Акай-сити. На месте старинных домов Фото

Vladimir Mikulitski:

В полку CITY прибыло… Встречайте! AKAY СITY (Ака? сити). Один из самых печальных сити на мой взгляд, который строится в старейшем уголке (новой) русской части Ташкента (1890-1916 гг.), где еще оставался дух дореволюционной старины.

Новый сити окружают улицы: Лашкарбеги, Кары Ниязова, Ниязбекская. Однозначно, что и остальные прилегающие домики под снос. Офис продаж уже практически готов…(

44 комментария

  • Фото аватара Фома:

    Да уж, видимо наступит трындец не толоко истории центра города, но и домам музеям известных людей, организаций, кафе, а также неудобства, которые будут испытывать все жители окружающих многоэтажек. Наверняка 3-4 года продлиться грязища и пылища с непроездными улицами.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Энвер:

    Верно ли понимаю, что дома Юлдаша Ахунбабаева, Сергея Бородина — также под бульдозер?!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна Вавилова:

      Дом Бородина снесут, он же внутри треугольника. А Юлдаша Ахунбабаева ещё постоит, он на другой стороне. Но это пока и если верить схеме.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Энвер:

        Точно — длинный сплошной забор двора Бородиных по Ниязбекской, сам двор с домом внутри полигона сноса. А дом #19 Ахунбабаева по левой нечетной стороне Орджоникидзе, пардон, Лашкарбеги. Спасибо, Татьяна

          [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Железный каток варваров катится по городу под жалкий писк в Интернете никому не нужных ташкентских обитателей…
    Пищали про деревья — их кромсают с еще большим ожесточением, попискивали про исторический облик — приходишь просто в ужас от все новых и новых прожектах ситистроителей…
    Может ли успокоить тот факт, что нечто подобное творится практически везде по соседству?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    Широко шагают….а штаны уже все порваны.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лев Абрамыч:

    Это же как надо ненавидеть Ташкент, так ненавидеть историю?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Любопытствующий:

    Лев Абрамыч:
    07/02/2019 в 13:35
    Это же как надо ненавидеть Ташкент, так ненавидеть историю?

    Лев Абрамович, в действиях властей нет ни капли ненависти. Это чистый расчет, бизнес-идея. От прошлого пытаются отгородиться не потому что оно плохое или хорошее, а потому что что-то продается (скажем, картины в трех музеях Узбекистана, которые за сотни тысяч долларов уплыли в зарубежные частные коллекции), а что-то нет. В данном случае предмет купли-продажи — земля, на которое стоит некое строение, но которую можно за солидные деньги продать. Бизнесмену нужны доллары, а не история. Та же свистопляска и в Самарканде, и в Фергане. Все решается не в кабинетах чиновников. а на субботних гапах в чайхане. Главное — цена вопроса, а не историческая ценность.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна Вавилова:

      К великому моему сожалению, Вы абсолютно правы. ((( Но это так страшно и гадко, что легче принять любую другую мотивацию. Даже ненависть к прошлому благороднее, всё таки какая — то идея, а не банальный кошель.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir:

    Я жил на Учительской 17, мои бабушка с дедушкой — на Орджоникидзе 4. Часто пропадал в доме Юлдаша Ахунбабаева, его внук Хасан был моим одноклассником. Всё моё детство прошло в этом «треугольнике». Сердцем очень тяжело пережить снос отчего дома, но умом понимаешь, что время «удобств во дворе» прошло. Это надо понять, простить и пожелать обитателям новых домов любить их также, как мы любили свой дом с балханой.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir:

    Угол Орджоникидзе и Учительской («дом профессора Когана»)

      [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir:

    «Удобства» во дворе

      [Цитировать]

  • Фото аватара Vladimir:

    Учительская 17

      [Цитировать]

  • Фото аватара Игорь Анатольевич:

    В угоду глобализации решили построить безликие стекляшки, уничтожив самобытный город!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    Всегда «зрите в корень»,ибо всё «из-за денег и ради денег».
    …судьба такая нынче у быдла.

      [Цитировать]

  • Фото аватара ходжаев валерий:

    Согласен со многими комментариями , но не понимаю что и как можно сделать для сохранения такого рода старейших уголков Ташкента и др. городов . Если каким-то образом сохранять эти островки , то надо как-то благоустроить их (инжен. коммуник . (удобство в о дворе и т п) , дороги , фасады самих домов , да и интерьеры). На мой взгляд это необходимо делать , но имеется ли экономическая возможность? Может быть законсервировать это и в каком-то желательно ближайшем будущем сделать реставрацию . Проблематичный вопрос .

      [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    ходжаев валерий
    Да проще простого; дать немного денег на благоустройство по-желаемому плану властей и заставить отчитаться за проделанные работы или подставить свои строительные компании под это дело.
    …и все дела!

      [Цитировать]

    • Фото аватара ходжаев валерий:

      Сначала власти должны хотеть что-то благоустраивать . Касаемо строит-х компаний хочу спросить кому даны подряды на т-т сити, вот такие «гопкомпании» . И кто и перед кем должен отчитываться , фантазии .

        [Цитировать]

      • Фото аватара ЧЕгевара:

        Люди хотят просто жить… А не видеть и слышать шум этих новостроек… Куда торопимся… На кого и на какие страны мы равняемся…. За чем нужно быть похожи на Сингапур, Гуанчжоу…. У нас своя жизнь… А не невроз из-за пыли и шума

          [Цитировать]

  • Фото аватара Клавдий:

    А по-сему и такие идеи могут быть только в докладах пред вышестоящим начальством и будет ,как всегда,все только из-за денег и ради денег и все эти трущобы похоронены ,а взамен их придут безликие «стеклобетоны»,но зато те-же «строители при власти» поимеют хороший кэш в свои карманы и на свои «теремки»….и по-хрен им,что их ваяния в последствии развалятся быстрее,чем те-же полувековые строения,кои они так успешно и под обезьяньи визги,разломали.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Али:

      Не ужели не хотите жить как все просмотрите на Европу как живут Я хочу чтобы вы тоже жили вы все граждане Узбекистана как жители Европейских стран. С любовью из Таджикистана вам мои друзья Узбекистанцы!

        [Цитировать]

  • Фото аватара Любопытствующий:

    ходжаев валерий:
    08/02/2019 в 11:21
    Согласен со многими комментариями , но не понимаю что и как можно сделать для сохранения такого рода старейших уголков Ташкента и др. городов

    Надо менять менталитет. В Узбекистане уважение к старшим привито на уровне дыхания. Уважения к истории нет и не будет до тех пор, пока не закончится переписывание целых ее глав, бесконечное переименование районов, улиц, учебных заведений. До сих пор нет объективной оценки деятельности лидеров — от древнейших времен до сегодняшних дней. Никто толком не понимает, сколько же лет Ташкенту на самом деле. Нет почитания ученых, которые создавали научные школы в Узбекистане. До сих пор не воссоздана ирригационная сеть в Ташкенте, которая бытовала более века назад и значительно улучшала микроклимат в городе. Вырубаются вековые деревья, которые сами по себе памятники упорству и трудолюбию народа. Город катится в новострой и теряет свою самобытность, неповторимое лицо. Вернуть уважение к истории (или воспитать) на бытовом уровне вполне возможно. Лет 300-400 понадобится. Мы точно не доживем.

      [Цитировать]

    • Фото аватара ANV:

      «До сих пор не воссоздана ирригационная сеть в Ташкенте, которая бытовала более века назад и значительно улучшала микроклимат в городе.»

      Её уже нереально восстановить — заменили фонтанчиками и расходуют водопроводную воду.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Аааа:

    Писец, я живу в этом районе уже 30 лет и каждый день как минимум два раза проезжаю по этой улице… люди перестаньте уже заниматься фигней и строить из якобы борцов за сохранение исторического облика столицы… вы сами лично видели эту улицу? Там не то что исторический облик, там просто облика не осталось… ветхое жильё по сравнению с этими строениями настоящий дворец…. давно они уже изжили себя…. все баста… хватит уже от безделья фигей страдать… займитесь реальным делом а не тупо отрабатывать заказы…. может аристон ресторан заплатил вам чтобы вы разведи всю эту шумиху и чтобы потом дороже продать инвестору свою землю… ну что уже признавайтесь, борцы за справедливость… сколько они и другие землевладельцы обещали вам за пиар????

      [Цитировать]

    • Фото аватара Сосед:

      Уважаемый Аааа! Я живу рядом. Пишете все правильно. Впечатление от так называемого «жилья» ужасное. Многие просто ждут, когда их сломают и дадут нормальное жилье. Мне кажется, что есть другие точки, вопрос о сносе которых более злободневен и надо бить во все колокола, чтобы этого не произошло.. В частности, это снос прекрасного здания АО Узбекэнерго в центре города, а затем неизбежно и других зданий в этом и соседнем кварталах, в том числе школы № 50, профтехучилища, банков и других капитальных строений.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Lady:

      Вот как раз таки живя столько лет,вы так и не поняли что люди живящие по этим улицам бояться об устраиваться …Из за постоянных угроз сноса.Обидно не то что просто снесут..Обидно то что забирут квартиру в центре, а дадут где нибудь В сергелях или же на куйлюке если не за ташкентом…Это одна из причин,ну и к тому же в этих домах живут большинство старичков которые привыкли к земле…Где можно посидеть в своем скромном дворикe и подышать воздухом,никто не думает то что их сломают и дадут квартиру на 5-8этаже,и плевать старик он или нет радуйся или останешься без этого.Многие бы не возмущались из за слома если бы хоть давали жить там же где и сломали …

        [Цитировать]

      • Фото аватара Сосед:

        Уважаемая Lady! Все хорошо и правильно пишете. Вот только первая фраза никак не подходит к Вашему псевдониму. Я при Сталине уже учился в институте, много видел всякого, и не Вам судить о том, что я понял или не понял. Думайте, что пишете! С Вами разговор окончен.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Наталья:

      ВЫ даже не понимаете, насколько вы циничны. Каждый говорит о себе, даже если говорит о других)

        [Цитировать]

  • Фото аватара Ula:

    Это Аристон мутит аааааа, а Акай реальный инвестор который попал в тупик. Заламывают цену уже больше года

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ташкентец:

    А теперь вопрос всем участникам дискуссии: что было до ахунбабаевских времен, до времен заселения этой территории русскими, евреями, армянами, татарами и т.д. и конечно же узбеками, которые приперлись сюда из глубинок? Здесь вообще-то была земля исконная одного из моих предков, виноградные и другие сады росли. Но почему то, когда пришли безмозглые революционеры и начали проводить коллективизацию, никто не говорил им: «Эй постой это ведь земля Ташкентца, земля его отцов. Какого македонского ты сюда вообще припёрся?» Ан нет никто не хотел под расстрел у Бозсу. Ну чтож, тогда не спрашивали у народа, а почему же сейчас должны? Или что-то изменилось? Да, изменилось, вместо красных пришли другие из кишлаков, и как атилла с сородичами просто захватывают столицу. Давно её нужно перенести в другое место, как казахи сделали. Может бы оставили наш город в покое…

      [Цитировать]

    • Фото аватара Semyon:

      А вот и отвечу — был феодализм, жители теснились так, что приходилось выращивать овощи на крышах домов. Бюджета города так такого не было, «доили» всех без разбору когда вздумается. В основном занимались земледелием, культура производства была на уровне ниже плинтуса, и образование там же. Медицина тоже отсутствовала. Постоянная междоусобица… Чего стоит Канадский хан! Главная задача доить местное население….
      А теперь вопрос к Вам, почему Ваш предок даже историю своего города не смог передать?
      Оглянитесь на соседний Афганистан — вот наглядный пример того, что было здесь раньше!
      Далее когда пришли революционеры их поддержало местное население тоже! Коллективизация затронула промышленность и торговлю. Простое население не пострадало. Со временем производственные мощности наращивались, открывались новые заводы, строились научные заведения. Бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное жильё…… Вот Вам и «безмозглые революционеры»… да они может быть и не спрашивали, а просто взяли пришли всеми союзными республиками и застроили на халяву разрушенный город от землетрясения и раздали жильё бесплатно!
      А теперь что поменялось: Заводы разворованы, снесены. Образование платное, вопреки действующим законам (арендовать учебники и покупать форму — это ПЛАТА). Медицина платная. Жильё….. и так ясно. Главные торговые точки, медицина, заводы принадлежат теперь не народу а узкому кругу лиц, которые официально имеют власть и творят беззаконие…. Вернитесь в начало моего комментария, ни чего не напоминает?

        [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        Были сады , может и виноградные , может и вишнёвые ..так кто теперь знает какие ..предок или предки не оставили о том никакой информации ..Были сады до прихода русских , а как русские пришли так предки стали эти сады продавать ..выгодно продавать ..вместе с домами и садами ..А русские уже дачи в этих местах обустраивали с садами и виноградниками ..Всё на взаимовыгодной основе, без всякого насилия..Продавали эти участки до революции , продавали после ..земли в тех местах хватало ..Мои родственники купили участок и построили дом на два входа в 23 году ..Не вся земля принадлежала чьим то предкам ..не могла принадлежать ..потому как часть этой территории была занята неудобным рельефом ..возвышения чередовались с оврагами, в которые мусор и отходы тюремные свозили …На что карту прилагаю ..можно убедиться ..посмотрев территорию между тюрьмой и ул Учительской ..Приспособили эту территорию под жильё в 20-30-х ..перелопатив земли немерено ..но рельеф всё ж сохранился ..в районе ул Обсерваторской от Урицкого был приличный подъём в сторону Малясова ..Все когда то куда то откуда то приходят ..На этой территории как раз можно было бы отследить ..кто в каком году «припёрся» и откуда…В Старом городе такие заповедные места похоже сохраняют для туристов ..В этой части Ташкента почему то нет ..

          [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    За Аристоном еще в прошлом году было снесено два дома.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Нилуфар:

    А кары ниезий 1тупик тоже будете ломать. Старый ул. Достоевский

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир
    Тепло родительского дома
    Центр города Ташкента — зона разрушения.
    Центр города Ташкента — зона расселения.
    Алмазар, Колючий 5 — адрес сокрушения.
    Нурутдин, Карим, Кобл — моё поколение.
    Там родился, там я вырос, там закончил школу.
    Но бульдозер всё снесёт, мы подвластны Богу.
    Тепло родительского дома
    бульдозер грубо не снесёт.
    Однако прошлое уходит,
    возврата нет. Оно уйдёт.
    25.08.2015 г.
    Я видел величественные старты космических ракет.
    Однако роднее и милее моих Малых Родин:
    Ташкента и Уфы — у меня ничего не было.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир
    Печально, если будет только коробка. Она пришла к нам из Европы.
    Восток всегда славился изяществом, богатейшим орнаментом,
    своим стилем, уникальной архитектурой. Посмотрите архитектуру соседа Ирана.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир 2
    Уважаемые коллеги, я внимательно прочитал все ваши письма. Разрешите и мне вступить в обсуждение проблем, связанных с Акай сити. Дело в том, что я сейчас живу далеко от Ташкента, и случилось это давно, но не по моей воле. В таких случаях говорят: «Судьба». Однако считаю, что имею полное право включиться в диалог, потому что мои детские и юношеские годы были связаны непосредственно с территорией, на которой строится сейчас сити — с районом Игарчи, а затем Алмазаром, тупик Колючий. И по возрасту я уже давно аксакал. А как говорит моя внучка: «Дедушка худого не посоветует».
    Если Вы-Ташкентцы не возражаете, могу сообщить следующее. К сожалению, я очень поздно узнал о деталях проекта, и сейчас едва ли можно что-то изменить. Однако не могу не сказать, что я несколько огорчён проектом сити. Дело вот в чём. Я не отвергаю и не отклоняю этот проект. Таких проектов с жилыми кварталами можно построить множество. Однако Алмазар (извините, в данном случае слово «сити» ни ухо, ни душа не воспринимают) не только просто центр города, это географический и исторический центр города. И, по моему мнению, на этом месте должно быть создано нечто подобное Регистану в Самарканде. Второй такой возможности не будет.
    Сити…сити, почему сити в Старом городё? Без национальных традиций, орнамента
    в Старом городе любая постройка это даже не шауля, если попытаться сделать плов без риса, приправы и аромата. Были понятия Старый город, Новый город, махалля. Была махалля Алмазар. Пусть так и останется. А для экспериментов есть Новый город, который может тянуться аж до Чирчика и дальше до гор. Никаких возражений против новостроек, экспериментов, только поощрение. В своё время новостройками были Чиланзар, Сергели. Аналогично и сити можно сделать микрорайоном на краю города. Однако со Старым городом нужно быть очень аккуратным. Подумать только – две тысячи лет! Нет, нежелательно трогать тени прошлого. Думаю, что меня в данном случае поддержали бы и мои друзья детства Карим, Кобл, Маннон, Нурутдин и все наши соседи, с которыми мы жили очень, очень дружно. Но их, к сожалению, уже нет.
    В моём понимании Алмазар это нечто большее, чем объект городского масштаба. Примером может служить ВДНХ в Москве. Территория Алмазара или эта площадка может сделать Ташкент центром более тесного объединения экономик и культур всех Среднеазиатских государств. Если проекту будет дано название «Алмазар», считаю, что это будет исторически верно. Ташкенту нужно выступить с инициативой создания такого союза на фоне наступившего улучшения отношений с соседями. И, как на ВДНХ в России, предложить всем соседним государствам, в том числе России и Азербайджану, участки для построения своих павильонов на Алмазаре. Они сами всё построят и расходы хотя бы на половину сократятся. А на павильоны любимца народа шутника маскаравоза Насретдина и «Тысяча и одна ночь» или «Сказки Шахерезады» народ сам соберёт средства.
    В дальнейшем на территории Алмазара могут быть проведены форумы, конференции на самом высоком уровне, заключены договоры о сотрудничестве в различных областях, проведены встречи предпринимателей, выставки, ярмарки, выступления с концертами мастеров искусств. Считаю, что государства Средней Азии в настоящее время просто обречены на самое тесное сотрудничество и создание такого совместного проекта. От этого выиграют все.
    Кроме того на вопрос: «Куда ведут торговые пути Среднеазиатских государств, дороги дружбы, культуры?» — ответ должен быть короткий: «В Ташкент, на Алмазар!». Даже Великий шёлковый путь должен проходить по этому адресу. О нём сейчас много разговоров. Пока же на географических картах показано, что Шёлковый путь проходил через Самарканд. Думаю, если этот проект может быть успешно осуществлён, Шёлковый путь сам подтянется к Ташкенту. А сити он реально обойдёт.
    Как известно, современная экономическая модель предполагает, что торговля между странами прямо пропорциональна их ВВП и обратно пропорциональна расстоянию между ними. В нашем случае страны-соседи составляют естественный торговый и культурный блок, в котором снижение торговых барьеров дает взаимные выгоды, а культурная близость, общая история и язык играют существенную роль в дальнейшем развитии всего региона.
    В данном случае благодаря расширению и сближению межгосударственных связей более активно могут налаживаться прямые контакты и торговые отношения с партнерами. На много легче и проще станет возможность обсуждения и согласования проектов даже коллективных межгосударственных экономических отношений. В качестве примера, на ВДНХ в Росси в год в среднем проводится около 100 выставок, в которых принимает участие около 70 стран. Это же динамика!
    Особый разговор: уникальная культура азиатских народов, в том числе и градостроение в традиционном национальном стиле, которые непременно должны получить дальнейшее развитие. Эталоном считаю великолепные здания Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, Узбекский государственный академический драматический театр (ранее в этом здании располагался кинотеатр «Родина»), Цирк, павильон «Узбекская ССР» на ВДНХ в Москве. В них гармонично сошлись Восток и Европа. Восток всегда был ярким, красочным, изящным, праздничным. Гостеприимство, щедрость, приветливость всегда были присущи узбекскому народу.
    От динамики и степени развития экономик сейчас зависят мир и благополучие народов. Ташкент в Хрущёвско-Брежневские времена был в числе лидеров. Сейчас первенство в отношениях с Россией принадлежит Казахстану. Новый совместный экономический проект Среднеазиатских государств неоспоримо выведет в лидеры Узбекистан. Но дело даже не в лидерстве, а в более тесном содружестве Среднеазиатских государств, народов, их экономик, культур. Думаю, что это понимают все. Нельзя упускать шанс возможности более тесного сотрудничества.
    Поэтому, если поздно, то есть стройка уже началась, считаю, что и в этом случае своевременно в любом другом районе Ташкента создание подобного выставочного центра, объединяющего экономики и культуру всех Среднеазиатских государств.
    Поздравляю всех Вас, Ваши семьи с нашим общим праздником Днём Победы! Доброго Вам всем здоровья, успехов, счастья!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир 3

    Просмотрел новые фотографии будущего сити. Мнение моё не изменилось: без национального стиля, орнамента, духа — проект именно в Старом городе Ташкента проигрывает. Сам проект ни в коем случае не критикую. Предыдущий вариант с тремя тридцати пяти этажными коробками был ужасен. Никакой эстетики, сейсмическая опасность. Просто считаю, что место сити не в Старом городе. Судя по новым фотографиям, пока без яркого национального стиля, не видно на чём можно глаз остановить. Зданий, подобных по архитектуре оперному театру имени Алишера Навои, павильону «Узбекская ССР» на ВДНХ города Москвы, в сити не видел. Возможно, это из-за фотографий, в реальности будет иначе. Кроме того, если не написать, в каком городе планируется осуществление данного проекта, трудно угадать адрес будущего сити. Однако Эйфелеву башню тоже критиковали. В перспективе дальнейшее развитие великолепного уникального национального стиля вижу в первую очередь только в Старом городе. Не отказываюсь и от идеи создания в Старом городе ВДНХ всех Среднеазиатских государств, подобно ВДНХ в Москве. Кстати, в Московском сити не вижу ансамбля, одни башни-коробки. В итоге просто компиляция. Убери или прибавь одну из башен, зрительно от этого ничего не изменится. А вот в Баку в совокупности в гармонии трёх высоток, трёх символов, чётко просматриваются и легко запоминаются факелы нефтеносных пластов Азербайджана. К Шёлковому пути нужно тянуться, к Шёлковому! Ведь он был рядом, доходил до Самарканда.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир 4
    От Туркестана до сити
    В продолжение писем о сити хотелось бы добавить информацию об Алмазаре. Дело в том, что сити – это совершенно иная цивилизация. Очень скоро жизнь в этом районе изменится коренным образом. Жители сити через несколько десятков лет с удивлением узнают, что на этом месте были улицы Алмазар, Игарчи, Хизматчи, Укчи, Караташ, Киевский проезд, тупик Колючий и т.д. Для некоторых людей то, что было относительно недавно, окажется непонятным, далёким. Поэтому, как очевидец, могу рассказать кое-что о прошедших событиях в районе тупика Колючего в период от довоенных лет до появления сити в районе ул.Алмазар. Моё отношение к тому, что было и что будет, неоднозначно.
    С одной стороны, действительно, то, что называлось жильём, это полуразвалины, уцелевшие ещё от землетрясения 1966 года. Не менее 90% – это рухлядь, подлежавшая немедленному сносу. Иначе даже 5-6-балльное землетрясение могло превратить весь Алмазар в братскую могилу. К примеру, между задней и боковой стенами нашей квартиры была щель, в которую свободно мог войти палец. Странно, но почему-то трясло больше ночью. Мой отец использовал это явление для создания своеобразного прибора-индикатора. Он заметил, что крышка одной из кастрюль регулярно падала при активности тряски более 3-4 баллов. И по состоянию этой крышки он утром точно определял нижнее значение активности ночных событий. Кстати, способность к изобретательству у отца проявилась ещё во время войны тем, что на фронте он придумал своеобразные часы для своевременной смены караула У солдат тогда не было наручных часов.
    С другой стороны, всех волнует проблема, что же будет на месте Алмазара? Ясно, что впереди грандиозная стройка. Поэтому возникает вопрос и о сохранении традиций. Или же Алмазар ждёт коренная ломка? Поэтому думаю, что и другие, теперь уже бывшие жители массива Алмазар, также могут поделиться своими воспоминаниями и пожеланиями на будущее.
    Немного истории и географии. В истории Ташкента было много противоречивых событий и поворотов. Рассмотрим некоторые из них.
    Начнём с эмира Тимура (1336 – 1405 гг.) – основателя империи Тимуридов, оставившего в том числе десятки уникальных монументальных архитектурных сооружений. Однако он отличался жестокостью. С другой стороны, его внук Улугбек прославился как учёный. Построенное им в Самарканде на площади Регистан первое медресе стало крупнейшим научно-образовательным центром в Средней Азии. Современник Улугбека Алишер Навои – поэт, государственный деятель. Его роль в развитии литературы на тюркских языках подобна роли А.С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка. Песни на слова А. Навои пользуются большим вниманием и любовью и в настоящее время. Кратко истоки современной цивилизации Узбекистана я сформулировал так:

    Наследники сабли Тимура,
    узбекская цивилизация
    Наследники сабли Тимура,
    Могучей державы столпы –
    Ташкент, Шахрисабз, Самарканд,
    Бабур, Улугбек, Навои.

    Завоевание Туркестана Российской империей происходило в несколько этапов.
    Русское самодержавие вело колониальные войны с Туркестаном с 1847 по 1885 годы. Однако колониальная политика России коренным образом отличалась от колонизации Европейскими странами Индии, Китая, Америки, которые поработителями были залиты морями крови. Хотя сражения были кровопролитными (о них можно судить по картинам Айвазовского), Россия не вела рабовладельческую политику. Юридически у России колоний не было. Она вела политику развития экономики Туркестана.
    Узбекская Советская Социалистическая Республика в составе СССР образовалась в 1924 году. Оставили свой след в истории: Юлдаш Ахунбабаев – Председатель Президиума ЦИК Узбекистана (1925-1938), председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (1938-1943); Хамза Хакимзаде Ниязи – поэт, драматург, общественный деятель, основоположник узбекской советской литературы. Было и басмачество – политическое и религиозное партизанское движение местного населения. На эту тему создано два великолепных фильма: «Офицеры» и «Белое солнце пустыни».
    Последними главами Узбекистана были Шараф Рашидович Рашидов и Ислам Абдуганиевич Каримов. Обращают на себя внимание те обстоятельства, что даже фамилии и инициалы этих государственных деятелей пишутся по-русски. Это говорит о том, что настолько были тесны контакты в прошлом между народами России и Узбекистана. Время правления И. Каримова совпало с критическим состоянием республик СССР после его распада. Каждая республика пошла своим путём. При этом сосед Узбекистана Казахстан оказался не просто в критическом, а в катастрофическом состоянии.
    Если И. Каримов пошёл по пути создания национального государства, то Нурсултан Абишевич Назарбаев пошёл в последствии по пути тесного контакта с Владимиром Владимировичем Путиным Для сравнения современного состояния Казахстана и того, что было в Казахстане да и во всей стране в 60-х годах прошлого столетия, вспоминается следующий случай. Наш поезд остановился на станции Кызылорда, тогда он именовался Кзыл-Орда. Я вышел на перрон и увидел следующую картину. У вагона-ресторана толпилась небольшая группа людей из местного населения. У всех на руках были стеклянные баночки. Одна из официанток поезда прямо с тамбура вагона продавала сметану. И вот один из парней, купив, сметану, тут же опустошил банку и произнёс: «Наконец отвёл душу». А я думал, что он сметану отнесёт домой детям. Стоит ли комментировать этот факт? Что такое жажда, я узнал ещё в дошкольные годы во время войны, когда мы жили в районном центре Чиракчи, это за Самаркандом. С дровами было туго. Поэтому приходилось часто ходить за кизяком в адскую жару. Рядом с домом протекала небольшая речушка. При возвращении, когда до речушки оставалось около 100 метров, я был уже на последнем издыхании. А в последние 20 шагов до воды раздеться уже не было сил. Я бросал на землю мешочек с кизяком и, не раздеваясь, с разбега не просто прыгал, а нырял в речушку и пил, пил, пил воду, утоляя жажду. Видимо, нечто подобное было и с тем парнем в истории со сметаной. Возможно, что он был заботливым отцом. Однако в тот раз, хлебнув, дальше уже не смог удержаться, но нести домой остатки сметаны было стыдно. Да, примерно в таком положении была вся страна.
    Интересен следующий случай. Дело в том, что (нисколько не сопоставляю себя с государственными деятелями), наречён был я своим именем хозяйкой нашей квартиры бабушкой-узбечкой Отное. В то время в основном из-за слабости медицины была высока детская смертность. Не обошло это обстоятельство и моих родителей. В результате моя мама обратилась к Отное. А та сказала, что в таких случаях у узбеков есть обычай, по которому мальчикам дают имена: Темир (железо), Пулат (сталь), а девочкам Олтенчач (златовласая) или Кмш (серебро). Мама поступила так, как посоветовала ей Отное, назвав меня Темиром. К счастью, она не ошиблась. Не исключаю, что и у эмира Тимура в судьбе было нечто подобное. Но характер у него действительно был железный.
    Интересна также история с памятниками в Ташкенте. На том месте, где сейчас стоит памятник Амиру Тимуру, первоначально стоял памятник генералу Скобелеву. Но он был перенесён и установлен в Москве, а затем снесён, как памятник царскому генералу. Позже на этом же месте в Ташкенте в 1953 году за несколько месяцев до кончины И.В. Сталину был поставлен памятник. В окружении огромных чинар, на фоне снежных гор бронзовый памятник генералиссимусу выглядел великолепно. Прощание с вождём происходило у этого памятника. Однако Н.С. Хрущёв снёс памятник. На его место был поставлен несуразно изготовленный в виде факела с головой памятник К. Марксу. Однако и он был снесён. Наконец, И. Каримовым был поставлен уникальный памятник Амиру Тимуру. Я его сопоставляю с памятниками Петру I в Санкт-Петербурге и национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву в Уфе. У меня есть фотографии этих памятников, сделанные лично мной. Все они уникальные, выдающиеся произведения искусства.
    Перспективы. Несомненно, историческую важность в отношениях между Российской Федерацией и Узбекистаном представляет их межправительственное соглашение о создании атомной электростанции мощностью 2400 МВТ. Ввод в эксплуатацию атомной электростанции запланирован на 2028 год. Её строительство оценивается в 11 млрд долларов. При этом Узбекская АЭС, обеспечив регион электричеством, разрешит и застарелый «водно-энергетический» конфликт. Кыргызстан и Таджикистан получат необходимую им электроэнергию, а Казахстан и Узбекистан – дефицитную для них летом воду, что радикально изменит ситуацию в регионе.
    Опыты союзов в Российской Федерации, Европейских государствах, США свидетельствуют о необходимости следующего шага: подключения к союзу между Российской Федерацией и Узбекистаном остальных государств Средней Азии.
    Следует отметить следующий факт. В средневековье через территорию Узбекистана из Китая на Запад проходил Великий шёлковый путь. Сейчас речь идёт о проекте «Новый шёлковый путь», как о масштабном преобразовании всей торгово-экономической модели Евразии, Центральной и Средней Азии. Новый шёлковый путь должен не только выстроить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, но и усилить экономическое развитие Китая и соседних стран, а также создать новые рынки. В предыдущем письме я писал о том, что Ташкенту следовало бы идти на встречу с Великим шёлковым путём. Реальность оказалась более прогрессивной. Оказывается на карте (Википедия) уже нанесены цветными красками маршруты основных будущих транспортных путей. Кроме того видно, что одна из ветвей Нового шёлкового пути отходит от Арыси и следует через Ташкент далее на Ашхабад и Баку. Из этого следует, что шёлковый путь сам подходит к Ташкенту. В то же время есть одна особенность. На карте звенья цепочки, проходящей через Ташкент, изображены тонкими линиями. По-видимому, это намёк на то, что данный участок пути Среднеазиатским государствам придётся строить совместно самим. Из этого так же следует необходимость создания в сити на Алмазаре ВДНХ Среднеазиатских государств, подобно Московскому ВДНХ.

    Тупик Колючий. В довоенное время мы жили в районе Игарчи. А на Алмазар, тупик Колючий мы переехали в 1946 году после возвращения отца с фронта. Основное население тупика по национальности было узбеками. Постепенно «понаехало» туда ещё около 10 семей других национальностей, и в нашем тупике образовался своеобразный интернационал. Должен сказать, что жили мы все очень дружно. Кстати, по поводу «понаехавших»: у бабуль-узбечек были приготовлены другие слова: «Тошканненг ноне ширин экан». В переводе это означало, что хлеб Ташкента оказывается сладкий.
    Несколько слов о родителях. Приехали они в Ташкент из Оренбурга и Уфы в тяжёлые голодные двадцатые годы. Однако хлеб они ели не бесплатно, и был он для них первое время далеко не сладок. Национальные языки наших народов близки. Кроме этого, родители хорошо знали русский язык и были грамотны, поэтому были направлены в Хавасский район, расположенный в 145 км от Ташкента. Отец мой был назначен директором узбекской школы, а мама учительницей. Дело в том, что в то время были нередки ночные нападения басмачей. А предшественник моего отца был растерзан ими, и его тело было использовано как туша козла в скачках всадников. Мама, беременная первенцем, была, конечно, в ужасе. Да, было и такое. Но у местного населения слово «Мооллам» (учитель) святое. Отец и после войны был преподавателем. Мама тоже верховодила среди соседок. Поэтому авторитет родителей у наших соседей был высок.
    Для ориентации, на Игарчи недалеко от нас был выход на улицу имени Алишера Навои к Центральному телеграфу. Рядом с нами протекала речушка. Запомнились её чистейшая вода, зелёная-зелёная травка, даже под водой наклонно тянувшаяся по течению, и рыбки. Помню, папа купался, я же сидел у него на спине. Вода, по-видимому, текла с Анхора. А сосед даже пытался рыбачить. Речушка текла на дне довольно широкого и глубокого оврага, через который между Хадрой и улицей Фуркат (тогда она называлась улицей Кагановича) был перекинут мост.
    Интересна история развития транспортной системы в Ташкенте. Основным транспортным средством долгое время был трамвай, который шёл от Хадры до вокзала. Узкоколейный трамвай начал функционировать в 1912 году. Переход на ширококолейный трамвай произошёл в 1936 году.
    Небольшое отступление. Эту дату 1936 год подтверждаю событием, которое произошло со мной, когда в двухлетнем возрасте я в очередной сбежал из дома (в то время мы жили на Игарчи) и оказался на улице А. Навои напротив Центрального телеграфа. Моё внимание привлекли две длинные железные линии на земле и камушки между ними, настолько чистые и яркие, что я, не задумываясь, устремился туда, сел и начал играть с этими красивыми, поблескивавшими вкраплинами, камушками. Видимо, это была гранитная крошка. Но вскоре услышал странное дзинькание за спиной со стороны Шайхантаура. Обернувшись, увидел какую-то странную машину (трамвай). Из неё кто-то вышел и поднял меня на руки. Чистота, яркость и красота камней является доказательством того, что появились они на улице недавно, то есть в 1936 году.
    Троллейбусная система существовала с 1947 по 2010 годы. Первая линия метро была запущена в 1977 году (Интернет).
    В послевоенные годы легковых машин не было. Запомнились грузовые – полуторки. Улица имени Кагановича (мы на ней жили несколько месяцев) запомнилась тем, что в 1946 году я на ней увидел впервые два абсолютно новеньких первенца – автомобили «Москвич». Это было историческое событие. Была глубокая осень или начало зимы. Улица покрылась льдом, и водители устроили своеобразные танцы на льду. Они разгоняли машины и резко тормозили, а машины скользили затем и «вальсировали». Курьёзно было также знакомство с легковушкой следующего поколения – с «Победой». Видимо, хозяин автомобиля на радостях так напился спиртного, что снёс деревянный телеграфный столб, который лёг на крышу автомобиля и продавил её. А машина почти сошла с дороги и, сильно накренившись на бок, могла опрокинуться в любое мгновение. Это было на улице Алмазар недалеко от тубдиспансера и начала нашего тупика Колючего. Кстати, в начале тупика действительно росли верблюжьи колючки, так что название тупика соответствует реальности. Родители с 1946 года и до появления сити жили в тупике Колючем, не меняя места жительства.

    1991 год. Казалось бы, прошло не так уж много времени с тех лет, и вот мы дожили до сити. Но вернёмся на несколько десятилетий назад. Трагедия 1991 года круто изменила и судьбу Советского Союза, и судьбы людей. Можно считать большим достижением рождение государства Узбекистан. Однако ценой, или как говорят, платой стали вынужденный уход русскоязычного населения (хотя И. Каримов пытался препятствовать этому), а также большие потрясения в экономике. Странным явлением был своеобразный «исход» русскоязычного населения из Ташкента. Для этого не было особых предпосылок. Но до 1991 года и в мыслях ни у кого из русскоязычного населения не было покинуть Ташкент.
    Сближение народов произошло в короткие исторические сроки. Европейские наука, техника, технологии пришли в Узбекистан через Россию. Интересен приводимый ниже следующий факт. Я окончил среднюю школу в Ташкенте в 1954 году. В нашем классе по национальности русских учеников было 6, узбеков 6, татар 5, евреев 8 (подробнее ниже). По этим цифрам можно судить о количестве «понаехавших». О колонизации не могло быть и речи, было абсолютное равенство и среди детей, и среди взрослых. Цифры эти относительные, а не абсолютные. Речь идёт о территории по обе стороны улицы имени Алишера Навои на глубину около 500 метров от Хадры до Урды. Следует учесть, что, кроме нашей школы, были ещё школы с обучением на узбекском языке. А в Новом Ташкенте проживало тогда больше русскоязычного населения.
    К этому времени после 1885 года (года окончания колониальные войны) прошло всего 69 лет. В Ташкенте функционировали: Академия наук, Государственный университет (в 1919 году В.И. Ленин прислал группу профессоров), политехнический институт, медицинский и сельскохозяйственный институты, институт ирригации, техникумы. В Ташкенте было мощное военное училище имени В.И. Ленина. В Чирчике было танковое училище. В Ташкенте базировался штаб ТУРКВО. Помню, в начале 50-х годов в направлении с севера на юг летели тучи наших первых реактивных самолётов МиГ-15. То есть к этому времени в стране всё устоялось, и мы готовились к обороне от внешнего врага.
    Однако в 1991 году произошла катастрофа. Реакцию местного населения характеризует следующий факт. Я в это время был в Ташкенте. Закачивался мой отпуск, и как обычно, я направился на Алайский рынок за гостинцами: дыней, сухофруктами и лепёшками. С лепёшками получилась небольшая проблема. Их пекли тут же и затем продавали. Получилось так, что предыдущая партия была продана и пеклась очередная. Образовалась небольшая очередь. Народ потихоньку шептался, речь шла о М. Горбачёве. Я, естественно, не был похож на узбека, но с детства прекрасно знал узбекский язык. Поэтому, чтобы люди не смущались, на узбекском языке сказал о том, что Горбачёв якобы болен. Произошло невероятное. Передо мной стояла очень скромно одетая узбечка. Вдруг она резко повернулась ко мне лицом и яростно выпалила: «Да чтобы сдох твой Горбачёв!» Красноречивей другого факта не может быть. Простая узбечка прекрасно понимала, что дело идёт к развалу, катастрофе. Считаю, что большинство местного населения, как и в России, думало так же. Событие это настолько красноречиво, что вскоре сложились следующие строки:

    Президент и пожилая узбечка
    Ташкент, базар Алайский. Духканчик там, ларёк.
    Лепёшками торгуют, и шепчется народ:
    «В Москве народ бунтует, там что – переворот?»
    Сказал я по-узбекски, что болен Горбачёв,
    Что президент наш как будто занемог.
    Передо мной стояла узбечка пожилая.
    Она вдруг оглянулась, взбешённо развернулась
    И выпалила (ох!): «Да чтобы он сдох!»
    Народ молчал, но доброго здоровья
    Президенту никто не пожелал.
    Ташкент
    22 августа 1991 года

    Народ действительно «безмолствовал», так же, как у Пушкина. А теперь сопоставьте даты между картинами Верещагина о боевых действиях при завоевании Туркестана и поведением пожилой узбечки на Алайском рынке. Между ними всего лишь один век. О тяжёлых последствиях того, что случилось, свидетельствуют хотя бы только судьбы авиационного и тракторного заводов, а также других предприятий Ташкента. Кроме того, не было в СССР безработицы, тем более в таких масштабах. Появилось невиданное ранее явление – мигранты. Но ведь с царских времён особенно в голодные годы из России шёл поток переселенцев в Ташкент – город хлебный. К сожалению, этот поток резко изменил своё направление в обратную сторону, и история пошла по совершенно иному сценарию.

    О детях. Мои школьные годы прошли на Алмазаре. Затем я уехал в Уфу, и студенческие годы прошли уже в Уфе. Поэтому о Ташкенте я буду больше писать, вспоминая о своих детских годах. Начну со школ. С начала со школ обучения на узбекском языке. Ближайшая школа начального обучения была в Киевском проезде, а десятилетка, если не ошибаюсь, была там, где в последнее время была школа №76. Кстати, интересна эта цифра 76. Я начал обучение в 1945 году в школе обучения на русском языке в школе № 76. Она была тогда за зданием Молодёжного театра Узбекистана. Был двор, классы были вокруг двора. Рядом был великолепный двор-сад. Он запомнился тем, что нас там принимали в пионеры. День был яркий, солнечный, все деревья утопали в цветах. Обстановка была праздничной. В следующем году школу перевели на улицу Хизматчи (труженик), рядом с Алмазаро, с тем же номером 76. Затем после окончания школы начального обучения нас перевели на Шайхантаур в школу №19 имени академика Павлова. А школу №76 с улицы Хизматчи перевели под этим же номером на улицу Укчи (стрелок). В этой школе учились мои младшие сестра и брат. За цирком была женская школа №42 имени Чапаева. Несколько слов о школе №19. Учились мы в три смены. Школа была ужасно переполнена. Достаточно сказать, что у нас было 8 только седьмых классов. Затем половина школьников ушла в техникумы. Вторую половину отдали в соседнюю школу №10. Осталось два 10-х класса. А потом и нас «ополовинили» в очередной раз, ещё один класс покинул нашу школу. В конечном итоге из 8 седьмых остался только один 10 класс. Класс, естественно, оказался сильный. Преподаватели нас любили. Девять учеников закончили обучение с медалями: 5 золотых и 4 серебряных. Такого больше не было. Интересен национальный состав выпускников. Как я уже писал, русских было 6 учеников, узбеков 6, татар 5, евреев 8. Полный интернационал, эту информацию я сейчас посчитал. А в то время об этом никто даже не задумывался. Мы были очень дружны. Последнее моё посещение школы было в 2013 году. Заглянул в свою школу. Номер остался прежний — №19, по-прежнему школа остаётся школой обучения на русском языке. С директором школы зашёл в бывший свой класс. Была там только одна русская девочка. Остальные девочки и мальчики – узбеки. Интересно не только это. Интересно то, что в наше время мальчики и девочки учились раздельно в разных школах, а сейчас учатся вместе. И это там, где религиозная этика поведения полов довольно строгая. Из всего сказанного видно, что Узбекистан является уникальной яркой динамичной страной. Вспоминая о прошлом, с кем бы я ни говорил из бывших ташкентцев, все скучают и переживают о случившемся.
    В любом деле есть свои плюсы и минусы. Кардинальные изменения в связи с появлением сити будут неизбежны. По-моему, они скажутся в первую очередь на детях. Да, мы жили в тесноте. Да, в сити также будет тесно. Но у нас был двор, была улица, над нами было солнечное и звёздное небо. Вокруг нас, детей, было пространство. Мы жили в любви, дружеской атмосфере, общались, вместе играли. Я в контакте был со всем тупиком: и с детьми, и со взрослыми, все знали меня. Ранее писал о том, что моими друзьями были Карим, Кобл, Маннон, Нурутдин. Я был во всех дворах нашего тупика. При кратковременных посещениях родителей бабули-узбечки обнимали меня (так принято) и подробно расспрашивали о житье-бытье. Узбеки – открытый, общительный, приветливый народ.
    В каждом дворе росли виноград, орехи, сливы, вишни, цветы. Летом я спал под виноградником, ночами любовался звёздным небом. У соседей были голуби. Чирикали воробьи. Были свои куры, собака. Были осы. Убил несколько скорпионов. Была даже змея. Но соседи-узбеки говорили, что змею трогать не нужно, что змея – хозяйка дома. Видимо, она защищала нас от мышей, крыс.
    А что творилось весной? В послевоенные годы крыши были ещё глиняные. Так вот они и глиняные заборы покрывались алыми маками! Зрелище было невероятное, фантастически красивое. Казалось, что в каждом маке ослепительно пылало алое 1000-ваттное микро-солнышко! А какое чудо — цветущий урюк! Странно было видеть большое дерево всё в мелких цветах. Ни одного листочка, только цепочки-ожерелья из изумительно красивых, изящных, окрашенных в яркие тёплые тона цветов. Правда, бывало и такое: во время цветения урюка днем шёл дождь, ночью переходивший в снег. А утром наблюдалось фантастическое зрелище – проглядывавшие из-под пушистого снега ещё живые цветы на ветках дерева. Однако к обеду снег таял, и вся красота лежала на земле. Урожай погибал. Но память сохранила это необычное зрелище.
    У нас, детей, было много свободы. Однако в сити дети в своих клетушках будут лишены всего этого. Выход только в даче. А у нас она была рядом с нами.
    Незабываемый след в памяти оставила и свадьба у соседей. Какое же это было красочное зрелище! Свадьбы играли, естественно, во второй половине лета, когда столы во дворах буквально ломились от обилия фруктов, ягод и еды. Гостей было очень, очень много, не сосчитать. Интересное зрелище, когда подарки несли женщины на головах на больших подносах, обёрнутых платками. Бабушки и аксакалы сидели в комнатах отдельно от большой общей массы гостей. Музыка в исполнении оркестра национальных инструментов в составе: больших труб басов – карнаев, свирелей – зурнаев, мандолин – элизбаров, бубнов – дойр; песни, танцы, шутки, смех, улыбки – всё было очень колоритно, шумно, весело и интересно. Блюда менялись многократно. Однако бутылки с винами так и оставались нераспечатанными! Было просто не до них. Возбуждения, «градуса» было вполне достаточно и без спиртного. Затем музыка исполнялась по радио несколько дней и ночей без перерыва, но никто не роптал, хотя большинство людей спало во дворе.
    На долю нашего детского поколения выпало также видение ужасов недавно прошедшей страшной войны. Так, до сих пор перед моими глазами несчастные безногие юноши-фронтовики (говорили, что в основном это были танкисты), разъезжавшие по городу на крохотных самокатах из досок, на которых вместо колёс были шарикоподшипники. Их шум, застрявший в ушах, и вид не забываются. Не война, не конфронтация, народы жаждут только мира, дружбы, труда и созидания.
    Наше время, наше поколение постепенно уходит. На прощание напомним вам популярную в праздник Рамазан песню:
    Рамазон айтеб келдм эшигизга, ё!
    Худоем огл берсн бешигиза, ё!
    Ё! Рабм сан, рабм сан Олло!…
    С этой песней мы шли по нашему тупику от калитки к следующей калитке, а соседи встречали нас, гурьбу босоногой детворы, с улыбкой и угощениями. Это был праздник и для взрослых, и для детей. Все мы были счастливы. Подобное было не только в нашем тупике Колючем, а по всему Алмазару и Старому городу. Того же желаем и следующим поколениям. Живите в мире, любви, согласии и дружбе! Алмазар! Алмазар! В душе и памяти гостеприимный, дружный Алмазар! Да, до сити такое было, было. Не знаю, во что это всё трансформируется. Но мы действительно были счастливы!
    Очень большое сомнение в том, что в перспективе дети сити:
    — будут спать летом под виноградником;
    — по ночам увидят сказочно богатое и красивое звёздное небо над Ташкентом;
    — весной увидят алые маки, залитые солнечными лучами, фруктовые деревья в цветах;
    — будут также коллективно красиво праздновать Рамазан.
    Похоже, что в сити всё это целиком и безвозвратно уйдёт в прошлое. Но жизнь не остановится. События пойдут своим чередом. Это был наш микромир, который будет впоследствии проектом сити потерян навсегда. В школьные годы мы с удивлением рассматривали картины Верещагина, старые фотографии Ташкента. Пройдёт всего лишь несколько десятилетий, и история повторится, но теперь уже с фотографиями недавно разрушенного Алмазара.

    Сергели и авиамодель. Есть ещё одна тема, лирическое отступление, счастливое начало которой было положено именно в Ташкенте. Причём, для меня авиамодель – это по-русски «путеводная звезда», а по-узбекски «коел ман» что-то вроде «очей очарование». Во время полёта авиамодели действительно были очарованы все: и судьи, и участники соревнований. Исторически, начиная с 30-х годов прошлого века, авиамоделирование во всём мире было массовым явлением. Это было связано с бурным развитием авиации. А для нас, мальчишек, прославленные наши «соколы»: трижды Герои Советского Союза лётчики Покрышкин и Кожедуб – были кумирами. Кроме того, поскольку профессия лётчика была связана с исключительным здоровьем и по этой причине отсеиванием большого количества кандидатов в лётчики, был даже лозунг: «От модели – к планеру, с планера – на самолёт». Я тоже мечтал стать лётчиком и увлёкся авиамоделированием. В Ташкенте было два Дворца пионеров, в которых были кружки авиамоделистов: в новом городе – Дворец пионеров имени Сталина, в старом – Дворец пионеров имени Николая Островского. Дворец пионеров имени Сталина располагался действительно во дворце, в котором прежде жил царский наместник в Узбекистане. Я же ходил во дворец пионеров имени Николая Островского, располагавшийся на Шайхантауре недалеко от нашей школы №19 имени академика Павлова. За время обучения в школе и посещения авиамодельного кружка я успел сделать 4 авиамодели. Соревнования авиамоделистов проводились на учебном аэродроме в Сергели: в марте месяце – городские, а летом – республиканские. На одних из них я даже стал победителем в классе моделей планеров. Моя фамилия была опубликована среди победителей соревнований в одном из номеров газеты «Правда Востока».
    Следует отметить тот факт, что авиамодель сыграла большую роль не только в моей судьбе. Первые соревнования авиамоделистов в России были проведены в Москве в 1910 году. В числе организаторов соревнований и главным судьёй был профессор Московского университета, по выражению В.И. Ленина, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский. Интересна следующая последовательность. В проведении соревнований помощь Н.Е. Жуковскому оказывал будущий выдающийся авиаконструктор, автор более 100 типов самолётов А.Н. Туполев. Кстати, он был руководителем дипломного проекта космической ракеты авиамоделиста С.П. Королёва. А Королёв своё детище – первую пилотируемую космическую ракету – доверил также авиамоделисту Ю. Гагарину. Такая получается случайно сложившаяся цепочка, её никто не создавал. Следует отметить, что в Ташкенте в то время был авиационный завод, оказавший в годы Великой Отечественной войны большую помощь фронту массовым созданием самолётов Ли-2.
    Уйдя на пенсию, я занялся детворой. И теперь могу отчитаться перед моим бывшим руководителем авиамодельного кружка Баяновым Фуатом Сайфиевичем в том, что полностью выполнил свой долг перед ним. Я возродил угасавший авиамодельный спорт в нашем городе. Мы стали проводить не только городские, но и областные соревнования. За 18 лет моей работы через мои руки прошло около 500 авиамоделистов. Не менее 100 из них впоследствии поступили в ВУЗы и получили высшее образование. Как-то после проведения очередных соревнований авиамоделистов, когда аэродром опустел, я вышел в поле и вспомнил своё детство, свои соревнования в Сергели. Круг замкнулся. И как-то само собой получились следующие рифмованные строки. Посвящаю я их лётчикам и космонавтам, то есть «крылатым» людям, осуществившим свою мечту. В стихотворении речь идёт об авиамоделисте, у которого улетела модель (такое бывало, причём, подхваченные ветром, улетали лучшие модели), но была мечта, и он смог её осуществить.

    ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА
    Космонавтам, лётчикам,
    авиамоделистам,
    осуществившим свою мечту

    Я бежал, а ты летела.
    Ты – всё выше, я – быстрей.
    Всё ж отстал, ты улетела.
    И с тех пор, с тех самых дней
    Я лечу под облаками,
    Я под солнышком парю,
    Ну а ночкою безлунной
    Дальше к звёздам я лечу.
    Млечный путь перед тобою.
    Босоногий мальчуган,
    Ты в объятиях Вселенной,
    Ты мечту рукой достал.
    Так, запущенное в небо
    Детской трепетной рукой
    Стало маленькое чудо
    Путеводною звездой.

    Я не знаю судьбу учебного аэродрома в Сергели. В Интернете видел установленный там памятник в виде реактивного истребителя. Но в моей судьбе случилось так, что я видел триумф Ю. Гагарина и всей нашей космической программы: встречу Ю. Гагарина на Красной площади в Москве и старты космических ракет. Моя судьба и судьбы моих друзей сложились счастливо. Так случилось, что уже нет моих друзей детства: ни Карима, ни Кобла, ни Маннона, ни Нурутдина. Переселенцами из Алмазара стали их дети и внуки. Пожелаем им и бывшим жителям Алмазара долгих счастливых лет жизни на новых местах. Динамична наша история.
    У узбекского народа есть ещё одно богатство. Это – неописуемо огромное и сказочно красивое ночное звёздное небо. Впервые я столкнулся с ним в военные годы в Чиракчи. Дневное солнце так раскаляло воздух, что вечером и ночью невозможно было дышать в квартире. Поэтому мама решила по ночам спать на крыше дома. Крыша была плоская, глиняная, и мы спали спокойно. Уличного освещения не было. Поэтому ночью возникало невероятное видение. Это были мириады очень ярких звёзд и масса созвездий. Заворожённый, я подолгу лёжа любовался ими. Порой мне казалось (я почти ощущал), что наша земля — это большой корабль, который летит в межзвёздном пространстве. Мне хотелось сойти с этого корабля и отправиться путешествовать. Поэтому в «Путеводной звезде» я отправил мальчика-авиамоделиста к звёздам следом за улетевшей от него авиамоделью. А космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов осуществили эту (не только мою) мечту. Посчитаем: от 1944 до 1961 года прошло всего 17 лет, не так уж и много. Так фантазия ребёнка стала явью. Кстати, над Ташкентом из-за ночного освещения звёзды светят не так ярко. Зато рядом в горах волшебная картина звёздного неба повторяется.
    Спасибо тебе, Узбекистан, узбекскому народу за ваше гостеприимство, за то, что вы дали кров и хлеб в тяжёлые годы моим родителям, а затем их семье, и за моё счастливое детство. Не гаснет в душе и огромное, фантастически невероятно красивое звёздное небо над Узбекистаном. Шон-шарафлар вам!
    Подведём итоги, рассмотрим плюсы и минусы.
    Плюсы. Образовалось новое государство Республика Узбекистан. Было Узбекская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
    Минусы. Возникли новые проблемы в экономике, мигранты.
    Однако отношение узбекского народа к другим народам по-прежнему отличается гостеприимством. Два характерных примера.
    Рынок и метро на Чор-су. Перед отъездом из Ташкента в 2013 году посетил рынок Чор-Су. После этого опустился в метро. Подошёл поезд. Пропускаю всех пассажиров в вагон. Вхожу последним. Оказалось, что все места уже заняты, и вдруг молодая женщина встаёт и предлагает мне своё место. Кстати, также поступают молодые люди и в Москве, однако женщине-узбечке было не меньше 30 лет. Я опешил, вежливо отказал и посадил её обратно. Теперь вспомним, как на Алайском рынке пожилая женщина проклинала Горбачёва в 1991 году. В следующем случае, когда мне пришлось проехать на переполненном ПАЗ-ике от Хадры до Бешагача (Беш ёгоч), отказать пассажирам, как бы не старался, я так и не смог. Не только мужчина средних лет уступил мне своё место, но с шутками и прибаутками в сильно стеснённых условиях общими усилиями пассажиры автобуса меня всё же усадили на его место, хотя мы к этому времени успели проехать почти половину дороги от Хадры до Бешагача. Вспоминая детство, помню как на Алмазаре, там была небольшая мечеть, и дети, и взрослые люди при встрече приветствовали аксакалов, прикладывая правую руку к сердцу. Можно сказать, что все эти случаи для Ташкента типичны.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Шерзод:

    Мне 31. Вырос в одной из 4 высоток прямо рядом с этим местом. Ну вы поняли, московские дома прямо за садиком от восточного края этого треугольника.Не собираюсь спорить, просто выскажу своё мнение. Ташкент город большой, продолжает разрастаться. Неизбежно земля в центре становится более востребованной. Неизбежно там где был один этаж вчера, завтра вырастит 20… Как вы думаете что было с Манхеттеном в своё время? Лондоном? Токио? Наверняка то же самое. И там снесли здания более ценные, и жили в этих домах люди в своё время не менее влиятельные для истории чем в обсуждаемых нами сейчас домах… Если что и оставили, то поистине значимое. Мы же сейчас говорим не о Нотр Дам де Пари или о Соборе Святого Семейства. Это даже не какая-нибудь усадьба богатого дворянина в центре Москвы. По сути мы сейчас говорим о дыре. Это убогие дворы, убитые дороги. Жилой фонд в который не захочет вкладываться бизнес под обязательства реставрации. Пыльного фасада с фресками не достаточно, чтобы претендовать на статус архитектурного памятника. То что там будет грязища 3-4 года на период стройки это просто ворчливые реплики завистливых соседей. Пускай строят. Пускай высится столица. Пускай заселяются провинциалы. Ташкент от этого выиграет. Но как было правильно подмечено, надо сохранить аутентичность и в топонимах и в архитектурном стиле. У меня на этом все.

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Вот такие вот персонажи и сносят историю — она же старая и воняет… Нам же надо все чиройли — без деревьев с листьями, все по линеечке и желательно без людей

        [Цитировать]

    • Фото аватара 1234567:

      «Пускай заселяются провинциалы». Уже… «заселились». Соответственно — мусор с балконов, загаженные подъезды, расписанный «пожеланиями» только что замененный лифт, и, самое страшное — даже около дома, внаглую, без разрешения, спилили несколько деревьев. Не «благоустроители», а «провинциалы». Зачем дрова в девятиэтажке? Или в провинцию отправить? И очень многое другое…

        [Цитировать]

  • Фото аватара Анна Мирзаева:

    надо учесть сейсмичность зданий, высотки в 35 этажей это дерзко. а насчет истории этого места, она завышена. мусор и вонь больше не чего сказать

      [Цитировать]

  • Фото аватара Темир:

    Темир 5
    Уважаемые коллеги, я прочитал Ваши комментарии по поводу строительства на Алмазаре Акай сити. Много грусти, даже какой-то безысходности. Между тем нам, детям страшных голодных военных лет периода Великой Отечественной войны, внушали: «Мы победим, победа будет за нами». В действительности так оно и было. У меня тоже есть вопросы, но они несколько иного характера. О них будет сказано несколько позже. Для начала по поводу высказывания «насчет истории этого места, она завышена. мусор и вонь — больше нечего сказать» и упоминаемых в ходе дискуссии «понаехавших» могу сказать следующее. Меня несколько озадачила такая категоричность. Существует понятие «отчий дом». У меня не поворачивается язык назвать его высокомерно мусором. Да, выглядел он далеко не комфортно. Однако для каждого человека родители и отчий дом – это живое, святое. С его сносом я в какой-то степени осиротел. Я мог в любое время приехать, и он принял бы меня. У меня есть родственники, я могу остановиться у них. Однако вместо дома сейчас небытиё, всё разом ушло в прошлое. Разумом это можно понять, но не душой. Сейчас для меня это невосполнимая потеря.
    Кроме того, наша семья и я настолько объединились с местным населением, что наша соседка бабуля-узбечка совершенно серьёзно (нарушая обычай) сказала мне, чтобы я не поглядывал (дословно) на «белоухих» девчонок, что у неё две внучки, и я могу в будущем выбрать в жёны любую из них. А обычай был очень серьёзный. Было понятие «мусопр». Заглянул в Итернет. Там нет такого слова. Видимо, и население его забыло, я же помню, потому что обычай был строгий: запрещались браки не только с «понаехавшими», но даже из соседних деревень. Подтверждение этому –лучшей подругой моей сестры на всю жизнь оказалась узбечка. Так вот, свою родную бабушку она увидела лишь будучи студенткой. Причина: бабуля не простила сына за то, что он женился не на девушке из местного кишлака, в котором он родился и вырос, а на горожанке. Только в этом. Не сгладило его «вины» даже то, что он в городе получил образование и даже стал министром. Такие строгие были времена и порядки.
    Теперь несколько слов в продолжение темы о мусоре и вони. Действительно, все строения обветшали, но в каждом дворе были виноградники, росли орех, урюк, яблони и другие фруктовые деревья, благоухали цветники, розы. Алмазар в изобилии полностью обеспечивал своих жителей великолепными, по современной терминологии, негенномодифицированными фруктами. Но о каком мусоре и вони можно говорить, если система канавок-арыков для орошения чистой, да чистейшей, с Анхора, водой охватывала все наши дворы. Во дворах во избежание антисанитарии и кишечных заболеваний всегда было чисто, родители строго следили за этим. Мы, дети, каждый вечер подметали и поливали двор, и на ночь после адской жары наступала желанная прохлада. А во дворе под обширными виноградниками и фруктовыми деревьями были столы, кровати. Поэтому почти все спали во дворах, кондиционеров тогда и в помине не было. Помню, любовался звёздами, потому что ночи были очень тёмными, а современники наших дней видели Алмазар в мусоре. Вода же по арыкам стекала в хауз, расположенный рядом с улицей Алмазар. Это уже был водоём, из которого можно было брать воду в случае пожара. Как видно, всё было продумано.
    Вспоминаю школьные годы. В пору массового цветения фруктовых деревьев после возвращения домой я забирался на самую высокую орешню и с высоты птичьего полёта часами любовался буйством цветения, несмотря на призывы мамы о том, что обед давно остыл. Изумительное, незабываемое зрелище сопровождалось прекрасными песнями военных лет, которые летели через несколько километров по верху над строениями и садами от кинотеатра «Родина», сейчас это Узбекский национальный академический драматический театр. Чтобы это буйство цветения подо мной с высоты птичьего полёта не казалось раем, только вот дома и заборы были в основном глинобитными, не было традиционных удобств.
    Странная получается картина. Люди, чаще это касается высокомерия «понаехавших», видят мусор и гниль, а у других в памяти неописуемая красота тех же мест, увиденная с высоты птичьего полёта со времён, казалось бы, давно забытого детства. Как ни странно, может показаться, что правы обе точки зрения. Однако между ними промежуток времени — около 60 лет. Это противоречие легко решается, если, повторяю, вспомнить мудрые слова Абдулатипа Расула Гамзатова о том, что того, кто выстрелит в прошлое из пистолета, будущее расстреляет из пушки. И на русском языке есть мудрое изречение о колодце.
    Вернёмся к волнительной теме о сохранении национальных традиций в уникальной архитектуре. Меня волнует вопрос о механическом переносе коробок с окнами-амбразурами из одних климатических условий в другие — азиатские. В Европе не хватает солнца. Поэтому окна-амбразуры открыты настежь и ничем не прикрыты, создавая унылую монотонность. Здесь же от пепелящих солнечных лучей нет спасения. Хотя очевиден несложный способ частичного решения проблемы с использованием зашторенных балконов, которые позволили бы решить также и другую проблему, связанную с монотонностью всего голого плоского фасада здания путём использования национальных традиций. Такие шторы несколько оживили бы общий вид зданий. Проблема сохранения традиций в архитектуре могла бы быть решена хотя бы частично с использованием на балконных шторах национального орнамента.
    В принципе, после переселения жильцов в новые дома, можно было на Алмазаре убрать только ветхие строения, заборы и т.д., но оставить деревья и затем, используя современные технологии, а также национальные традиции, создать на этом месте подлинный рай. Администрация города, естественно, видела этот вариант, но отошла от него. Причина, видимо, в том, что это место стало бы слишком дорогой стройкой, поэтому с покупателями возникли бы проблемы.
    Теперь об истории. Во-первых, то, что я пишу, это далеко не исторический научный труд. Я никого не задеваю и в дискуссию вступать не собираюсь. В моём повествовании описываются всего лишь воспоминания благодарного своей судьбе ребёнка. Речь идёт, во-первых, и это главное, о предохранении от забвения. Повествование предназначено всего лишь для любознательных людей. Возможно, что кто-то из сити в будущем заинтересуется прошлым этого места. Сейчас на небольшом участке земли, называемом Алмазаром, на наших глазах происходят исторические события, связанные с вторжением Европейской культуры в ту область, в которой не менее 1000 лет существовала иная уникальная цивилизация. Из биологии и по Дарвину мы знаем, что новый вид растений, животных, зацепившись на новом месте, вскоре начинает бурно развиваться, беспощадно истребляя своё окружение. Далеко ходить не будем, рядом с нами буйствует борщевик, и сделать мы с ним ничего не можем. Таковы, к сожалению, уроки истории, если уж мы задели её. Не станет ли подобным явлением и то, что происходит сейчас в Старом городе Ташкента?
    Во-вторых, раз уж речь зашла об истории, оглянемся немного назад. На месте Ташкента историками упоминается, что начиная уже с VII-VIII веков, наблюдается наличие у местного населения тюркской письменности. А с Х века основным языком оседлого населения стали фарси и тюркский [Википедия]. Далее роцесс начала формирования узбекской нации активизировался в ХI — ХII веках. Этноним «узбек» был привнесён в регион позже из Золотой Орды со времён Узбек-хана, XIV век. Следует отметить, что в ХIV появились выдающиеся узбекские поэты Хафиз Хорезми и Лутфи. 1441 — 1501 годы — даты жизни Алишера Навои, выдающегося узбекского государственного деятеля, поэта и создателя (как это позже сделал А.С. Пушкин для русского языка) литературного узбекского языка. Поэтому так уж случилось, что на месте будущего Акай сити в последнее время соседствовали и пыль, и грязь, и великолепные песни на слова А. Навои.
    В продолжение вопросов, связанных с историей Узбекистана. Как ни странно, авторитет отца народов И. Сталина растёт с каждым годом. Но ведь он и в Узбекистане оставил свой след. Вспомним, что уникальное здание оперного театра имени А. Навои было построено в г. Ташкенте в первое же десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Что интересно, в те же годы был построен в Москве МГУ имении М. Ломоносова. Причём средств на его строительство было затрачено больше, чем на возрождение города, несущего имя вождя – города Сталинграда. Следует отметить и тот полузабытый, но исторический факт: до развала СССР в 1991 году Узбекистан считался несомненным лидером среди Среднеазиатских республик и назывался он часто не просто Узбекистаном, а солнечным Узбекистаном. Это не было никаким преувеличением, а фактом, если вспомнить, что республика поставляла стране ежегодно миллионы тонн белого золота — хлопка. Однако закатилось «солнце» после того, как опытнейший руководитель Ш. Рашидов совершил ошибку, пообещав увеличение поставок хлопка стране ещё на миллион тонн в год. Это привело к увеличению потока денег из Москвы, расцвету коррупции и «Хлопковому делу» с тяжелейшими последствиями для республики. А распад СССР в 1991 году нанёс непоправимый удар. О каком преувеличении истории можно говорить при наличии таких фактов?
    Ветераны помнят также, что прежде в далёкие времена в Москве традиционно с размахом в торжественной обстановке проводились Декады культур народов Союзных Республик. Дружба народов в СССР была реальностью. Да, так было. В качестве примера несколько слов о нашем выпускном классе школы № 19 имени академика Павлова города Ташкента в 1954 году. Количество учеников выпускного 10 класса — 25. Девять учеников закончили обучение с медалями: 5 золотых и 4 серебряных. Такого ни до, ни после нас больше не было. Интересен национальный состав выпускников: русских было 6 учеников, узбеков 6, татар 5, евреев 8. О национальности: кто есть кто, мы даже понятия не имели. Полный интернационал, эту информацию я сейчас посчитал. А в то время об этом никто даже не задумывался. Должен отметить, что мы были очень дружны.
    В итоге нереально, нелогично то, что произошло в 1991 году в стране. И всё же в памяти прошлое остаётся светлым, праздничным.
    Следующие только два исторических примера, связанных с культурой и наукой. Один республиканского значения, второй – государственного, однако оба сопровождались с большими расходами. Несмотря на разоренное войной положение страны и появление новой проблемы, связанной с созданием ракетно-ядерного оружия, в первое же послевоенное десятилетие были одновременно построены: в Ташкенте уникальный оперный театр имени А. Навои, а в Москве — МГУ. Причём на строительство в Ташкенте были привлечены японские военнопленные. А на создание МГУ средств ушло больше, чем на возрождение города, несущего имя вождя – Сталинграда. По-видимому, в те же годы, естественно, под контролем вождя, в Москве традиционно с размахом в торжественной обстановке проводились Декады культур народов Союзных Республик. «Мусор, вонь» и «завышение истории» пришли позже. Повторяюсь, дружба народов в СССР была тогда реальностью. Вот так: для одних «понаехавших» Алмазар – мусор и вонь, для других – отчий дом. Кстати, почему-то в дискуссии участвуют в основном «понаехавшие». Интересно было бы знать мнение и местного населения.
    Если не поздно, есть предложение. В одно время на Алмазаре была уникальная баня-хаммом с чудо массажистом. Было бы и исторически верно построить в сити «Хаммом Алмазар», именно хаммом, а не баню. Хотя бы сохранилось имя Алмазара и архитектурное напоминание о национальном стиле. Известны Московские Сандуны, почему бы в Ташкенте в историческом месте не построить «Хаммом Алмазар»?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.