Узбекский авиаконструктор из ТАПОиЧ История Старые фото Ташкентцы
Пишет Радик Газиев
К 105-летию со дня рождения А. М. Бахрамова и 30-летию его кончины в Ташкенте.
В сайте Центразия, а также, в сайтах Вести Уз и Новости Уз за прошлые годы были помещены интересные заметки об авиаконструкторе из Узбекистана Бахрамове Ата Мехрибановиче, внесший большой вклад в развитие авиации и космонавтики в СССР.
В частности, М.Захидов (журналист–международник, К.Ф-М.Н, преподаватель ТашГУ, председатель Международного общества прав человека (МОПЧ)) в сайте «Центразия» под заголовком «И может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» узбекская земля рождать» первый упоминает о А.Б. Бахрамове — «Ата Мехрибанович работал на Ташкентском авиационном заводе №84, эвакуированном из Москвы во время войны и т.д.».
Напомню, это было время правления заводом А.Н. Рудиным (1947-1950г.г.), который сменил директора завода С.М. Ярунина, возглавившего Главк. МАП СССР. В 1950 г. А.Н.Рудин был назначен первым заместителем Совета Министров Узбекистана, оставив вместо себя Л.А.Гуськова. (Кстати, с ними связано начало моей творческой жизни на ТАПОиЧ, частое присутствие на практике во время курсовых работ в техникуме, дипломная работа, отработка на заводе после окончания ТАТ, и затем поступление в МАИ).
А.М. Бахрамов, (как пишут последующие авторы: Д.Т.Н. Т Нусратов и К.Ф.Н. А. Ходжаев в Вести Уз), родился в 1913 году, в Ташкенте, в возрасте 14 лет он поступил в Топографический техникум, затем поступил в МАИ, и с 1938 года начал работать в КБ ракетостроения в Москве (предвестник ОКБ С.П. Королева). Позже участвовал в организации институтов авиации ЦАГИ и ЛИИ в Москве. В 1941 году А.М. Бахрамов активно участвовал в эвакуации нашего авиационного завода из Москвы в Ташкент где, затем, начал работать.
На ТАПОиЧ на А.М. Бахрамова обратили внимание и дали ему хорошую характеристику в Москву директор завода А.Н.Рудин и узбекский академик Х.А. Рахматулин, работавший в Москве, его, в свое время, оценил И.В.Сталин за проектирование и организацию установки заградительных дирижаблей над Москвой во время ВОВ. По заданию И.В. Сталина Х.А. Рахматулин вместе с С.П. Королевым летали в Берлин для изучения наследия немецкого ракетостроителя фон Брауна.
Во время войны А.М.Бахрамов участвует в организации ОКБ при НИИ Совнаркома СССР в г.Москве по созданию реактивных средств вооружения. Здесь он сближается с С.П.Королевым, впоследствии ставшим Генеральным Конструктором ОКБ ракетостроения СССР. После войны, он также читает лекции в Военно воздушной академии им. Жуковского и в НИИ ракетостроения в Москве.
В 1955 году А.М. Бахрамов по заданию правительства возглавляет КБ по средствам защиты, спасения и обеспечения жизнедеятельности человека в летательных аппаратах. В его КБ были созданы герметичные кабины-капсулы для полета в космос, вначале для животных, затем для человека. (Мой однокурсник по МАИ Арнольд Арутюнян в автобиографической повести «Жизнь во спасении» упоминает нач. КБ А.М. Бахрамова, причем, сам Арнольд, под его руководством работал над катапультируемыми сидениями, там же, он защитился на степень КТН.)
А.М. Бахрамову, как создателю кабины, поручили первому встретить Ю.А.Гагарина, вернувшегося из космоса и сопровождать его, вплоть, до встречи с руководителями СССР в Москве (на фото он с Ю.А.Гагариным, в шляпе, обведен кругом). К этому времени он был уже знаком со многими космонавтами, для которых индивидуально готовил капсулы для полета в космос. А.М. Бахрамов не порывал связь с С.П. Королевым и Ю.А. Гагариным до последних дней их жизни. Он имел звание инженер-полковника ракетнокосмических войск, написал ряд научных статей и имел с десяток изобретений.
В 1980 году, по предложению Института машиностроения АН СССР и Уз НПО «Кибернетика» АН Руз, А.М. Бахрамов с группой энтузиастов фирмы «Звезда» начинает паралельно работать над «бесконтактной хлопкоуборочной машиной» с пневматической системой сбора хлопка. Через два года в Ташкенте, в УзНПО «Кибернетика», начинается сборка машины под его руководством (с участием коллектива НПО и его директора В.К.Кабулова).
При защите КТН мне приходилось часто бывать в этом учреждении, видеться и общаться с В.К.Кабуловым, его колегами, однако, они старались не афишировать творение А.М.Бахрамова до полного его завершения. К тому же, как пишут авторы, началась «подковерная борьба», творцы «шпиндельной сборки хлопка» не хотели чужого, нового. На полях уже успешно работали усовершенствованные, многошпиндельные комбайны завода Ташсельмаш.
Новая, хлопкоуборочная машина была собрана, опробована на полях Узбекистана, причем, с положительным результатом, однако, автор А.М.Бахрмов после долгой борьбы за идею, в 1988 году, после четвёртого инфаркта ушел из жизни. Надвигалась перестройка, впереди маячил сувернитет республики, и все его творения «канули в лету». Как пишут авторы, он был похоронен в Ташкенте, как завещал, его семья осталась в Москве.
В процессе составления заметки, поневоле, провел аналогию и своей творческой жизни, причем последовательно, почти также (но в меньшем масштабе), «спустя 20лет»: в 14 лет в техникуме, МАИ, ОКБ Антонова и ОКБ Ильюшина, КТН, нач. КБ, статьи, изобретения, лекции в институте, встречи с космонавтами, сельскохоз.самолет на ТАПОиЧ… и затем, перестройка, сувернитет, и ликвидация завода. «Обстоятельства сильнее нас». В любом случае, не легкая, но интересная учеба в центральном вузе и работа в центре дало нам многое, и я с благодарностью вспоминаю это время.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.