«Звезда Востока» № 3, 2018, обзор Разное
Вышел в свет третий номер журнала «Звезда Востока». Предлагаем вниманию посетителей сайта его обзор, подготовленный редакцией Культура.уз.
Открывается номер страницами, посвященными Дню Победы над фашистами во Второй мировой войне, печальной памяти унесенных ею жизней, ее героям – нынешним ветеранам. Печалью, омрачающей весенние майские деньки, пронизано небольшое, но эмоционально емкое стихотворение А. Ахматовой «Памяти друга», болью отзывается рассказ Сергея Гордина «Последний герой» о тех, кого война «достала» и убила много лет спустя, – о ветеранах, или «подранках», как их называет автор.
В рубрике «Проза» – окончание романа Л. Дударевой «Школота», начатого в № 2, романа об одаренных подростках музыкально-художественной школы, об интересных, наполненных творчеством, годах, проведенных в стенах школы с великолепными педагогами, о радости первой любви и горечи расставаний, о дружбе и предательстве. Интересно, что прообразом уникальной школы, описанной в повести Лидии Дударевой, послужила действующая поныне Республиканская специализированная школа-интернат искусств Академии Художеств Узбекистана – одно из старейших учебных заведений республики, которое в 2019 году будет отмечать свое 90-летие.
К заслуживающим внимания произведениям рубрики следует отнести фантастико-философский рассказ Владимира Васильева «Душа освобожденная», умерший герой которого, размышляя о жизни и смерти и жизни после смерти, отказывается от пребывания в высших сферах «жизни иной», предпочитая остаться в менее «престижном» слое, потому что там есть возможность в будущем увидеться и воссоединиться со своими близкими. Несмотря на всю серьезность темы, трагические нотки в рассказе ощутимо смягчены тонким юмором, комичностью ситуаций и персонажей «потустороннего мира». Благодаря этому после прочтения рассказа, хоть и задумываешься «о вечном», но без привычной горечи, которая обычно сопровождает подобные раздумья.
Здесь же читатель вновь встретится с горемычным переселенцем из цикла рассказов Николая Попова «Записки мигранта», где рассказывается о заключительном этапе «хождения по мукам», когда мигранту, наконец, удается обрести статус гражданина страны, а также представлены короткие рассказы Виктора Надоленко и Татьяны Осиной.
В рубрике «Поэзия» вновь Вика Осадченко со своими неизменно талантливыми стихами, которые поражают нетривиальностью поэтической картины, мелкими и меткими деталями бытия.
«Восточные мотивы» Николая Бондаренко – ностальгические картинки его узбекистанского прошлого, запечатлевшие самые яркие воспоминания о природе родного края, за которые говорят сами названия стихотворений – «Бедана», «Платаны», «Осенние чинары».
Свои стихи вниманию читателей представила в рубрике и Адель Чилякова.
В «Новых именах» три автора. Стихи Михаила Анищенко впервые публикуются в «Звезде Востока», хотя поэт с трагической судьбой хорошо знаком российскому читателю и был заслуженно высоко оценен современниками. Стихи Анищенко трагичны, как и его судьба, они привлекают своей необыкновенной глубиной постижения действительности, времени и себя во времени.
Александр Тришкин, офицер в запасе, ныне пробует себя в роли прозаика. «Не твое – не бери» – один из его первых опытов. Это рассказ о необходимости прислушиваться и присматриваться к происходящему вокруг тебя, ибо там вполне могут присутствовать своеобразные знаки – «божьи посылы», вняв которым, можно уберечься от опрометчивых поступков.
Первый опыт стихов на русском языке представляет Абдували Кутбиддин, хорошо известный уже узбекоязычной аудитории неординарностью своей поэзии.
Среди «Переводов» читатель найдет один из последних рассказов талантливого писателя Нодира Норматова с символичным названием «Последние дни лета» об учителе, ветеране войны, вынужденном из-за плохого зрения сменить профессию и стать почтальоном. Нервы у ветерана не выдержали, когда его чувства человека, прошедшего войну, оскорбил мясник, заявив: «Если будет война, голодухи не миновать. Вот тогда, браток, за чашку пшеницы согласится поспать со стариком даже самая свеженькая девочка». Гаффар-ака (так звали героя) ударил своего оппонента кулаком, после чего ему стало заметно легче на душе, несмотря на возможность будущего наказания.
О хлопотной и нелегкой жизни дехканина и городской жизни его преуспевающего сына повествует Кучкар Наркабил в рассказе «Другая жизнь». В «другой жизни» сына родителям не находится места за столом со знаменитыми гостями, и они с горечью осознают, что эта роскошная «другая жизнь» со всеми ее современными устоями не для них, приняв решение поутру вернуться домой.
К историческим лицам обращается в своем рассказе «Третье предсказание» Рисолат Хайдарова, но в центре не исторические события, а философский вопрос, мучающий человечество на протяжении веков: предначертана судьба человека или же на все воля случая? Можно ли предугадать события? В том, что не миновать предначертанного, убеждается главный герой рассказа Мирзо Улугбек.
В «Караване истории» предлагается вниманию очерк Юрия Флыгина «Ташкентский губернатор» о Константине Петровиче фон Кауфмане, личности неоднозначной, но, несомненно, достойной, поскольку стараниями этого человека сделано много полезного: это его инициатива географического исследования Средней Азии, его участие в материальном обеспечении научных экспедиций, в издании результатов их исследований, его работа по организации школьного образования, основание первой в СА общедоступной библиотеки (ныне библиотека им. А. Навои), покровительство в развитии сельского хозяйства – хлопководства, шелководства, виноградарства, виноделия, меры по озеленению территории, основание сквера и др.
Владимир Карасев в рубрике «Философия искусства» знакомит читателя с «новой яркой звездочкой» в небе живописи – ташкентским художником Эвелиной Григорьянц, умело обращающейся со светом и тенью для передачи настроения, а о сплаве поэтического и музыкального искусства в творчестве композитора Б. Гиенко рассказывает в своей статье докторант ГКУз. Феруза Мухамедова.
К 90-летию Чингиза Айтматова подготовлена подборка из двух статей о творчестве писателя: «Картина мира Чингиза Айтматова» Н. Петрухиной и «Идея самопожертвования в романе “Плаха”» И. Родиной, в которых анализируются различные аспекты творчества писателя.
В рубрике «Литературоведение. Литературная критика» представлен анализ поэзии Абая Кунанбаева, оставившего «след в истории духовного развития не только казахского, но и всех тюркских народов» в статье «Мудрое слово акына», написанной Кодиржоном Насировым.
Как можно назвать ветерана зверем? Это ж до какой низости надо докатиться? И Кауфман тоже не был «ташкентским губернатором». Бред какой-то. Стыдно, уртоклар.
Усман[Цитировать]