Памяти первого гроссмейстера Узбекистана Георгия Агзамова Разное Ташкентцы

Василий Папин, международный гроссмейстер, участник и призер 11-го международного турнира «Ташкент Опен 2017, Мемориал Георгия Агзамова» делится своими впечатлениями от турнира и Ташкента в фоторепортаже «Шахматист из глубинки — учитель Ананда».

В публикации — воспоминания Валерия и Вячеслава Агзамовых о своем талантливом брате, первом гроссмейстере Узбекистана Георгие Агзамове.

— О Георгии…Хочу сразу отметить, что это был очень большой и скромный человек. Шахматист из глубинки. В шахматы научился играть рано, в четыре года. Нас всех троих братьев научил играть наш отец, сам сильный шахматист, первый чемпион республики по заочным шахматам Таджихон Агзамович Агзамов, заслуженный врач республики.

Мы жили и живём в небольшом промышленном городке Алмалык, в 65 километрах от Ташкента. Отец после войны там обосновался, и все мы там родились.

Георгий не по годам был очень спокойный и способный шахматист. Уже в девять-десять лет он играл в полуфинале и финале города, где его соперниками были шахматисты второго-первого разрядов, несколько кандидатов в мастера. Один финал он выиграл с результатом 18 очков из 19. И только одну партию проиграл.

Был ещё интересный случай, свидетелем которого я сам был.

Как-то в Сочи, куда мы поехали отдыхать, Георгий на пляже играл матч из ста партий с одним шахматистом. С минимальным перевесом Георгий победил. Ему было тогда около восьми лет.
И оказалось, что этот шахматист – первый тренер Льва Полугаевского, который и предрёк Георгию большое шахматное будущее. Он даже считал, что Георгия уже можно запускать во взрослые шахматы.

Играл, Георгий, конечно, и за сборную города, и области, и республики.

Затем он поступил в Ташкентский госуниверситет на романо-германский факультет, английская филология.

Выступал за ТашГУ, возглавлял команду, которая и выиграла чемпионат СССР среди ВУЗов. Играл на первой доске и зачастую набирал очков под сто процентов.
Был даже такой случай. В первенстве вузов лидировала команда днепропетровского университета во главе с мастером спорта Новопашиным.
И все думали, что шансов пройти её уже нет. Но Георгий выиграл свою партию и пришлось менять билеты.

Георгий был очень упорным. Мастером спорта он стал, учась на втором курсе университета, что по нынешним временам, конечно, сравнительно поздно. Норму выполнил на втором Мемориале Азметдина Ходжаева, основателя шахмат в Узбекистане.

Тренировался он в основном сам. Я с ним тоже занимался, но больше сопровождал на соревнованиях. Многие гроссмейстеры говорили, что если предстоит встреча с Агзамовым, то лёгкой жизни не жди.

А в 1985 году Анатолий Карпов, перед встречей с Гарри Каспаровым, специально прилетел в Ташкент, чтобы сыграть с Георгием тренировочный матч.
Но так получилось, что Георгий в это время был на международном турнире в Потсдаме (ГДР), и матч, к сожалению, не состоялся.

Гроссмейстерскую норму Георгий выполнил пять раз! А звание гроссмейстера присвоили на конгрессе ФИДЕ в Салониках в 1984 году.

И стали его приглашать на международные турниры. Это и Колумбия, и Куба, и другие страны. И, что интересно, многие шахматисты узнали, что есть такая республика Узбекистан. Все считали, Союз, Россия и т.д. В послужном списке у него победы над очень сильными шахматистами. Такими как Светозар Глигорич, Властимил Янса. Выиграл у восходящей звезды Ананда.

После возвращения с турниров всегда собирал аудитории и рассказывал, отчитывался, читал лекции о прошедших событиях. Проводил сеансы.

Несколько раз Георгий участвовал в турнирах молодых мастеров. Помню мы готовились к партии с Валерием Чеховым на турнире молодых мастеров, и что интересно, буквально ход в ход попали. Редко такое бывает, но бывает.

Позже он возглавил сборную республики на командном первенстве СССР. На командной спартакиаде народов СССР, играя на первой доске он занял первое место с результатом шесть очков из восьми.

Стиль игры у Георгия был очень упорный. С одной стороны, это конечно, хорошо. Но с другой, когда турнир длинный, много затяжных партий, бесконечные откладывания, энергия уходит. А это сильно изматывает.

В январе 1985 года на зональном турнире в Риге, Михаил Таль, хотя сам и не играл, но на правах хозяина дал интервью, в котором отдавал Георгию одно из выходящих мест.

И если бы в последнем туре Георгий был бы удачливее, не проиграл Михаилу Гуревичу, то попал бы на межзональный турнир. К сожалению, не сложилось.

И вот такая нелепая смерть. Оступился на горе, мыс Фиолента. Посыпался гравий. Это уже был не первый случай там…В общем опасное место.

А он был готов к большим победам, большим турнирам.

— В 1965 году я стал чемпионом СССР среди студентов и рабочей молодёжи. Но это неважно. Георгий прогрессировал быстрее.

Выигрывал турниры в Югославии, ряд международных крупных турниров, с участием экс-чемпионов мира. В Калькутте, поделил первое место и выиграл у молодого Вишванатана Ананда. Ананд в разговоре про Георгия говорил, что это мой учитель.

Анатолий Карпов, будучи чемпионом мира, специально приезжал в Узбекистан, чтобы провести сбор с Георгием. Карпов был в ЦСКА, а Георгий в Динамо.

Как то, Георгий играл чёрными с Гарри Каспаровым, и получил ладейно-слоновое окончание с разнопольными слонами, с лишней пешкой у Каспарова. Гарик и говорит Георгию, что по Авербаху у него выиграно. Георгий говорит, давай посмотрим. Смотрели-смотрели – ничья. Каспаров махнул рукой, а-а-а, Авербах не понимает. Сыграли вничью.

Георгий отличался очень боевым духом. Он все позиции тащил. Как-то он играл с Виктором Купрейчиком. Эндшпиль по одной ладье, у Купрейчика четыре пешки, у Георгия две. И всё на одном фланге. И Георгий выиграл. Постепенно переиграл.

Аналогичный случай был в игре с Гургенидзе в первой лиге, когда Гургенидзе в абсолютно ничейном ферзевом эндшпиле, после того как Георгий его возил-возил, зевнул пешку и сразу сдался. Не могу, говорит, больше.

Однажды на пресс-конференции, на которой я присутствовал, у Михаила Таля спросили — Как играет Агзамов? Таль ответил, что у Георгия такой стиль, что просто невозможно. Равные позиции играет-играет, возит – это очень плохо.

В 50-м юбилейном первенстве СССР в Москве Георгий играет с Львом Псахисом. Защита Алёхина. Партия отложена. У Псахиса лучше. Мы анализируем-анализируем, что-то есть! Крутёжка. Доигрывание. Псахис что-то напутал и попал на наш анализ в матовую сеть. Бедный Псахис на часы нажимает – не попадает на кнопку, я лично свидетель. И проиграл Псахис.

И в том же юбилейном чемпионате в Москве с Тиграном Петросяном потанцевали фигурами и Петросян ничью белыми предложил. Уважал, знал.

И вот в Севастополе в 1986 году снова из полуфинала вышел в финал СССР. И после последнего тура пошёл смотреть места боевой славы.

Мыс Фиолента. Ложная тропа, пять метров, поскользнулся упал с обрыва. Было следствие. Я поехал туда, а сюда привёз груз 200. Здесь и похоронили в районе Алмалыка.

Так трагически всё закончилось. После этого я лет двадцать пять на шахматы не мог смотреть. А так сейчас два раза в год здесь играю, по-стариковски, благо машина возит сюда и обратно. И играю ещё в чемпионате Узбекистана среди ветеранов. Раза три первое место брал…».

Полностью публикация Василий Папин. «Шахматист из глубинки — учитель Ананда» на — papinchess.ru

ОтТУда.

3 комментария

  • Фото аватара Лилия Азизова:

    Я помню Жорика с его пяти лет — мы со Славкой, старшим из трех братьев — сидели за одной партой. Жорик был очень красивым ребенком, развитым не по годам. Таджихон Агзамович, их отец, вел в нашей школе кружок шахмат, и мы все его посещали. Все кружки у нас работали после рабочего дня, и Жорик вместе с отцом приходил играть в шахматы. И когда этот рбенок начинал играть — мы следили за его игрой, затаив дыхание — он обыгрывал всех, с кем играл. Очень красиво обыгрывал. Семья была очень известная, отец — заслуженный врач, начальник медсанчасти АГМК, мама — Полина Степановна — замечательный врач-гинеколог, главный врач родильного дома. Это были люди, преданные своему делу, и сейчас, по прошествии стольких лет, я думаю — как они находили время воспитывать своих детей? Как уделяли им столько времени? Как смогли воспитать таких замечательных людей? Я уже в студенческие годы пересекалась с Вадерием, средним братом, и он рассказывал об их шахматных достижениях, о Жорике. Потом вы все разбрелись по своим «квартирам», и я не видела никого из братьев, только прочитала однажды о гибели Жорика. Очень переживала эту потерю, как и все, кто знал его и знал всю замечательную семью. Так здорово сейчас было прочитать эту статью Спасибо всем.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сейран Ходжабагян:

    Порою кажется, что на небесах, в первую очередь, забирают самых лучших…
    Прошло более тридцати лет, а сознание никак не может смириться с этой нелепой потерей. Вспоминается один забавный, но характерный для Георгия случай. Как-то раз я шел в воскресенье по городу, после игры с друзьями в футбол. Я, вообще-то, никогда ничего не ем на ходу. Но день был жаркий и я увидел мороженное, почти без очереди. Углубившись в процес поедания, я вдруг услышал вопрос, где я купил мороженное? Память у шахматистов весьма специфическая. Они могут не помнить лица человека, но поставь на доске позицию, которую ты когда-то играл, вспоминаешь мнгновенно. Но тут голос показался знакомым. Внимательно присмотревшись, я узнал в симпатичном молодом человеке Георгия, с которым лет десять тому назад я встречался в командном первенстве УзССР. Ему тогда было лет 12, а я уже заканчивал свои юношеские игры. Далее произошел такой разговор. – Мне кажется мы с Вами встречались в турнире. Тут уже блеснул памятью Георгий. – Да, я вам проиграл. Мы рассмеялись я, как водится, пораспрашивал об успехах, о братьях и мы разошлись. Потом я, как болельщик, следил за его игрой в двух первенствах Союза в Москве и Ереване, где он о себе уже громко заявил. Один раз он посетил наш институт математики и дал сеанс одновременной игры. Я, конечно, недолго дёргался. Сдаваясь, я ему сказал, что теперь счёт сравнялся. — Нет, ответил от, это не считается… Сохранились несколько фотографий, которые, я сделал в Ереванском аэропорту, когда мы вместе летели в Ташкент. Потом скорбный день в Алмалыке. Всё утекло…
    Есть такое армянское пожелание, когда говорят об усопшем. Пусть, всё, что не дожил Георгий, доживут его близкие. Славе и Валере я желаю долгих лет жизни, чтобы они несли память о своём великом Брате, как они сейчас и несут.
    Сейран Ходжабагян, Ганновер.

      [Цитировать]

  • Фото аватара marina:

    Мой брат Черепанов П.П. также с теплотой вспоминает Георгия и двух его братьев. Учась на 2 курсе он в качестве капитана команды от ТашПИ участвовал в соревнованиях по шахматам между ВУЗами Ташкента, а Георгий возглавлял команду ТашГУ.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.