Создатели павильонов выставки 1909 года История Старые фото

Громобой Худояров:

Вот они красавцы, построившие выставочный павильон для виноделов братьев Первушиных в мавританском стиле по эскизам А.Н.Бенуа в сентябре 1909 г. к открывающейся XXY-ой юбилейной Турксельхозвыставке в Константиновском (тогда, а позднее в Кауфманском, имени Маруси Спиридоновой, революции, Амира Тимура) сквере.

Жизни павильону отводилось два месяца, в сентябре и октябре 1909 г., пока проходила выставка, которую уже за две недели посетили более ста тысяч человек, а простоял «сказочный домик» почти 90 лет, пережил все мыслимые ташкентские землетрясения.

Ряд историков, в частности, М.Е.Массон считали, что павильон принадлежал виноделу Д.Л.Филатову, имевшему несколько объектов недвижимости рядом со сквером.

Вполне возможно, что Д.Л.Филатов перекупил позднее у наследников И.Первушина эту красоту. Винодел Д.Л.Филатов также участвовал в выставке, его павильон был рядом с первушинским, но гораздо скромнее и после выставки был разобран. Тогда был такой порядок у выставочного комитета: павильоны возводились в сквере или в горсаду (в советское время — парк Горького) и разбирались после выставки.

На мой взгляд, это было ошибкой и позднее к этому пришли, организовав ВДНХ и постоянно действующие торгово-промышленные выставки. Ошибка временных павильонов выявилась в 1909 г., когда ташкентцы, а также всероссийские и зарубежные гости, в лице, в первую очередь, бухарцев и хивинцев размахнулись щедрою купеческой рукой и возвели довольно люботные творения. Не отстали от них и саперы и офицеры ТуркВО.

Так, был возведен мост-виадук между сквером и горсадом. Довольно любопытное творение. Я его называю по имени автора — мостом имени полковника Н.Еранцева.

Возводили его саперы под руководством того же подполковника А.Н.Левковича. Ошибка генерал-губернаора А.В.Самсонова и Ташгордумы в том, что этот мост также возводился на два месяца жизни из дерева. А надо было ваять его на века из метала.

Во-первых, это был бы первый виадук на территории империи. Да и этого одного было бы достаточно. Он стал бы эмблемой Ташкента, во-вторых, как позднее стали куранты. Тем более мост имени полковника Н.Еранцева совсем рядом с курантами топографически приземлялся. Так что же случилось в конце октября 1909 г., когда выставка закрылась? Посмотрели на творение А.Н.Бенуа, и рука ни у кого не поднялась этот павильон разбирать. До 17-го года это был винный павильон, или, грубо говоря, рюмочная.

В советское время там размещался цветоный магазин «Цветы Ташкента». Какие-то выставочные строения еще сохранились после закрытия выставки, но они были менее эмблематичными, и в памяти как-то не зафиксировались. Долго еще стояла ротонда, в которой выступал духовой оркестр, и в горсаду вроде бы сохранялся павильон Яушевых в китайском стиле.

А безымянным строителям и славы не досталось, одна голая зарплата.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.