Светлана Сергеевна Малахова (Карцевская) История Старые фото Ташкентцы

Прислал Юлий Гертман.

В предыдущих публикациях на «Письмах о Ташкенте» (тут и тут) я указал на появившуюся возможность познакомиться с «Воспоминаниями геологоразведчика» профессора А.А.Малахова. В них много интересного (это история жизни семьи в жестких условиях северо-запада России, революция, гражданская война, иммиграция, геология рудных полей и месторождений, которые изучал автор и др. и др.). Меня как-то по особенному заинтересовала описанная там судьба дочери известного русского учёного лингвиста С.И.Карцевского, рождённого в России, который вместе с семьёй в начале предыдущего века оказался в иммиграции в странах Западной и Восточной Европы. Перед глазами, местами пунктиром, вся биография Светланы — учёба и работа в Швейцарии, Болгарии, Чехии, Югославии, Узбекистане, России (Башкирии). Жизнь с мужем и родившимся сыном в оккупированной фашистами Югославии и в партизанском отряде в горах Македонии. И на протяжение всей истории — искусство — резьба по дереву, создание марионеток, лепка (в основном из глины) и постановка кукольных спектаклей в различных театрах стран пребывания.

Знакомьтесь — Светлана Сергеевна — дочь известного российского и швейцарского языковеда, ученика Ф. де Соссюра, Ш. Балли и А. Сеше Сергея Иосифовича Карцевского , родилась в Женеве в семье иммигрантов из России.

(О С. И. Карцевском здесь — http://www.krugosvet.ru/enc/lingvistika/karcevskiy-sergey-iosifovich или https://ru.wikipedia.org/wiki/карцевский).

В 1930 году Светлана окончила в Праге гимназию, затем среднюю промысловую школу на Жишкове (район Праги) по классу «Резьба по дереву». Прилежание и природный дар помогли в совершенстве овладеть непростой специальностью.

На фотографии показан класс, где Светлана и другие студенты работают над своими произведениями.

Покажем фотографию одной из работ тех лет. С автографом автора —

Прочитал так — «Скульптура из дерева, которую я делала для витрины ювелирного магазина… была признана «авангардом», её фотография показана на обложке иллюстрированного журнала и скульптуру приобрел транс- миллионер Ченан (?), поместил её в особой нише в стене магазина.»

Обнаружить название этой скульптуры не удалось.

В начале 30 гг. Светлана Малахова работала в кукольном театре Праги, делала марионетки и принимала участие в постановке спектаклей. Показываем «главных исполнителей», созданных её руками.

В Европе 30х годов свирепствовала безработица. Весной 1935 года в поисках работы Светлана вместе с мужем уехала в Югославию, где через несколько лет их застала война и немецкая оккупация.

В 1938-39 гг. Светлана Малахова выезжала в Женеву (Швейцария) на лечение. Во время этих поездок она работала в знаменитом женевском кукольном театре, где изготовила куклы (марионетки) к некоторым спектаклям в том числе и «Кот в сапогах», который с успехом шел в конце 30х, а потом был возобновлен в 50 годах.

Во время войны, оказавшись на захваченной Германией территории Югославии, она помогала мужу, директору (был назначен немцами) различных в основном хромовых горных предприятий, выполнять поручения партизанских подразделений Югославии, а когда угроза разоблачения и ареста стала явной (1944 год), югославские партизаны всю семью перебазировали в свой отряд на освобождённую от фашистов территорию.

После освобождения… (выдержки из «Воспоминаний геологоразведчика» А.А.Малахова, мужа Светланы Сергеевны) —

«После освобождения города Скопие — столицы Македонской республики Югославии Светлана работала в драматическом театре города. Организовала детский кукольный театр. Со стороны македонских властей встретила поддержку. В феврале 1947 года было первое представление. Прошло с большим успехом. Кукольный театр стал самостоятельным Государственным кукольным театром НРМ, а Светлану назначили его руководительницей, на этой должности она работала до нашего отъезда в Чехию. Среди пьес, поставленных на сцене этого театра, были «Злата рыбка», «Шумска дружба», «Храбриот Цане», «Силан штрекот». Автором всех была она. Первая создана по мотивам известной сказки А.С. Пушкина, вторая по мотивам македонской сказки, в третьей использованы стихи молодого македонского поэта Славко Яневского. Постановки в Скопие, как писали газеты, имели успех не только у детей, но и у взрослых. Во время летнего турне 1947 года представления давались и в других городах Македонии. Светлана побывала в горном городке Галичник, на Охридском озере, проехала долиной р. Вардар до Джевджелии (субтропическая зона), видела дикие рощи платанов, каштанов, многие виды растущих здесь кустарников, осмотрела раскопки греко — римского города Стоби. Представления повсюду имели успех. В июле 1947 года ездила в Женеву к родителям вместе с Димой, откуда вернулась в октябре. Работы ее получили широкое признание в других республиках Югославии. Пьесами заинтересовались кукольные театры Сербии, Хорватии и Словении, они были переведены на языки этих народов.»»

В январе 1948 года Светлана была избрана делегатом от города Скопие на второй конгресс антифашистских женщин /АФЖ/ Югославии, который состоялся 25-26 января в Белграде, а 26 марта 1948 года награждена Государственной премией за «высоко художественное руководство кукольным театром».

В течение многих послевоенных лет семья Малаховых предпринимала попытки вернуться на родину в СССР. Наконец такое разрешение было получено, и в 1955 году они приехали. Руководством Мингео страны горный инженер-геолог А.А.Малахов был направлен на работу и постоянное место жительства в Узбекистан.

Четырнадцать лет (с 1955 по 1969 годы ) Светлана Сергеевна жила с семьей в Ташкенте, в геологическом доме на ул. Ш. Руставели, рядом с известным Фрунзенским универмагом, работала в Ташкентском Кукольном театре, который до середины 60х годов предыдущего века размещался в помещении бывшей первой православной церкви, что напротив Дворца пионеров (дом Великого князя Н.К.Романова).

К сожалению, сохранилось мало материалов по работе С.С.Малаховой в кукольном театре Ташкента. Известно, что она принимала участие в изготовлении кукол и постановке спектаклей. Возможно, что в театре сохранились её работы… Вдруг кого-то из читателей сайта заинтересует эта тема или работники театра бывают на этих страницах и посмотрят архивы? Была бы удачей взглянуть на работы, показанные в музее кукол, а что если там есть и изделия Светланы Малаховой (Карцевской)?

Показываю один небольшой рабочий эскиз, свидетельствующий о пребывании Светланы Сергеевны в Ташкенте под условным названием «Узбек» —

Последнее место работы в 70е годы — государственный кукольный театр Башкирии.

Материалы «Воспоминания геологоразведчика» А.А.Малахова представил сын А.А. и С.С.Малаховых Дмитрий Александрович, детская фотография которого в партизанском отряде Югославии показана выше. Кстати, совсем скоро ему исполнится 75 лет. С чем его и поздравляю.

С уважением, Юлий Гертман.
23.07.2018

8 комментариев

  • Фото аватара Энвер:

    Спасибо за интересный очерк, еще и с редкими фотографиями!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Да, спасибо! Очень интересно!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Александр:

    Очень интересно, история складывается из таких маленьких «кирпичиков»

      [Цитировать]

  • Фото аватара Rahel Ternovski:

    Юлий, спасибо! Как-то нечаянно пропустила этот материал и только сейчас прочитала. Очень интересно и познавательно . Не знаю, сохранилось ли здание кукольного театра, как и многие другие памятные места в Ташкенте, с которыми так много было связано в прежней жизни.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ахтам:

    Спасибо Юлий. Интересна перекличка поколений. Дом, в котором они жили на ул. Шота Руставели строил мой отец, родом из Башкирии, куда .С. Малахова потом переехала, а фотографию глиняного узбека, видимо смотрел мой друг В. Майков, сосед по Домбрабаду, который лепил весёлых узбеков, в разных ситуациях и ипостясях. Видимо его так поразил прообраз Светланы, что он у него получались такими весёлыми и уютными. Его даже похвалил первый секретарь Компартии УзССР Шараф Рашидов, который при встречи с Витькой Майковым был поражён, что этих бабайчиков лепил русский, Ш.Р. Рашидов так и сказал ему. Лепите ещё, они у вас прекрасно передаю душу нашу народа, весёлого и радушного, доброго и мудрого бабая. Такое же чувство вызвали у меня чудные «игрушки», герои сказок. Ведь они выразили доброту и широту русской души, и дети смотревшие этих героев, теперь уже ставшие сами родителями, наверное с благодарностью вспоминают и С. Малахову, а через неё и советских освободителей их стран, республик Восточной Европы… Вот такие мысли у меня вызвала красота души мастера и её произведения. Особенно поразила первая фигура, стоявшая в витрине магазина, сделана как будто сегодня, модерн совершенно современный, то есть Светлана уже тогда заглянула в авангардное завтра, не каждому такое дано. Извиняюсь за многословие, но я поражён…..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Љубица Велкова:

    Спасибо! Замечательная информация! О творчестве Светланы Малаховой и создании кукольного театра в Скопье известно очень мало, то есть в Македонии о нем вообще ничего не известно.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Филипп Хорват:

    Благодарю, Юлий, интересная заметка.

    Не знал, что на улице Шота Руставели, недалеко от дома, в котором жили мы с родителями, и дедушка с бабушкой, располагался дом геологов — дедушка никогда ничего не говорил об этом (возможно, потому что этот дом геологом был там всё же до моего рождения=)). А вот Фрунзенский универмаг помню хорошо, там продавались любимые мной молочные коктейли.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Сергей:

    Очень интересная статья’ в одной из статей Павла Кругликова за 2005 год в журнале военно исторический архив написано’ что отец карцевской известный лингвист был по видимому одним из агентов гру в швейцарии в военное время’ членом резидентуры пауль• в биографии карцевского и в книге авни зеева есть косвенные подтверждения этого’ а что думает автор статьи и потомки карцевского.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.