Авиаконструктор В. М. Мясищев — родоначальник самолёта Ли-2 и ТАПОиЧ История Старые фото Ташкентцы
Пишет Радик Газиев
К 80-летию первых полетов самолетов Ли-2 в СССР.
Из Википедии:
Владимир Михайлович Мясищев
«В.М. Мясищеву поручили налаживать на заводе серийное производство транспортного самолета, закупленного у американской фирмы «Дуглас». Творческая переработка конструкции применительно к отечественной технологии и установка отечественных двигателей позволили создать улучшенную модификацию самолета ДС-3 – Ли-2. В СССР было выпущено около 14000 машин (в различных вариантах), прослуживших в авиации почти 40 лет». (Мне кажется, несколько завышено количество выпущенных самолетов Ли-2 , однако, для меня, патриота ТАПОиЧ, это приятно).
В Википедии повествуется о начале творческого пути В.М. Мясищева. Он начинал путь с чертёжника, рядового конструктора, работал под руководством опытных руководителей ОКБ В.М.Петлякова, А.Н.Туполева, затем он начал самостоятельно предлагать оригинальные идеи конструкции самолетов, которые, впоследствии, упорно сам воплощал в жизнь. Он опирался на сплоченный коллектив конструкторов, среди которых была в основном молодежь, его опора на молодых конструкторов, видимо, была подхвачена, впоследствии, авиаконструктором О.К.Антоновым.
Согласно Википедии и СМИ, Генеральному конструктору ОКБ В.М. Мясищеву, при всем его таланте и работоспособности, немного не везло — созданные им ОКБ трижды расформировали, конструкторов передавали в другие ОКБ, однако, он не сдавался. Даже, не смотря на то, что еще суд дал ему 10 лет после поездки в Америку за самолетом ДС-3. Работал он в «Шараге» вместе с другими, известными конструкторами. Впоследствии, вопреки мрачным прогнозам авторитетных авиаконструкторов, В.М. Мясищев создал самые большие ракетоносцы в мире, которые сыграли большую роль в сдерживании ядерной войны.
Для меня памятны воспоминания, когда я впервые наблюдал в полете над институтом МАИ ракетоносцы М-4 («Бизон») конструкции В.М. Мясищева в 1954г., когда проходил практику в Филях в Москве, где восхищался в сборочном цехе большими размерами этого самолета, и когда видел самого В.М. Мясищева в стенах МАИ, куда его направили деканом, затем зав. кафедрой самолетостроения после очередного расформирования ОКБ.
Известно, что будущий Генеральный директор ТАПОиЧ К.С. Поспелов был учеником у В.М. Мясищева и работал с ним при освоении самолета ДС-3 — Ли-2 и внедрении его в производство нашего завода. (К.С.Поспелов, впоследствии, был моим руководителем на соискание степени КТН).
Хотелось бы, по памяти, также поделиться о студенческих и производственных встречах с моим однокурсником. Будучи избранным культоргом факультета в МАИ, я стал подбирать ребят-студентов, владеющих музыкальными инструментами. Так я познакомился с Арвидом Тохунц, он был из другой группы нашего курса, прекрасно играл на рояле. Был организован небольшой оркестр для наших, курсовых и факультетских культмероприятий, выступали мы и в других ВУЗах Москвы. Наши совместные интересы переросли в дружбу, и она продолжалась вплоть до завершения моих служебных командировок в Москву и в Жуковский, где он обосновался на работе в ОКБ В.М. Мясищева.
Мы интересовались малой авиацией, там Арвид помог мне советами к предстоящему проектированию сельскохозяйственного самолета для нашего заводского ОКБ. Там же я узнал, что он познакомился с дочкой В.М. Мясищева Мариной, где они сыграли свадьбу. У них родился сын, и, впоследствии, в командировках, я видел его с сыном, уже подросшим. Благодаря своим способностям в аэродинамике Арвид Тохунц в ОКБ В.М. Мясищева вырос до Главного конструктора в 1976 году, имел свои оригинальные конструктивные разработки в авиации.
Вот как он отзывается (в средствах СМИ) о своем тесте В.М. Мясищеве: «Наиболее близко я работал с Генеральным конструктором Владимиром Михайловичем Мясищевым – человеком колоссальной, технической интуиции, конструктором – новатором, самолеты которого намного опередили свое время, а идеи и сегодня принадлежат будущему. Недаром, даже С.П. Королев –основоположник практической космонавтики, называл В.М. Мясищева своим учителем…
В.М. Мясищев был женат на Е.А. Спендиарове — внучке Айвазавоского и дочери армянского композитора А.А. Спендиарова. Как то, Владимир Михайлович, полушутя сказал мне: -«Знаете, что я заметил? Раньше первым моим замом был Г. Н.Назаров – армянин , теперь А.Д.Тохунц –тоже армянин. Жена у меня армянка. Иногда мне кажется, что я наполовину тоже армянин».
О В.М. Мясищеве в заголовках заметок и книг пишут по-разному: «Творец авиации. Нереализованный гений» («Аргументы и Факты»); «Незаслуженно забытый Мясищев» (книга Н.Якубовича) и т.д. Ему не всегда везло в жизни. Для нас, ветаранов и почитателей ТАПОиЧ, он останется в памяти, как родоначальник самолета Ли-2, открывшего дорогу к организации в Ташкенте крупнейшего в СССР авиационного завода, выпускавшего большие уникальные, транспортные самолеты в течение 70 лет.
(Фото представлены впервые)
«…В.М. Мясищев был женат на Е.А. Спендиарове …» Правильно нужно писать Е.А. Спендиаровой. Она же дама.)
Давид[Цитировать]