Авиаконструктор Х. Г. Сарымсаков, ДТН, участник ВОВ Tашкентцы История Старые фото

Пишет Радик Газиев

Ранее, в этом сайте упоминалось имя Хамида Газизовича Сарымсакова, как «земляка, окончившего МАИ», хотелось бы, в этой заметке дополнить данные о нем, о его боевой и творческой биографии, как авиаконструктора, посвятившего  свою творческую жизнь служению авиации страны. Его не баловала судьба, были взлеты и падения, но твердость и стойкость его характера оставили свой след в его интересной жизни. Сведения о нем почерпнуты мною из наших дружеских и служебных встреч, а также, книги О.В. Сидельникова  «Одиссея Хамида Сарымсакова» 1985 год, Ташкент. (фото 2).

Х.Г. Сарымсаков родился в Ташкенте в 1921 году, детство его прошло на бывшей улице Сталина, куда я заходил к его матери, во время учебы в Ташавиатехникуме (по его просьбе в переписке) в 50х годах. После окончания десятилетки в 1939 году он поступил в Военно-морское авиационное училище им. С. Леваневского и, сразу, после окончания училища в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2 был направлен на  Балтику, Ленинградский фронт (фото 3). Осваивал он на фронте и новый пикирующий бомбардировщик Пе-3 .

Вражеские войска  обступили Ленинград и авиация нашей страны удерживала фронт воздушными атаками на самолеты, корабли и подводные лодки противника. У Белого и Баренцевого морей, во время охраны караванов транспортных судов союзников Х.Г. Сарымсакову приходилось быть штурманом, стрелком и прицельно сбрасывать бомбы на объекты. Сбивал он самолеты, топил сторожевые корабли противника, неоднократно горел, прыгал с парашютом, лежал в госпитале. На глазах гибли его друзья-однополчане. За ним числилось 75 боевых вылетов, кроме обычных дежурных полетов, он был неоднократно представлен к наградам.

В 1944 году Х.Г. Сарымсаков  был переведен на Южный фронт, северные караваны уже были почти свободны от преследования врагов. В одном из боевого вылета его самолет был сбит над Черным морем, он прыгнул с парашютом, пробыл с десяток часов в воде и в последний момент был подобран сторожевым катером противника, в то время в море охотились катера Румынии, Болгарии, Турции, которые только в последние годы войны пересмотрели свои убеждения.  Домой, из воинских частей, уже была послана похоронка. Пленного Х.Г. Сарымсакова передали наступающим частям Советской армии и его, после госпиталя и допроса в Ленинграде, определили пехотинцем в штурмовой батальон, освобождать Будапешт. Здесь приходилось работать уже автоматом и гранатами. После войны его реабилитировали и восстановили в воинском звании. Ему было 24 года (фото 4).

Х.Г. Сарымсаков после войны закончил самолетостроительный факультет МАИ и, вернувшись в Ташкент, был принят на работу конструктором в СКО ТАПОиЧ. Однако, как молодого специалиста, его послали в качестве директора МТС осваивать сельское хозяйство в Ферганскую область.  Выстоять и поднять молодому специалисту отстающий совхоз помогла воинская дисциплина.  Он не бросал науку и потихоньку готовился в аспирантуру в МАИ, где, после 2х лет работы на МТС,  мы встретились с ним уже в учебных аудиториях института. В 1961 году после защиты на звание ктн в Москве он возвращается на ТАПОиЧ уже в филиал ОКБ Антонова и работает в должности заместителя руководителя П.В.Балабуева, будущего Генерального конструктора ОКБ Антонова (фото 5).  Здесь, во всю ширь,  проявилось его призвание его- стать авиаконструктором.

Освоение первого военно-транспортного самолета Ан-8 шло трудно, не хватало мощностей двигателей при взлете, особенно при отказе одного из них. Встал вопрос о завершении его производства на ТАПОиЧ.  Х.Г. Сарымсаков выступил с предложением установить ракетные ускорители на самолете, которые включались бы при взлете, подобно американскому, военно-транспортному самолету С-130 «Локхид Геркулес». Он выложил все расчеты и конструкцию крепления ракет на самолете Ан-8 на совещании в ОКБ Киева. Генеральному конструктору О.К.Антонову понравилась его инициатива и он одобрил идею установки ракет и проведение испытаний с ними на самолете Ан-8РУ (ракетные ускорители, фото 6).  Заодно, Х.Г. Сарымсаков стал готовиться на соискание степени ДТН.

 Испытания ракетных усорителей на различных режимах полетов  самолета прошли успешно, однако, в последний день испытаний при взлете самолета Ан-8РУ, по неизвестной причине у преднамеренно выключенного двигателя винты не зафлюгировались (они должны были встать ребром против полета, чтобы снизить сопротивление воздуха, это обычная практика всех самолетов с винтами), что привело, в результате, к резкому развороту самолета и его падению.  Приводится выдержка из Википедии «Катастрофа самолета Ан-8 в Гостомеле»:

«Авиационная катастрофа произошла 16 сентября 1964 году в аэропорту Гостомель (Киев) в ходе испытательного полета самолета Ан-8РУ (с реактивными ускорителями), при этом погибли 7 человек. Х.Г.Сарымсаков, который является конструктором филиала завода Антонова, инициировал установку на одном из Ан-8 пороховых ускорителей, что было поддержано и самим ОКБ Антоновым. Переделкам подвергли серийный самолет, на котором в 1963 году на Ташкентском авиационном заводе в задней части установили два стартовых пороховых, реактивных двигателя модели СПРД-159, каждый из которых имел тягу 4300 кг…».

«Испытания проводились в присутствии руководителей ОКБ, причем проходили успешно.  Однако, на последних этапах испытания, когда левый маршевый двигатель был экипажем выключен, винты двигателя не зафлюгировались и перешли в режим авторотации (торможения). Возник разворачивающий момент, глубокий крен самолета и гибель самолета и экипажа». Причину случившегося были списаны на «ошибку экипажа». Тему Ан-8РУ приостановили и затем списали вместе со снятием самолета Ан-8 с производства.  Сам О.К.Антонов глубоко переживал, ибо он знал всех погибших по именам с начала организации ОКБ. Для Х.Г.Сарымсаков это было ударом не меньше, однако, ужасы войны перенесенные в юности, выковали в нем стойкость к трудностям.

«К концу 50-х годов по инициативе Главного инженера завода К.С.Поспелова в Ташкентском политехническом институте открылся самолетостроительный факультет». К.С.Поспелов в звании профессора, начал читать лекции по Конструкции самолетов и заодно, условно руководить кафедрой самолетостроения. Он пригласил Х.Г. Сарымсакова на должность заместителя заведующего кафедрой с целью, в будущем, организовать Ташкентский авиационный институт. Через  созданный самолетостроительный факультет прошел, почти, весь руководящий состав завода. После отъезда директора ТАПОиЧ К.С. Поспелова в Москву, Х.Г. Сарымсаков возглавил кафедру и провел большую организационную работу по оснащению кафедры компьютерами и выполнению на них курсовых и дипломных работ студентами института.

Предстояло открытие Ташкентского авиационного института. На конкурс ректора института было одобрено несколько кандидатур в звании Д.Т.Н. в области авиации. К этому времени факультет самолетостроения расширился и имел уже несколько кафедр, связанных с авиацией. Наиболее перспективной была кандидатура Х.Г.Сарымсакова, имеющего богатое прошлое в авиации и опыт в руководстве ОКБ на ТАПОиЧ, а также, в преподавании курса Конструкция самолетов в институте. К этому времени он вел руководство в проектировании студенческого самолета при кафедре института. Однако, поскольку институт числился на балансе завода, волевым решением директора ТАПОиЧ  была предложена кандидатура его помощника по технологической службе, со званием К.Т.Н. (Впоследствии, к сожалению, не стало ни завода, ни института).

В 1994 году Х.Г. Сарымсакова пригласили в Лондон на празднование 50летия прорыва блокады каравана союзнических судов в северных морях во время войны. Он долго колебался, сказывались перенесенные раны и новые болезни и, наконец, решился лететь на «берег туманного, сырого Альбиона». Вернулся он совсем больным и через полгода его не стало.  Выносили его тело с 4-ого этажа дома (что над гастрономом , на улице Пушкина, у сквера,ближе к улице Гоголя, где жил он, в последнее время с  семьей). Квартира его была забита моделями самолетов и литературой об авиации. Позже, его жена Валерия, уроженка Москвы, сдала его труды в Центральный архив Ташкента и при ликвидации ТАПОиЧ, где она работала, уехала в Москву к их сыну, который ранее окончил МАИ и работал в ракетном ОКБ под Москвой.

(Такова участь многих авиаконструкторов, фанатов в авиастроении).

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

1 комментарий

  • Светослав:

    «новый пикирующий бомбардировщик Пе-3» — уточнение: Пе-3 — советский двухмоторный тяжёлый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100» под руководством В. М. Петлякова. Первый полёт совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика Пе-2 (созданного на базе того же «100»-го) внешне отличался отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решёток. Первый полёт — август 1941 года. Начало эксплуатации — сентябрь 1941
    Конец эксплуатации -начало 1950-х годов.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.