амброзиак и др., судьбы их сейчас трудно предсказать. Конечно, мы получили замечание от руководства, которое упустило время для встречи с подготовленными вопросами завода.

Третье запоминающее событие для меня, это проводы В. Чередникова и Г. Рыбальской в Израиль, куда позвала на помощь их единственная дочь, уехавшая туда ранее с семьей. Организовали в ресторане гостиницы «Узбекистан» скромные проводы с оставшимися однокурсниками техникума, были и пожелания, и слезы. Жили они тогда вдвоем в доме, напротив территории «А» в достатке, часто на праздниках мы встречались у них, восхищались большой библиотекой и редкими книгами. И чувствовалось, что им нелегко расставаться. Из Израиля, где они получили скромную квартиру, шли грустные письма, мы поддерживали их, как могли.

На фото 8 видна скромная обстановка, их посетила делегация из Ташкента и из Филадельфии (Л.Любарский в центре фото). Они не смогли прожить там долго, ушли вместе, вдвоем, из жизни. Вечная им память.

С уважением, Радик.

3 комментария

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Спасибо, за интересный и такой печальный рассказ.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    Завод «ушли» и жизнь в одной трети Ташкента остановилась навсегда!

      [Цитировать]

  • Фото аватара анвар:

    «В. Чередников был талантливым руководителем и изобретателем. По своей инициативе к большим стремянкам он спроектировал и пристроил у основания полуметровые диски с прорезиновым дном, создав опоры на воздушной подушке. Это видно на фото 6. При передвижении стремянок (уборка помещения или при выкатке самолета), подключался воздух и стремянка приподнималась, легко сдвигалась с места и скользила по гладкому полу цеха.»
    Да.действительно В Чередников был хорошим конструктором.Разработанный им и его коллективом способ передвижения стремянок сулил хорошую переспективу. Основой его явился способ передвижения груза на ВОЗДУШНОЙ подушке .Под упоры предпологалось нагнетался воздух по шлангу из водушной системы цеха (5атм). Я лично участвовал в испытании первого образца. Все мы ожидали хороших результатов .Пустили воздух под прорезиненые упоры из под которых пошла пыль(что было не желательно в цехе общей сборки) хотя полы были промыты.А главное способ передвижения-когда стали передвигать БЕЗ ОСОБЫХ усилий стремянку то он поехал и по инерции (большой массы)не возможно было остановить. Еле еле остановили не делая резкое торможение т.к стремянка набравшая по инерции скорость могла ОПРАКИНУТЬСЯ. Так этод способ был временно отклонен и больше не применялся из за пыли и не возможность остановки в нужно месте ( это видно по водному транспорту на воздушной подушке. ) И еще .-на фото нет воздушной подушки у стремянки ,Четко видны колеса с винтовыми упорами (типа домкрат) для исключения перемещения стремянки. Как говорится из песни слов не выкенишь

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.