История одной фотографии История Разное

Леонид Ветштейн:

Один из снимков, здесь представленный (на газетном листке), — результат редкостного журналистского везения. Мой друг и коллега, которого, увы, нет среди нас уже более четверти века, Шукур Нурбаев решил однажды показать мне Сентябское ущелье (это в Нуратинском районе Навоийской области Узбекистана). Это было в мае 1986 года. Насладившись красотами удивительного междугорья, особо роскошного в весенние дни, мы, переночевав, пили утренний чай в гостеприимном доме местного жителя Пулата Мансурова. Пили на улице среди благоуханья трав и цветов этого райского уголка.

Калитка дувала была открыта, и нас было видно с дороги, что пролегала рядом. Какой-то мужчина, хозяину явно знакомый, махнул нам рукой в знак приветствия. Разумеется, он был тут же приглашён к чаю. И слава богу, что не отказался. Иначе бы и не было ни этой фотографии, ни этого рассказа.

Как выяснилось, гость не имел возможности задерживаться, ибо приехал к своему брату, который был нездоров: «Болен Додо, брат мой, это у него ещё с войны. ..»
Услышав о войне, я, занимавшийся этой темой в областной навоийской областной газете, напросился к Додо Шакирову, живущему через несколько дворов. У самого входа во двор (вроде бы несущественная деталь) двое явно русских парней ремонтировали легковую машину, видимо, принадлежавшую хозяину.
Когда мы вошли в дом, выяснилось, что болезнь Додо Шакирова такого свойства, что он, увы, не может говорить. Совсем мы уж собрались уйти назад, как вдруг кто-то сказал: «ПРИНЕСИТЕ ГАЗЕТУ».
Принесли. Старая газетка формата многотиражки — на белорусском языке. Название для того времени типичное — «Заря коммунизма». На четвёртой полосе портрет женщины и рассказ о ней. Оказалось, что эта женщина – белорусская партизанка, её звали Доминика Китавец. В очерке рассказывалось, как она проникла с годовалым, завёрнутым в пелёнки, сыном Лёней в казарму одного из фашистских палачей, заложила там взрывчатку и сумела благополучно вернуться назад к партизанам. И в урочный час прогремел взрыв. Палача не стало. Задание было выполнено.
(Хочу обратить ваше внимание, уважаемый читатель, — это написано НЕ ЖУРНАЛИСТОМ, который может и присочинить…Эта публикация в белорусской газете — она называется «Аперацыю даручыли Цитавец» — принадлежит перу бывшего командира партизанского отряда В.Цветкова).
Так вот, оказалось, что эта самая Доминика БЫЛА ПЕРВОЙ ЖЕНОЙ Додо Шакирова! Они познакомились в Бресте, где Додо служил в армии. 21 июня 1941 года она сказала ему, что ждёт ребёнка. А 22-го они виделись ПОСЛЕДНИЙ РАЗ В ЖИЗНИ. Развела война. Они считали друг друга погибшими.
После войны обзавелись Додо и Доминика новыми семьями. У Додо родился ещё один сын – Володя. Жизнь однако в этой семье не сложилась, и последнюю жену свою Маржон Хасанову нашёл он уже у себя в Сентябском ущелье.

И вдруг в начале шестидесятых годов прошлого века НЕОЖИДАННО ДЛЯ СЕБЯ написал Додо письмо в Брест и узнал, что Доминика и его сын – ЖИВЫ!!!
У них была переписка, до самой смерти Доминики.
Я попросил у хозяина газету, чтобы опубликовать очерк обо всём этом, но не в приблизительном пересказе, а как положено, в переводе один к одному.
«А вам сейчас переведут», — неожиданно сказал кто-то из родственников Додо и позвал с улицы одного из парней, ремонтировавших машину. Тот явился и впрямь перевёл всё один к одному!
Тогда я спросил его, откуда он так хорошо знает белорусский язык. И словно гром среди ясного неба , был ответ: — А ЭТО РАССКАЗ О МОЕЙ МАТЕРИ. Я – ЛЁНЯ.
— Лёня?! Тот самый Лёня, в чьих пелёнках была пронесена в казарму взрывчатка??
— Да, тот самый. И тут до меня дошло, что передо мной сын Додо Шакирова! Оказалось, что он приехал к отцу в отпуск из Бреста! И – уж коли везёт, так везёт! – второй «автослесарь» оказался…ВОЛОДЕЙ – сыном Додо от второго брака!
Всех их, уважаемые читатели, вы и видите на снимке, который сделал по моей просьбе СЛУЧАЙНО ВСТРЕТИВШИЙСЯ на обратном пути фотокорреспондент нуратинской районной газеты «Илгор чорвадор». Маржон и Додо Шакировы – в центре снимка. Слева – Лёня, справа – Володя.
Увы, вскоре после опубликования в областной навоийской газете моего материала обо всём этом ( он назывался «22 июня») Додо Шакирова не стало…

***************************

…На первой фотографии — почти один к одному текст публикации, которую вы только что прочитали (это газета «Ахборотнома» — октябрь 2004 года; издание Навоийского общества инвалидов).
На соседнем фото — Леонид Иванович Шолёнкин с супругой. Это ТОТ САМЫЙ Лёня, о котором рассказано выше.
Да! — ТОТ САМЫЙ!!! Я отыскал его в интернете!!!
Он как жил, так и живёт в Бресте.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.