Сейид-Карим Сейид Азимбаев Tашкентцы История

Tashkent Retrospective:

1860-1870 гг. Сейид-Карим Сейид Азимбаев — Председатель Мусульманского благотворительного общества, которое существовало в Ташкенте с 1909 года.

Имел титул почётного потомственного гражданина России. Был одним из крупнейших ташкентских купцов, караван-боши, а также владельцем лесных складов и кирпичного завода. Являлся основателем крупной строительно-подрядной фирмы в Ташкенте и основателем русских туземных школ в старой части Ташкента. О чем свидетельствуют архивные документы.

Потомственный почетный гражданин Сеид-Азимбаев ходатайствовал пред покойным Туркестанским Генерал-Губернатором К.П. Кауфманом о преобразовании Ташкентского Ишанкулскаго мадраса в училище для обучения туземцев русскому языку, расходы по содержанию этого училища, в сумме до 6800 руб. в год, имелось в виду отнести на средства Ташкентских мадраса. К таким же целям направлены ныне действующие мероприятия по упорядочению туземных школ в крае и по предназначению известной части вакуфных доходов на нужды туземного образования.

Также занимал должность председателя «махкама» — специального органа ташкентского самоуправления, созданного в 1866 году для решения различных вопросов внутренней жизни местного населения в соответствии с местными обычаями.

Точные годы жизни его неизвестны. Известно, что он умер в Ташкенте в 80-е гг. XIXвека. Он происходил из купеческой семьи и жил в махалле Лабзак.

Сейид Азимбай занимался торговлей с Россией еще в середине XIX века. Водил караваны из Ташкента в Россию. Во время неоднократного посещения пограничного города Троицка изучил русский язык и, познакомившись с европейскими порядками и идеями, стал ратовать за прогресс и превратился в решительного противника рабства. Сейид Азимбай по собственной инициативе отпустил всех своих рабов на волю, и его примеру последовали и некоторые другие купцы Ташкента.
Сразу после завоевания Ташкента войсками Российской империи в 1865 году одним из мероприятий новой власти была полная и безоговорочная отмена института рабства.

Вот как рассказывает об этом очевидец, Мухаммад Салих Кары, уникальная рукопись которого под названием «Новая история Ташкента» хранится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана:
«Знати вилайета сообщили, чтобы они собрались около хауза Калян в кухне Урды. Арбобы, купцы, казы-калян, улема и другие пришли и стали на берегу хауза. В это время пришел сюда Черняев и сказал: „Так как во всяком доме или дворце, будь то богатый или бедный, имеется гулям или мушта и раб, будь он куплен или получен по наследству, то, чтобы доставить удовольствие падишаху Петербурга, пусть владельцы их всех отпустят на волю“ — и дал на размышление два часа. …
Присутствующие разбились на группы по три-пять человек и начали обсуждать услышанное… „… Освобождение по приказанию другого — это насилие, … ущерб государству и всем людям полный убыток“, — так сказали законоведы. …
В это время один, по имени Сейид Азим сын Мухаммада, из группы купцов встал и подошел к группе улемов. Смиренно сложив руки на груди, он вежливо сказал: „Эй, мураджане веры мусульманской! Я надеюсь получить от вас разрешение одного вопроса. Эти люди являются купцами и торговцами и не понимают подобного рода блага государству. По моему предложению они сочли нужным дать отпускную именем этого города Ташкента рабам и рабов своих освободили, и доброе имя этим купцам останется. Я сделал благоразумно?“. …
А улемы и фазилы отвели Сейида Азима в уголок собрания, скрыв его от взглядов посторонних, сказали: „Разве тебе мало, что вы причиной разрушения этого вилайета сделались?..“ …
… Однако, утаив своё озлобление против купечества, они при выходе Черняева за ответом все хором ответили, что все согласились отпустить именем города всех рабов на свободу». …

— Мухаммад Салих Кары. «Новая история Ташкента», рукопись. Ташкент, Институт востоковедения Академии наук Узбекистана.

Рабство в Ташкенте с этого момента было официально уничтожено, а отпущенным рабам была предоставлена земля для поселения за чертой существовавшего на тот момент города (в районе нынешнего жилого массива «Каракамыш»).

Позиция купеческого старшины Сейида Азимбая в вопросе об отмене рабства выдвинула его в первые ряды общественных деятелей среди представителей местного населения Ташкента. Он был избран председателем махкама — специального органа ташкентского самоуправления, созданного в 1866 году для решения различных вопросов внутренней жизни местного населения Ташкента.

В марте 1867 года Сейид Азимбай во время посещения Санкт-Петербурга был представлен императору Александру II и пожалован званием потомственного почетного гражданина.

Старший сын Сейид Азимбая — Сейид Карим Сейидазимбаев в 1907 году основал в Ташкенте первую специализированную коммерческую газету «Туджар» («Купец») на узбекском языке и был депутатом городской Думы Ташкента и вместе с братом Сейидом Гани возглавлял крупную строительно-подрядную фирму в Ташкенте.

Умер Сейид Азимбай в 1880-е годы.

p.s. Копия документа. Циркуляр «О преподавании русского языка в туземных школах и в мадраса».


2 Октября 1895. В Канцелярию Туркестанского Генерал-Губернатора
МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ГЛАВНЫЙ ИНСПЕКТОР УЧИЛИЩ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ
«30» Сентябрь 1895 г.
№ 2305
г.Ташкент

На отношение от 23 Августа сего года за 5694 имею честь сообщить Канцелярии, что со своей стороны полагаю наиболее целесообразным производить расходы на развитие преподавания русского языка в туземных школах на средства этих школ, а не земский кредит. Так делается в Европейской России. Так в прежнее время предполагалось делать и Туркестанском крае. Еще в 1871 году, когда потомственный почетный гражданин Сеид-Азимбаев ходатайствовал пред покойным Туркестанским Генерал-Губернатором К.П. Кауфманом о преобразовании Ташкентского Ишанкулскаго мадраса в училище для обучения туземцев русскому языку, расходы по содержанию этого училища, в сумме до 6800 руб. в год, имелось в виду отнести на средства Ташкентских мадраса. К таким же целям направлены ныне действующие мероприятия по упорядочению туземных школ в крае и по предназначению известной части вакуфных доходов на нужды туземного образования.

До изыскания в самих школах средств, достаточных для указанной цели, возможным представляется для дальнейшего распространения среди туземцев знания русского языка довольствоваться деятельности русско-туземных училищ. Улучшение последних, уже существующих, и открытие новых возможно было бы отнести на другие источники, без обременения земского кредита. Так, интернат при школе в г. Намангане в 1891 году и русско-туземная школа в городе Ходжент в прошлом году открыты и содержатся на средства названных городов, а интернат при Сарычаганакской школе и Сауранская школа с интернатом — на средства местных обществ. Подобно сему, город и общества могли бы оказывать помощь на открытие и содержание не только русско-туземных школ, но и русских классов при мадраса. Ташкентская городская Дума положила начало этому делу, постановив расходовать из городских средств до 650 руб. в год на обучение русскому языку при одном из Ташкентских мадраса.

Вместе с этим нельзя не иметь в виду того, что русское население Туркестана крайне нуждается в открытии новых учебных заведений и в поддержании или улучшении существующих. В нескольких русских селениях нет школ. Многие школы, не имея собственных помещения, теснятся в наемных крестьянских хатах, полутемных, сырых и холодных. Учительские оклады содержания недостаточны, а в шести школах того скудны /по 100 р. в год/, что нет возможности найти для них учителей из лиц с учительским званием.

Главный инспектор Училищ: ф. Керенский.
Секретарь [подпись]


Шахло Турдикулова: Tashkent retrospective и все кому интересно тут по ссылке отрывок папиной книги http://mexmat65.ru/zmem/utkur/utkurmem.html.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.