«Нас могли расстрелять или сгноить в гетто…» Tашкентцы История Разное

(О документальном фильме «Последнее лето детства». Продюсер, сценарист — Вячеслав Шатохин. Режиссер, оператор — Наби Разаков.)

Кинолента — о детях войны. О нас, кого подростком опалило зловещее пламя Катастрофы.

Детство, отрочество — лучшая пора у человека. Когда она еще не река, а чистый родник. И еще не день, а солнечное утро. Фашистская мразь засыпала наш родник и погасила солнце. Она принесла нам неизбывное горе, кровь и слезы, тяжкие болезни, потери близких людей.

Гор. Кировоград. Украина. Лето. Июль 1941г. В памяти явственно всплывает первая встреча с безжалостным врагом. Мы купались на речке. Вдруг услышали спокойный моторный гул. Я посмотрел на небо и увидел, словно нарисованные, клинья летящих самолетов. От них отрывались черные капли и устремлялись прямо на нас. Сообразили, что надо бежать. Вблизи находился спиртзавод. Вокруг вскопаны бомбоубежища. В одну из них вскочил. И тут же раздались взрывы. Потом я вернулся к воде. Одна бомба упала недалеко. Взрывной волной троих ребят выбросило на берег. Впервые так близко я увидел безжизненное тело сверстника, его порванный живот, откуда вываливались кпшки и сгустки застывшей крови. Это видение не исчезло. Оно гвоздями вбито в клетки моего мозга.

Мы — дети войны. Мы не собирали из детских конструкторов железные дороги. Не коллекционировали марки или монетки. Не играли в детские игры.

Мы уже знали, что фашисты хотят уничтожить всех евреев. Поэтому, мы — мама, мои старшие три сестры, шестимесячный племянник и я — срочно эвакуировались. А мамин брат Яков Рудицер с женой Хасей, её родители, сестра с двумя детьми остались. Фашисты их расстреляли вместе сс всеми осташимися евреями города, согнав на холмы древней крепости Святой Елисаветы. Им ревностно помогали мои земляки, украинские наймиты.

Насильственную безжалостную депортацию буковинских и молдавских евреев с последующим определением их в гетто Заднестровья придумал и осуществил румынский диктатор и палач Йон Антонеску. Гитлер говорил, что он еще только планировал уничтожение евреев, Антонеску их уже истреблял. Моя жена,Евелина Штайгман, подростком пережила ужасы этого изгнания и заточения в гетто. В гетто евреи умирали медленной смертью от систематических избиений, унижений, издевательств, голодного истощения, неймоверного холода, антисанитарии, сыпного тифа, кровавого поноса.

Нам, эвакуированным в Узбекистан, посчастливило избежать всего этого. Фильм посвящен людям узбекской республики, которые в годы Второй мировой войны приняли более миллиона эвакуированных семей, в том числе 250 тысяч евреев, больше других среднеазиатских республик и Западной Сибири. (Именно такое количество евреев погибло в концлагере Собибор.). И мы, выжившие и уцелевшие, ныне живущие в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Калифорнии и друхих штатах США, рассказываем об этом на сьёмках кинофильма. Киевлянин, вдовец, Арон-Мордехай Капуста привез в узбекский город Коканд через Украину, Кавказ, Каспийское море, две эвакуации, 10 своих детей. Хаима, Эли, Мишу, Веру, Аню, Раю… Грязных, вшивых, голодных, усталых, замордованных встретили их на узбекской земле незнакомые люди, помогли, чем смогли и сказали: » Будете жить!»

И они все 10 выжили. Вернулись в Киев. Женились. Вышли замуж. Завели детей, внуков.

«Наша семья приняла их. Выделила помещение. Дала кровати, постельные принадлежности, стол, стулья,- рассказывает Манаше Шимонов (Нью-Йорк) ,- Отец — на фронте. Дома — мама и мы, четверо. У мамы сердце разрывалось, когда она смотрела на маленьких мучеников. Из старых сьестных запасов помогала. Даже хлеб давала, хотя мы его получали по карточкам. Потом старшие устроились на сахарный завод. Младшие пошли в школу. Государство дало им пособие . Мы встретились с ними много лет спустя в Киеве. Сколько радостей было и слез.»

Ташкентский кузнец Шоахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова в 1941-1945 г.г. усыновили 15 детей — сирот, потерявшие в войну своих родителей. Их примеру следовали десятки семей. Женщины Ташкента организовали массовое движение по усыновлению обездоленных детей.

Большое впечатление произвело на нас тогда поэма известного узбекского поэта Гафура Гуляма «Я — еврей», опубликованная в 1941 году в ответ на гитлеровские планы по уничожению всей еврейской нации.

Гафур Гулям написал тогда еще одно стихотворение, ставшее знаменитым «Ты не сирота» (перевод Анны Ахматовой):

- Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!
Словно доброе солнце, склонясь над тобой,
Материнской, глубокой любовью полна,
Бережет твое детство большая страна.

...Улыбаешься ты, и улыбка светла.
Не впервые ль за долгие, долгие дни
На лице исхудавшем она расцвела,
Как фиалка на тающем снеге весны?

И продрогший простор словно сразу согрет
Полусонной улыбки лучом.
Это скоро рассвет, Это белый рассвет.
Это белый рассвет у меня за плечом.

… Вспоминая нашу эвакуацию в Самарканд , я сказал, что помню чтение Гафура Гуляма по радио.

Наби Разаков разыскал в архивах «Узбекфильма» аудиозапись поэта этого стиха и ввел его в фильм. И мы слышим его живой голос.

Режиссер Шухрат Аббасов и сценарист Рахмат Файзи в 1962г создали художественный фильм «Ты не сирота», где прототипами стали Ш.Шамахмудов, его жена Бахри и их приемные дети.

Их работа польвалась широким успехом. Они были удостоены многих правительственных наград и международных призов.

Шатохин и Разаков разыскали актера Ефима Каминера (Нью-Джерси), который играл маленького Абрама в фильме «Ты не сирота». Его рассказ иллюстрируется кинокадрами из него.

Фильм «Последнее лето детства» сопровождается чтением стихов, где слова как фотокадры:

"Война, бомбежки, сирены вой.
Эвакуация, потери, холод, голод, зной
Чужая речь.Чужие люди, ставшие родными.
И слёзы по ночам наедине с собой.
И чей-то дом и чей-то город твоими ставшие отныне."

Десять собеседников в фильме. В каждом рассказе — человеческая трагедия, драма, горе, боль, радость.

Рахиль (Роменик) Левиева ( Нью-Йорк): «Наша семья выехала из Одессы 18-го сентября 1941г. в составе — мама, Шлима Ицковна,1905 г. рождения, я — 1927г, Клара — 1938г, Исаак — 1939г. Отец, Роменик Абрам Горохович добровольно остался защищать Одессу, хотя был у него «белый» военный билет, то -есть освобождение от военнй службы по болезни. Папа погиб на баррикадах города.

Мы дважды бежали от немцев. Сначала мы прибыли в Сталинградскую область. А потом уже — в Ташкент. Нас приютила местная семья. Их домик находился в районе Урды. Недалеко протекала река Самар. Однажды, в январе 1943г., мама пошла туда набрать воду. Поскользнулась и упала в ледянную реку. Плавать она не умела. И утонула. Мы, дети, остались одни. Круглые сироты. Мне — 16. Кларе — 5. Исааку — 4

Я училась в Ремесленном училище и работала на авиационном заводе №84 фрезеровщицей. Люди местные — узбеки, русские — помогли устроить детей в детский дом. Так что благодаря Узбекистану мы не пропали, выросли, получили специальность и стали полезными и порядочными людьми.»

София Хотимлянская: Мама выбралась из Полтавы под бомбёжками, с двумя детьми. С собой два баула и ручная кладь. После тяжких дорожных мытарств прибыли в Ташкент.Отец ушел в ополчение, защищая Полтаву. Погиб. Похоронен в братской могиле. Мама часто вспоминала родные места. Пела по-украински:

- Уже куры насидали
Пивень на порози
Уси мужья сидять дома
А мий у дорози.

Осталась вдовой в 41год. Больше замуж не выходила. Сохранила верность отцу и память о нем до конца своих дней. Тяжело работала, Не сломалась. Вырастила дочерей. Помогла им получить высшее образование.»

Наши воспоминания похожи на письма из далекого почти забытого прошлого. Они заставляют сжиматься наши сердца.

Поэтому мужчины, немолодые герои нашего фильма, плачут. Навзрыд. С горечью вспоминают свое утраченное детство. Лето его.

Плачет Илья Ох.

Не может сдержать слез Исаак Роменик. Но и сейчас поддерживает его рука старшей сестры, заменившая ему маму.

И как-то своевременно, по смыслу, начинает звучать песня» А идише мама» в исполнении Аэлиты Фитингоф. (Она же и заканчивает кино песней «Облака» Музыка А. Кублинского. Слова И Шаферана).

Все участники фильма в своих рассказах благодарят народ Узбекской Республики за заботу, проявленную к ним в тяжелые годы эвакуации. Востину для многих спасенных Узбекистан стал второй родиной.

Фильм — короткометражный, длительностью в 34минуты 18 секунд. Но он показал и новый современный Ташкент и монументальный Самарканд.

В киноленте через судьбы эвакуированных, еще живых свидетелей той поры, показан подвиг народа Узбекистана, совершенный во имя общечеловеческой морали.

Михаил Ружанский.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.