Энвер Измайлов – недоступная звезда Искусство

«В Киеве состоится концерт с участием всемирно известного мастера игры на гитаре Энвера Измайлова. На концерте будут собирать средства семьям политзаключенных».

(из объявления)

По данным американских изданий, этот человек, единственный из СНГ, входит в десятку лучших гитаристов мира. Об этом уровне игры на гитаре говорят: «Многие пробуют, но не у многих получается». Его зовут Энвер Измайлов. Его имя переводят как «лучезарный». Фамилию часто пишут как Is my love.

Я спросила у муллы:
— Играют ли законопослушные мусульмане на гитаре?
— Нет, что ты! Там, где этот инструмент – там водка, сигареты, женщины.

Энвер Измайлов и Даша Кашина

— Как Вы, Энвер, согласовываете свою жизнь добропорядочного мусульманина со своей исполнительской карьерой? – поинтересовалась я у Звезды.
— Я грешный мусульманин. Но стараюсь соблюдать основные постулаты Корана. Считаю это не книгой заповедей. А книгой – напоминанием. Многого из его глубин я не знаю. И считаю, что это даже лучше. Потому, что зная все, нарушать осознанно – неправильно и опасно для собственной души.

— Вы родились в семье татар, депортированных из Крыма?
— Да. Мой отец из Судака, мама из соседней местности.

— Вы помните депортацию?
— Почти нет. Это коснулось родителей.

— Вы приезжаете на родину?
— Я здесь уже живу!

— У Вас здесь дом?
— У меня дом в Симферополе. Там живет моя семья. Две дочери.

— Я слышала, что одна из них занимается вокальным исполнительским искусством, близким к фольклорному. Имеет свою группу.
— Да. Недавно мы с Ление выступали в Германии. Она лауреат ряда международных конкурсов.

— Во Франции на радио Парижа вы выступали вместе?
— Нет, это было мое сольное выступление.

— Она переняла у Вас секреты владения гитарой?
— Нет, дочери не хотели учиться моему инструменту. Они искали свой путь в жизни. И я понимал, что женские судьбы и гитара с ее гастрольным графиком могут войти в противоречие. Сына я бы обучил.

— Как и где этому научились Вы?
— А меня никто этому не учил. И в этом – то лучшее, что получилось. Получилось:
— любовь к инструменту,
— свобода импровизаций,
— отсутствие жестких правил.

Учился я в Ферганском музучилище игре на фаготе. Поступил – куда были места. Хотел зарабатывать профессией музыканта. А на гитаре играл во дворе с пацанами. Этот инструмент был любимым.

— Ваш стиль – это синтез фольклора вашего народа, джаза, тайпинга был найден самостоятельно или были советчики?

— Совершенно самостоятельно. В условиях полной свободы личности в искусстве и приходят такие идеи. Думаю, их у тех, кто творил свои экспромты во дворах, было много. Мои, благодаря Аллаху, больше некому – были услышаны обществом. А когда появились интересующиеся моими экспромтами любители и даже фаны – стала приходить помощь. Очень много мне помог бывший саксофонист, позднее клавишник, живший в Фергане москвич. Позднее в Москве ставили его мюзиклы, в которых играли многие известные артисты, такие, как Николай Караченцев.

— Вы только что получили звание Народного артиста Украины?
— Да. Готовлю по этому случаю сольник.

Наш разговор в джаз-клубе накануне концерта для друзей подходил к концу, когда к нам подошел художник в очках кота Базилио, кепке с околышком и каком-то военном пиджаке без знаков отличия. Он предложил Энверу посмотреть в его самодельной деревянной установке типа первых фотоаппаратов кукольный театр. Энвер согласился. Сев на маленький стульчик, он сунул голову под синюю бархатную занавеску, как ему указали. При этом малышка – дочь художника все время дергала отца и кричала: «Не надо! Не надо!». Менеджер Измайлова, стоявший рядом, напрягся и пошутил:

— Там не гильотина?

Из аппарата пошел дым. Энвер, как ребенок долго смотрел это действо.

Мне он потом пояснил – это талантливый человек. Серьезный художник. Правда, с особенностями. Недавно, например, так напился, что «мы нашли его на ступеньках джаз-клуба. Никак не могли привести в чувства и даже отливали водой».

Человечность – наверное, этим отличается Измайлов в этом бесчеловечном мире и за это любит его, грешного мусульманина, Аллах. Это возможно для тех, кто живет искусством.

Начался концерт – путешествие. Обычно эти импровизации Энвер Измайлов строит как путешествие по миру. Начиная со своей страны, он умеет музыкально нарисовать любую. «А сейчас мы поедем в…» — обычно так объявляет он номер. Мы следовали за звуками, путем, которым вел нас Маэстро. Он играл вроде бы не на гитаре, а на фантастическом инструменте из струн своей души. Обычно зал завороженно следит за руками на грифе, почти не касающимися гитары и выделывающими чудеса тайпинга.

Монотонно, как голос над минаретом, умеет звучать его струна от легкого прикосновения.

Вокруг расстилались видения гор его кавказских композиций с цоканьем копыт осликов по головокружительному серпантину горных дорог.

При исполнении композиции «Памяти Битлз» все встали.

В его финальной шуточной композиции «Утро на море» — заводились моторы машин, под танец маленьких лебедей выходили первые купальщики, мычали коровы, кричал петух и даже взлетал легкий планер. И все это делала гитара и его «вокальное сопровождение».

Наверное, на эти звуки в зал ворвалась собака. Она делала круги вокруг музыканта. Его менеджер пытался ее выгнать. Энвер успел на это музыкально отреагировать с улыбкой. Когда порядок был восстановлен, я услышала чей-то сердитый шепот, обращенный к хозяевам джаз-клуба:

— Ну зачем вы так назвали собаку? Что я отвечу ребенку, который спрашивает: как ее зовут?
Оказалось, собаку назвали «Сиська».

Ссылку прислал Марк Фукс.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.