Авиаконструктор Г. А. Арутюнов Tашкентцы История Старые фото

Пишет Радик Газиев

«ТАПОиЧ» – «АВИАСТАР-СП». Авиаконструктор Г.А. Арутюнов.

В ОКБ О.К. Антонова, куда я был направлен после окончания МАИ в 1959 году, я познакомился с конструктором, окончившим МАИ ранее меня, Генрихом Амаяковичем Арутюновым, который помог мне освоиться с новыми условиями жизни и работы в ОКБ, и в Киеве. При организации филиала ОКБ Антонова переехать в Ташкент мы оба дали согласие, и уже ехали вместе в купе поезда с радужными планами — организовать филиал ОКБ и решимостью освоить новые, транспортные самолеты Ан-8, Ан-12 и др. на новом месте, на ТАПОиЧ. Первые годы жили дружно холостяцкой жизнью в комфортных условиях общежития для приезжих, вместе проводили культурные мероприятия и юбилеи филиала. (фото 1, ветераны, у портрета В.И.Ленина).

Со временем, в Ташкенте мы обзавелись семьями (фото 2, помолвка, он в центре), квартирами, дачами, однако, его душа не успокоилась, и он дал согласие ехать с семьей в Ульяновск, осваивать новый, авиационный завод и новое при нем ОКБ – «Авиастар-СП». Я уже не решился следовать за ним, менталитет родного края и мои престарелые родители держали меня крепко (за плечами был уже сплоченный коллектив КБ ТАПОиЧ, интересные модификации новых, больших самолетов на ТАПОиЧ и преподавание в Ташкентском авиационном институте, после защиты на звание КТН).

Вначале, Генрих часто приезжал на ТАПОиЧ набирать конструкторов, подолгу делились новостями, причем, я разрешал ему агитировать конструкторов из моего, уже не малого КБ. Многих из конструкторов пугал неизведанный, холодный край севера страны. (Строительство авиационного комплекса начиналось на ровном месте, в стороне от города Ульяновска, на другом берегу широкой Волги). Однако, Генрих смог организовать на «Авиастар-СП» не только ОКБ, но и оснастить помещения всем необходимым оборудованием для нормального функционирования конструкторов при проектировании авиационных тем для различных самолетов (фото 3, А.С.Сысцов, О.К.Антонов, Г.А.Арутюнов на стройке завода).

Позже, наши связи прекратились, началась перестройка, сувернитет, и некоторые заводчане ТАПОиЧ потянулись в уже обжитые края Ульяновска и завода (фото 4).

Случайно, я нашел заметку о поздней жизни и работе Генриха Арутюнова на «Авиастар-СП», которую предагаю читателям на страницах Краеведческого журнала «Мономах» издания г.Ульяновска, под заголовком: «По происхождению –дворянин, по призванию – авиаконструктор» (фото5 скачать журнал 5 Мб. в формате PDF ). Журнал интересный, посвящен истории авиации в России, городу Ульяновска и его героям, и я думаю, понравится ветеранам ТАПОиЧ и любителям авиации.

Хотелось бы, заострить внимание читателей на более объемную заметку в начале журнала о первопроходцах из ТАПОиЧ, первом и втором директорах Авиационного Ульяновского комплекса, а именно: о Главном инженере ТАПОиЧ А.С.Сысцове, ставшим впоследствии, после становлении Ульяновского комплекса, министром МАП СССР, и начальнике цеха ТАПОиЧ Ф.З. Абдулине, ставшим директором комплекса. Они первыми начали поднимать в Ульяновске крупнейший в мире завод, выпускающий и поныне Ан-124, Ил-76 и другие, большие самолеты, им, по достоинству, отводятся первые страницы журнала. В частности, заголовок статьи о бывшем работнике ТАПОиЧ Ф.З. Абдулине говорит нам о многом: «Талантливейший руководитель авиастроения СССР». (Приятно вспомнить лозунг: «Наши» кадры – решают все!»).

Фото публикуются впервые.

6 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.