Самаркандский цирюльник, или судьба личного брадобрея Сталина История Разное
Пишет Олег Николаевич
Карл Викторович Паукер — человек, вошедший в историю как личный помощник И. В. Сталина, непременный участник застолий вождя, его брадобрей, шут и собутыльник, верно прослуживший 13 лет и повторивший печальную судьбу большинства людей из сталинского окружения.
Брадобрей Сталина уроженец города Лемберга (ныне — Львов) Австро-Венгерской империи появился на свет в 1893 году и являлся выходцем из семьи еврея-парикмахера. Профессия отца, по стопам которого пошел Паукер Карл Викторович, пригодилась ему в дальнейшем. В частности, свое виртуозное мастерство Карл проявлял, став личным брадобреем Иосифа Сталина. Известно, что лицо вождя было покрыто оспинами, поэтому он часто ходил плохо выбритый. С легкой руки высококвалифицированного парикмахера Паукера, в свое время обслуживавшего актеров будапештского театра оперетты, генсек стал выглядеть очень аккуратно и ухоженно.
Помимо заботы о внешности Сталина, Паукер исполнял малейшие желания своего начальника, стараясь максимально их предугадать. Для этого он досконально изучил вкусы Иосифа Виссарионовича и взял на себя заботу о его гардеробе. Так, с легкой руки Паукера специально для вождя, имевшего рост 163 сантиметра и желавшего возвышаться над своим окружением, шились сапоги особенного покроя: с высокими каблуками, частично замаскированными в задники. А чтобы обувная хитрость не слишком бросалась в глаза, Паукер заказал генсеку длинную, доходившую до каблуков шинель. Также Паукер Карл Викторович, стараясь улучшить быт Сталина, взял на себя ответственность за его питание, строго контролировал появлявшуюся на столе пищу. Примет или нет Сталин определенного посетителя, зависело также от Паукера, равно как и все, что имело отношение к вождю и его семье.
Как малообразованный еврей, окончивший лишь курсы при Коммунистическом университете Я. М. Свердлова, попал в столь значительное окружение и стал достаточно влиятельной личностью в правительстве? Все началось с армейской службы в рядах австро-венгерской армии, в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны был призван в армию. Воевал в 1м уланском полку в Галиции, дослужился до фельдфебеля. В апреле 1915 г. попал в плен к русским войскам, содержался в лагере для военнопленных в Туркестане. Участник движения военнопленных-интернационалистов в Самаркандской области. В марте 1917 года был освобождён. Жил в Самарканде, работал портным и парикмахером.
Именно в лагере военнопленных он сблизился с большевиками, а через некоторое время вступил в партию. 1917—1918 годы обозначились для Паукера работой на не слишком высоких, но ответственных должностях: в качестве помощника военкома, помощника председателя ВРК (военно-революционного комитета), а затем и председателя полевого ревтрибунала. Паукер являлся одним из зачинщиков Красного террора в Самарканде и сам определял состав расстрельных списков. Приговорить мог даже за плохое изъяснение на русском.
Член РСДРП(б) с октября 1917 года. В 1917—1918 гг. помощник военного коменданта области, затем председатель полевого революционного трибунала. С декабря того же года сотрудник Самаркандской ЧК, с января 1919 г. — заведующий секретнооперативной частью там же, одновременно помощник председателя военно-революционного комитета. В 1920 г. Окончил курсы при Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. Служил в РККА, начальник польского отделения политотдела 46-й стрелковой дивизии 12-й армии.
В сентябре 1920 назначен уполномоченным Иностранного отдела Особого отдела ВЧК. С 1 февраля 1922 года заместитель, а с 12 мая 1923 года начальник Оперативного отдела ОГПУ. С 1924 года начальник охраны И. В. Сталина. Столь стремительный карьерный взлет произошел благодаря случившемуся знакомству с Вячеславом Менжинским — одним из организаторов сталинских репрессий. Став кем-то вроде «личной прислуги», Паукер рьяно опекал шефа, а тот через некоторое время уже не мог обходиться без своего помощника. Именно с его подачи в 1920 году Паукер был переведен в Москву, в 1922 году занял должность заместителя начальника Оперативного отдела ВЧК, возглавив его через год. Данный отдел ведал охраной руководства страны, в том числе Сталина. Эту должность Карл Викторович занимал вплоть до 1937 года.
Именно при Паукере, конечно же, с ведома генсека, многократно выросло количество охраняющих. Если за безопасность В. И. Ленина отвечали сначала двое, а потом четверо охранников, то при Сталине их число увеличилось многократно. К примеру, по пути следования вождя на дачу вокруг присутствовало почти 3 тысячи чекистов, экипированных должным образом. Такое эскортирование высокопоставленной особы больше всего напоминало широкомасштабную военную операцию. Карл Викторович сопутствовал генсеку во всех его поездках. Также в обязанности личного помощника входило владение информацией о всех происходивших в Москве событиях, на месте которых всегда должны были присутствовать сотрудники его отдела.
Чрезвычайная загруженность не оставляла Карлу Викторовичу времени на личную жизнь. Но Сталин компенсировал это наградами (6 орденов, в том числе орден Ленина) и множеством подарков, среди которых имелось два авто: лимузин «кадиллак» и открытый «Линкольн». По мере упрочнения позиций Сталина Паукер стал получать от него задания несколько иного характера, часто связанные с организацией репрессий. Паукер стал своего рода персональным следователем руководителя страны, курировал аресты и высылку в отдаленные сибирские места активистов «левой оппозиции». Затем Карлу было поручено дело «Союза марксистов-ленинцев», возглавляемое Мартемьяном Рютиным — известным большевиком, открыто критиковавшим политику Сталина. Рьяно стараясь проявить себя (ведя допросы, произвольно меняя содержимое материалов уголовного дела), Паукер, чье участие в расследовании являлось противозаконным, приписывал обвиняемым связи с иностранными разведками и террористические замыслы. Как начальник оперативного отдела, руководил арестами и высылкой членов левой оппозиции. Один из организаторов фальсифицированных процессов, таких как «Кремлёвское дело», «Дело Московского центра». Входил в группу сотрудников НКВД, подготовивших процесс над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Одновременно с 1930 г. заместитель председателя спортивного общества «Динамо», председатель общества «Друг детей» при ОГПУ СССР, председатель общества «Автодор» Сокольнического района Москвы.
В 1935—1937 гг. член ЦИК СССР. В 1936 году после падения Г. Г. Ягоды и прихода на пост главы НКВД Н. И. Ежова какое-то время оставался на высших постах в руководстве НКВД. В ноябре 1936 — апреле 1937 гг. начальник 1-го отдела (охраны) ГУГБ. Принял участие в организации процессов над К. Б. Радеком и Г. Л. Пятаковым, а также М. Н. Рютиным.
По высказываниям ряда исследователей и современников, после того как Паукер стал личным телохранителем И. Сталина, между ними установились достаточно доверительные отношения. Паукер нередко развлекал вождя анекдотами и пародиями, брил его «как самый настоящий лакей», вёл кремлёвские застолья, играл Деда Мороза на кремлёвских ёлках. Паукер «изучил сталинские вкусы и научился угадывать его малейшие желания… Подметив, что Сталин, желая казаться повыше ростом, предпочитает обувь на высоких каблуках, Паукер решил нарастить ему ещё несколько сантиметров. Он изобрел для Сталина сапоги специального покроя с необычно высокими каблуками, частично спрятанными в задник…».
А. М. Орлов в своей книге «Тайная история сталинских преступлений» описывает следующий случай, произошедший 20 декабря 1936 г.:Сталин дал торжественный обед для узкого круга руководителей НКВД в связи с годовщиной основания органов безопасности… Когда все основательно напились, Паукер на потеху Сталину стал изображать, как вёл себя Зиновьев, когда его тащили на казнь. Два офицера НКВД исполняли роль надзирателей, а Паукер играл Зиновьева. Он упирался, повисал на руках у офицеров, стонал и гримасничал, затем упал на колени и, хватая офицеров за сапоги, выкрикивал: «Ради Бога, товарищи, позовите Иосифа Виссарионовича!» Сталин громко хохотал…
Сталин был доволен работой Паукера, поэтому часто поручал ему новые задания, в числе которых «Кремлевское дело», дело «Московского антисоветского центра».
Попутно, по указанию никому не доверявшего Сталина, и сам Карл Викторович был взят в разработку партийной контрразведкой. 19 апреля 1937 года Паукер был арестован и обвинен в подготовке покушения на Сталина. 14 августа 1937-го — расстрелян. Реабилитирован не был.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.