Монастырская жизнь в Узбекистане: взгляд изнутри Разное

Монастырская жизнь в Узбекистане: взгляд изнутри

Все, надоело. Ухожу в монастырь! — очень часто приходится в жизни слышать эти слова от женщин. Если большинство в сердцах и обидах говорят это, то некоторые женщины всерьез решаются на такой шаг и навсегда отказываются от мирской жизни. В интервью корреспонденту АН Podrobno.uz настоятельница Свято-Троицкого Никольского женского монастыря Ташкента игуменья Екатерина рассказала, каково живется тем, кто все-таки пошел на этот шаг.

«В монастырь не уходят, а приходят»

Примечательно, что монастырь находится на улице 8 марта в Ташкенте. В принципе, тихое и спокойное место. Аллея, ведущая от ворот к храму, усажена яблонями.Сегодня в Свято-Троицком Никольском женском монастыре проживает 16 человек, четверо из них лежачие. Самой старшей монахине 92 года, а самой младшей – 27 лет. В монастыре есть небольшая богадельня для больных монахинь и престарелых.

«Монастырь — это объединение православных женщин, которые вместе молятся, трудятся, исповедуются и причащаются. Монашеская жизнь заключается в молитве, покаянии и послушании», — говорит игуменья Екатерина.

Надо отметить, что игуменья – это настоятельница монастыря. Игуменья, в отличие от монахинь, носит крест и имеет право благословлять. Поэтому у нее просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игуменья» или с употреблением имени: «мать Екатерина» или просто «матушка».

«Не буду лукавить, в первое время нелегко жить жизнью монахини. В обычной жизни люди живут так, как они этого хотят. В монастыре все наоборот. Монахини делают только то, что благословляется матушкой, то есть мной. У меня есть помощницы-благочинны, которые расписывают послушание и согласовывают их со мной. Все жители монастыря должны нести послушания, в том числе, я.  У каждого есть свое послушание, которое время от времени меняется. Самодисциплина – важная черта для монахини. Если ее нет, то жизнь в монастыре может показаться, как жизнь в тюрьме. Должно быть внутреннее стремление все исполнять. Поэтому женщины должны понимать, куда идут и зачем. Замечу, в монастырь не уходят, а приходят … к Богу»,

говорит матушка Екатерина.

В монастырь обращаются не только те, кто воспитывался в религиозной семье. Приходят и люди с непростыми судьбами и женщины, которые рано или поздно поняли,  что они не могут убежать от своих страстей – от блуда, пьянства, воровства. Кто-то приходят искупить грех аборта.

Что ещё почитать:  "Приятна мне твоя прощальная краса... Люблю я пышное природы увяданье!"

Кстати, стать монахиней не так-то легко. Поступившая в монастырь сперва становится трудницей и в любой момент может уйти, что не будет считаться грехом. Если этого не произошло, ее одевают в послушницы. То есть шьют для нее монашескую форму.

«У нас есть девочки, которые пришли из очень богатых семей. Они добровольно отказались от материальных благ. Вообще, к нам часто обращаются женщины, которые хотят жить монашеской жизнью. Мы принимаем всех пожить и понять, смогут ли здесь остаться. Но монашеская жизнь не для всех. Некоторые не выдерживают и уходят. Например, к нам пришла женщина, у которой что-то не складывалось в жизни. Я оставила ее в монастыре. Дала ей веник с совком и сказала, чтобы вокруг храма подмела. Через полчаса у нее отпало желание стать монашкой. Этот путь не для каждого», — сказала игуменья.

Игуменья Екатерина предупреждает всех, что, уходя в монастырь, придется пожертвовать своим собственным «Я». 

«Когда я только пришла в храм, села в уголок и начала чистить картошку. Молча и с душой делала все, что мне говорили. Если человек идет с такими мыслями в монастырь, то ему будет легко влиться в эту среду. Ведь намного проще делать, например, 100 поклонов по собственному желанию, чем 12 поклонов за непослушание», — говорит матушка Екатерина.

По зову сердца
У родителей матушки Екатерины было большое хозяйство, поэтому она с детства жила в достатке. Однако семья была далека от религии. Лишь изредка (обычно по праздникам) ходили в церковь. Походы в церковь ограничивались тем, что ставили свечки перед иконами. Судьбу матушки Екатерины решил случай.

«Я давно жила в статусе разведенной женщины. У меня было двое несовершеннолетних детей, когда врачи заподозрили у меня онкологию. Именно тогда я взмолилась Господу. Я испугалась, что мои дети останутся сиротами. Меня положили в больницу, но на десятый день меня выписали, диагноз, к счастью, не подтвердился. Совсем неожиданно для себя я поверила в Бога. Для меня было очевидно, что меня исцелил сам Господь. С тех пор с каждым годом моя вера крепла»,

рассказывает матушка Екатерина.

После возвращения домой Игуменья Екатерина продолжила интересоваться религией. «Все чаще стала читать церковную литературу, и до меня начало доходить, что внутреннее спокойствие и счастье нужно искать не в материальных благах. В жизни намного важнее помогать нуждающимся».

Что ещё почитать:  Больных – посетить, нищих – одеть и накормить, а детям радость подарить

При этом матушка Екатерина заметила, что до прихода к Богу она жила достаточно хорошо, работала в медицинской сфере и неплохо зарабатывала. То есть она ни в чем не нуждалась, и к Богу пришла не от нужды или отчаяния.

«Мама, мы живем твоими молитвами»
«Я одна поставила своих сыновей на ноги. У меня не было проблем с жильем, деньгами. В общем, не от житейских проблем ушла к Господу. Помню, на работе говорила, что иду в банк отдавать отчеты, а сама убегала в храм. Я понимала, что долго это не может продолжаться. И после свадьбы старшего сына оставила все и ушла в храм. Мне было тогда 45 лет. Через месяц мне исполняется 70 лет, то есть я уже 25 лет служу Господу». 

Надо отметить, что родные не поняли и не поддержали матушку Екатерину.

«Некоторые родственники решили, что я с ума сошла. Мама до сих пор смириться не может с моим выбором, а старший сын со мной не разговаривал три месяца. Сын, конечно, потом понял меня и попросил прощения. Сегодня, когда звоню детям и спрашиваю, как они живут, отвечают: «Мама, мы живем твоими молитвами, мы их так сильно слышим», — вспоминает с улыбкой игуменья.

Обычно, перед тем как надеть облачение, женщины проходят длинный путь – искус до 6 лет. Принимая иноческий постриг, женщины дают обед послушания Богу.

«Через восемь лет послушания в храме в городе Ирбите (Свердловская область) владыка Викентий предложил мне принять постриг. В принципе, я уже давно жила монашеской жизнью. Но поначалу было страшно, потому что это большая ответственность. А в Ташкент я переехала по послушанию. Семь лет назад владыку Викентия из Екатеринбурга перевели в Ташкент. После того, как я построила храм в Краснотурьинске, владыка Викентий позвал меня в Узбекистан. Так, пять лет назад я оказалась в Ташкенте. За все это время я ни разу не пожалела, что отказалась от мирской жизни и пришла в монастырь», — говорит матушка Екатерина.

Распорядок дня монахинь
Подъем в пять утра. Каждое утро все монахини подходят к игуменье, чтобы получить благословение и послушание на день. Затем следует Божественная Литургия, на которой могут присутствовать также прихожане. После этого монахини идут на послушание – готовить пищу, убираться в храме и во дворе, наводить порядок в подсобном хозяйстве и т.д. В 12 часов – трапеза. Кушают монахини два раза в день — в обед и вечером. Меню зависит от того, какой день недели, и есть ли в этот день пост. В понедельник, среду и пятницу в монастыре соблюдается пост. В эти дни монахини не употребляют молоко, яйца, рыбу и т.д. Что касается мяса, то его даже в обычные дни не едят монахини.

Что ещё почитать:  Лютеранская кирха

 «Но мы не вегетарианцы. В непостные дни мы употребляем рыбные и молочные продукты, яйца, растительную пищу. К счастью, в Ташкенте нет проблем с продовольствием, круглый год свежие овощи и фрукты продаются», — говорит игуменья Екатерина.

В 16:00 начинается богослужение, а в 19:00 – ужин.  Кроме того, сестры по очереди читают неусыпаемый псалтырь — непрестанная молитва днем и ночью. Кстати, из монастыря без благословения выходить нельзя.

«Нам мешками привозят продовольствия»
«Я очень уважаю узбекистанцев. В России народ жестковатый, а в Узбекистане люди приветливые, толерантные и отзывчивые. Ташкент, действительно, город хлебный, здесь никто с голоду не помрет. Нам не только православные, но и мусульмане часто помогают. Постоянно мешками привозят продовольствие, что отпадает нам необходимость ходить на рынок. Во время мусульманских праздников, когда приносят в жертву барашков, нам тоже достается мясо. Они не знают, что мы не едим мясо. Также помогают в строительно-ремонтных делах. Например, молодой азербайджанец за свои средства полностью отстроил нам катальню. Поэтому мы молимся за всех, и за народ и правительство Узбекистана», — рассказала матушка.

Стоит отметить, что при Свято-Троицком Никольском женском монастыре  действует семинария, где учатся будущие невесты батюшек. В семинарии девушки обучаются церковному пению и закону божьему. Обучение длится четыре года, как в вузах.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.