К 60-летию окончания МАИ История Старые фото Ташкентцы

Я, Газиев Радик, родился в г.Ташкенте, окончил Ташавиатехникум в 1952 году и после работы на ТАПОиЧ и окончания самолетостроительного факультета МАИ, продолжил работать в Ташкенте, на ТАПОиЧ, до выхода на пенсию в 2000 году. Покинул Ташкент в 2003 году (и потому дорожу участием в сайте «Письма о Ташкенте»). К 60летию окончания МАИ пишу свои, наболевшие годами воспоминания, с приложением сохранившихся фото однокурсников МАИ, на любителя. Возможно, кто то вспомнит, отзовется.

С уважением, Радик.

Ностальгтия по юным годам, по учебному заведению, где находишь будущих друзей в жизни, ностальгия по студенческой учебе и памятным мероприятиям постоянно преследуют каждого везде и всегда, особенно это чувствуется в последние годы жизни, когда возникает старческая немощность и остается жива только память, и если юные годы прошли интересно и ты уже находишься вдалеке, то ностальгия чувствуется вдвойне. В МАИ я поступал в трудное, послевоенное время, после Ташавиатехникума и работы на заводе, конкурс был высокий, 10 человек на место, почти все медалисты, в общежитие отказывали до последнего года учебы, перебивался по нетопленным квартирам, зимы были непривычно холодные, постоянно преследовало недоедание и фурункулез, стипендию увидел только в последующие годы учебы, однако…, в памяти эти годы являются самыми, светлыми и интересными в жизни. К 60летию окончания МАИ, хотелось бы, поделиться студенческой жизнью в институте, с приложением некоторых, сохранившимся фото, после выезда из г.Ташкента и присланными, позже, однокурсниками.

В институте я был еще молод, был рад возникшей, беззаботной жизни студенчества и сулившими планами на будущее, хотя был старше своих сверстников на 2-3 года из за 5летней учебы в техникуме и 1ого года работы на заводе, слегка отставал от них в развитии, приехал в центр из окраины, однако, был настроен оптимистчно. Студенчество началось с товарищеских встреч, поделюсь о некоторых ребятах, которые оказались рядом, на фото: (фото 1, первые встречи, третий слева, уроженец г.Ташкента, будущий ДТН, зав.кафедрой МАИ В.Шалашилин; фото 2, пальцем шутливо показывает друг В.Митюшкин, будущий руководитель Института Информатики СССР по авиации; фото 3, слева Л.Селиверстов, будущий зам. министра ГА СССР; фото 4, мы в аудитории, справа, на переднем плане А.Блинов, будущий ДТН, заместитель Генерального конструктора ОКБ «Сухой», следующий Я.Стрешинский, будущий нач. КБ Антонов, с которым вместе группой начали проектировать в МАИ свой самолет и выехали в г.Киев после окончания института, затем, на фото, автор и другие товарищи по курсу ). (Все фотографии собраны в альбоме внизу страницы, при наведении курсора на фото появляется номер фотографии. ЕС)

Я жадно впитывал новую жизнь большого города, столицы страны, знакомился с его улицами (фото 5, товарищ по курсу, сосед по комнате А.Урсул, будущий академик РАН), участвовал в небольших ролях в массовке и сцен в Мосфильме, куда я ездил на метро с учебниками в сумке, чтобы там приобщиться к искусству и заработать на обед (позже, удавалось увидеть себя во весь экран, в кинотеатре). Также, увлекся общественной деятельностью на факультете (фото 6, я культорг, слева, перед выступлением группы на сцене), что сохранилось у меня в характере, после техникума. Увлекся бегом на коньках и хождению на лыжах в Подмосковье, где выступали по заданию с лекциями в селах (фото 7). Вспоминается, как в 10-ти дневном, лыжном походе нашей агитбригады мы останавливались на ночь в избах селян и мне, как уроженцу теплого юга, предоставляли на ночь теплую печь. Однажды, сквозь сон я услышал шепот хозяйки дома: — «А он крещенный?, — «Крещенный, бабушка, крещенный». С тех пор я, не купаясь в прорубе, стал крещенным. Каждое лето, дешевым, почтовым поездом, плацкартом, возвращался в г.Ташкент, на ГЭС Кадырью, помочь родителям поработать на огороде и набраться сил на следующий год учебы. В начале нового, учебного года группами ездили на картошку (фото 8), или на уборку зерна (фото 9, у комбайна).

На третьем курсе института стало легче учиться, сказалось отсутствие математики и сохранившиеся после техникума отличное черчение за кульманом(фото 10), благодаря быстрому усвоению начертательной геометрии, на котором обычно спотыкается молодежь, а также другим, знакомым предметам из техникума. Я увлекся авиастроением в кружке по проектированию и постройке сельскохозяйственного самолета, который возглавил бывший ректор института, бывший руководитель ЦАГИ, автор первых учебников по курсу «Конструкция самолетов» профессор М.Н.Шульженко (фото 11, он слева и фото 12, он у доски, автор стоит ). Приятно было также чувствовать, что изредка, наездами, знакомился с нашими успехами заведующий кафедрой «Самолетостроение», по совместительству, Генеральный конструктор ОКБ А.С.Яковлев. Он беседовал с каждым членом авиакружка, интересовался учебой и планами на будущее.Через год о нашей работе и сельскохозсамолете уже знал весь институт, подключались другие факультеты, в печати регулярно освещалось продвижение нашего творения. (фото 13, на фото газеты «Пропеллер» члены кружка с М.Н.Шульженко).

В кружке мы быстро перезнакомились и распределили роли по проектированию самолета. Я выбрал конструкцию планера самолета, ибо этот предмет был мне более знаком по техникуму и работе на авиазаводе в Ташкенте. Начали работать с проектирования и изготовления модели самолета, а также с оснащения макета самолета оборудованием для сельскохозработ (фото 14). Творческая деятельность в кружке переросла в дружбу ребят и сопровождала нас почти всю оставшуюся жизнь. В частности, руководитель кружка профессор М.Н.Шульженко при каждой, последующей встрече в Москве, уже, у него в доме, одаривал меня фото знаменитых авиаконструкторов и книгами с дарственной надписью (фото 15), ведущий кружка В.Олейник, в будущем Главный представитель ГА СССР в ИКАО, в Канаде, стал организатором наших юбилейных встреч (фото 16, начало встречи, фото 17, он на последних встречах), он тепло встречал меня в Москве и был у меня дома, в Ташкенте.

Вместе с Я.Стрешинским, с которым я сблизился по совместному проектированию самолета (фото 4,11 и 18) и с другими товарищами, по инициативе Генерального конструктора ОКБ О.К.Антонова, после защиты дипломного проекта (приятно вспомнить, что защиту оценил на отлично Председатель комиссии Генеральный конструктор ОКБ А.И.Микоян и персонально пожал мне руку) во главе с нашим руководителем группы из 4х человек, будущим авиаконструктором М.Бабкиным, мы поехали в киевское ОКБ работать, мечтая воплотить в жизнь наш сельскохозяйственный самолет. (Тема моего дипломного проекта была другой, новой в МАИ, а именно: «Транспортный самолет Ан-8,с детальной разработкой десантирования груза с самолета в воздухе»). По вечерам мы продолжали работать над нашим самолетом, О.К.Антонов в ОКБ г.Киева опекал нас, иногда подсаживался к кульману, затем, мы работали только по основной теме в составе руководства КБ (фото 19).

В ОКБ О.К.Антонова наша группа вначале была включена в КБ легкой авиации, мы занимались самолетами Ан-2, Ан-4 «Пчелка», проектированием планеров А-13, А-15 и др. Впоследствии, после служебной командировки по республикам Средней Азии по работе с ядовитыми опылителями хлопчатника с самолета Ан-2, где я дал ряд предложений по улучшению работы сельскохозаппаратуры (фото 20, к статье приложен наскоро выполненный чертеж), О.К.Антонов предложил мне поехать в родной г.Ташкент с назначением должности ведущего и начальника КБ планера по осваиваемых, в то время, на ТАПОиЧ самолетам ОКБ Ан-8 и Ан-12 (я и бригада- пока в единственном числе).

Долго думал,не решался ехать, но не смог отказать в просьбе О.К.Антонову. Наше КБ легкой авиации проводило меня длинным, плачевным посланием, однако, навещали меня в г.Ташкенте. Позже, после моего отъезда, через пару лет, сельскохозгруппа, усиленная молодыми ребятами распалась, однокурсник Я.Стрешинский также перешел в другое КБ г.Киева и был у нас на заводе, уже от имени ОКБ Антонова по изготовлению крыльев и центроплана самолета Ан-124 и АН-225, под руководством руководителя Н.А.Погорелова, который возглавил филиал ОКБ в Ташкенте и работал с нами (фото 21, Чимган, Н.А.Погорелов второй слева, автор в центре). Об авиаконструкторе Н.А.Погорелове я писал в нашнм сайте, а первого нашего учителя в ОКБ по проектированию самолетов О.К.Антонова и его окружение видел уже только по их приезду в г.Ташкент, после организации филиала, который возглавил в первые годы П.В.Балабуев.

Свою творческую работу на ТАПОиЧ и близких по работе товарищей я коротко отразил в журналах «Наука и техника», за 2016-2017г.г. Также, доброй памятью, можно вспомнить и о деятельности других, знакомых мне ребят МАИ, с которыми виделись в служебных командировках и на юбилейных встречах. Просматривая СМИ по авиационной тематике, изредка встречаю печатные воспоминания ребят нашего выпуска (в частности: А.Арутюнян , «Жизнь во спасении»; «К 80летию ГОСНИИГА» и др.), в которых выпускники рассказывают о совместной учебе в МАИ и творческой жизни в области самолетостроения и космических исследований. Приятно видеть знакомые мне фамилии и их достижения в жизни, некоторые ребята, находясь уже на пенсии, просто делятся письмами о своей, творческой деятельности в жизни. По статистике, проведенной ребятами, наш курс является единственным за всю историю МАИ в регулярном и организованном участии в проведении юбилейных встреч и в отражении в печати своей деятельности.

Чаще стал видеть в интернете знакомых ребят по курсу в последнее время, когда начали смелее раскрывать прошедшие, секретные работы, особенно, в области космических исследований ( уже постаревшие ученые, работы которых были, или приняты на вооружение, или забракованы разными руководителями страны, что отразилось на жизни однокурсников). В частности, недавно выступил Главный конструктор темы, ученый- ракетостроитель из нашей группы Ю.Корнилов, которого готовили в космонавты, он делится о неосуществленном проекте нового, космического аппарата. Также, показали награждение отличившихся в стране: президент России В.В.Путин вручил высокую награду нашему однокурснику, Главному конструктору ОКБ «Сухой» Р.Мартиросову. Радует, что авиация и космонавтика пока востребованы.

Приятно, что наш выпуск самолетострительного факультета МАИ 1959г. прославился крупными деятелями в области авиации, Героями России, космонавтами, политиками и т.д., но хотелось бы вернуться, вспомнить с благодарностью тех ребят, с которыми делили хлеб –соль в трудных условиях студенческой жизни (фото 22, особенно обязан им: слева, будущий нач.КБ фирмы С.П.Королева В.Лакеев, справа Г.Митрофанов, ушедший рано из жизни и др.). В первые годы учебы тяжело было освоить с нуля биномы Ньютона, тройные интегралы, теоретическую механику, о которых я не слышал, ни в поселковой школе-семилетке ГЭС Кадырья во время войны, ни позже, в послевоенном, голодном техникуме. Без помощи ребят, которые оставались после лекций заниматься со мной, я, возможно, не вытянул бы учебу в институте. Тем более, что почти все преподаватели по теоретически направленным предметам в МАИ имели звания докторов наук и академиков, и держали при себе весьма привередливых помощников (также в званиях), которые вели с нами лабораторные работы и строго принимали зачеты и, иногда, экзамены. Я поступал в институт самостоятельно, как 5%ник, после авиатехникума и отвечал за себя только сам.

После завершения учебы, раз в 5 лет, курс организовывал юбилейные встречи, где мы фотографировались во дворе института (фото 23, ведет нас ведущий курса В.Олейник, за ним идет автор с другом, руководителем ГОСНИИГА, ДТН, В.Горячевым (с ним дружили с времен заливаемых дождем палаток, на военных сборах, фото 24, виделись в г.Киеве и в г.Москве, в последующих фото курса мы обычно стоим рядом). Участники юбилея собирались у парадного подъезда института (фото 25) или во дворе (фото 26) Затем, шли в аудиторию старого корпуса нашей кафедры «Самолетостроения» (фото 27, наш старый корпус представлен в углу виньетки, рядом на фото друг и сосед по комнате Ю.Новокшонов, будущий ДТН в области аэродинамики).

Часто курс выезжал на Воробьевы горы, у МГУ, где фотографировались курсом или группами (фото 28, слева,позади меня, товарищ по курсу, летчик-испытатель, КТН, Герой России А.Грищенко, рано ушедший из жизни после ликвидации последствий Чернобыльского АЭС). Вечером, обычно, организовывали юбилейный банкет в ресторане «Пекин» на Маяковской площади, где обменивались адресами и пели студенческие песни. Тогда площадь Маяковского не была изрезана дорогами и было приятно в позднее время шествовать по площади, обнявшись с друзьями. Часто, после веселья, забывали свои фото и адреса в ресторане, но спасали нашу память регулярные, юбилейные встречи и это позволяло восполнить потерянное , что то удалось сохранить, и представить здесь, читателю. Служебные, мои командировки не позволяли долго задерживаться с однокурсниками и оставаться с ночевками у них было неловко.

Последние встречи уже стали скромнее, оставалось ребят меньше, все уже были почти одинаковы на вид, седые и сдержанные (фото 29, зто фото наиболее емкое, предпоследней давности). Сейчас уже мало пишем, не обмениваемся адресами, писать о своих болячках не каждый решится, а составленные нами в заботах ранние наши труды и воспоминания по своей тематике (фото 30, у меня их с десяток в малом издании, также в «Прозе.ру») уже мало кого интересует. И диета, предписанная нам врачами, не позволяет встречаться в ресторане, ребята стали собираться в студенческой столовой, за салатом и за бутылкой минеральной воды (фото 31, сидит второй, Дважды Герой СССР, космонавт В.Севастьянов, ранее мы встречались с ним в Ташкенте и на ТАПОиЧ, фото 32). В этом 2019г., видимо, соберуться уже в последний раз, в честь 60летия окончания МАИ (все таки, круглая дата) и беспокоит вопрос, много ли смогут собраться на юбилей, и, конечно, увы, опять без меня ( однако, предыдущие, юбилейные приглашения бережно хранятся). Остается надеется на встречу и ждать их фото, в знак доброй памяти о нашей, студенческой жизни.

Для любителей авиации и ветеранов ТАПОиЧ, в год приятного совпадения: 60летия окончания МАИ и 100летия со дня рождения Генерального директора ТАПОиЧ В.Н.Сивца, которому мы много обязаны в своей, творческой жизни, хотелось бы, дополнить свою заметку письмом однокурсника по совместной учебе, Я.Стрешинского с его фото, посланное им из Москвы, куда он смог переехать с семьей, после всех перипетий нашей, непредсказуемой жизни.

С уважением, Радик.

2 комментария

  • Фото аватара Игорь:

    Уважаемый Радик Рахимович ! Хочу поблагодарить Вас за уникальные публикации об истории и развитие авиационной техники в Узбекистане. Всё, что Вы пишите, читается с большим интересом и заставляет гордиться успехами в самолётостроении нашей страны.

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Общеизвестно, что МАИ основным составом был эвакуирован в Алма-Ату, но попадается информация, что небольшая группа педагогов была направлена работать в Ташкент, а так же студенты МАИ проходили производственную практику в Ташкенте на 84 Авиазаводе.
    ——
    Из сборника воспоминаний студентов (книга А.А. Лебедева «Воспоминания о студенческой жизни в МАИ (1939-1944)», Москва, изд. МАИ, 2007), которые являются одним из самых достоверных источников информации о войне.

    Путь из Москвы в Алма-Ата (20 октября – 26 ноября 1941). Начало учебного процесса. Проведение занятий на самолетостроительном факультете. Быт и питание студентов, трудовые будни. Возвращение в Москву.
    …..
    По прибытию а Алма-Ата профессорско-преподавательским составом интенсивно проводились работы по налаживанию учебного процесса: были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование; предусмотрено было также прохождение производственной практики студентов на базе авиационного завода №84, эвакуированного в Ташкент. Уже 14 ноября в институте начались занятия студентов 3-го и 4-го курсов.
    ….

    — Все предметы я сдал на «отлично», подтвердив свою персональную стипендию имени С. Орджоникидзе (300 р.). За отличную учебу на 3-м курсе мне была присуждена Сталинская стипендия (500 р.), которую я стал получать в 1942-43 учебном году на 4- курсе.

    Летом в конце семестра с 1 июля по 25 августа мы проходили производственную технологическую практику в Ташкенте на авиационном заводе № 84.
    —-
    В октябре 1941 г. институт был эвакуирован в Ташкент, где продолжались занятия в составе Ташкентского строительного института.

    https://revolution.allbest.ru/history/00451948_0.html

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.