Фото из семейного архива Старые фото Ташкентцы
Высокий молодой человек по середке во втором ряду мой отец.
Несчастные с замаранными лицами репрессированы. Папа еще не знает, что скоро отправится вслед за ними. Кто-то из присутствующих тоже еще не знает, что впереди черные дни и годы…

Я как-то не обращала внимания на оборотную сторону фото, заметила только теперь : карандашом написано ИЗЪЯТО У СУЛЕЙМАНОВА. Это ТАМ написали….
Я смотрю на надпись, а за ней открывается бездна, и мне страшно…
До свободы дожили не все, да и воспользовались ею после освобождения не все – кто-то потерял здоровье, кто-то потерял годы, кто-то был сломлен. А папа видел мрак и дно, а потом успел увидеть свободу и свет, реализовал себя, сделал задуманное, УСПЕЛ! – счастливым был.
Выходит, даже фото конфискованное вернули!

После возвращения мыкался без работы и получил ее в тот день, когда я родилась! Значит и я счастливая.
Из сфотографированных я узнала только Максуда Шайхзаде. Он в очках, сидит справа. Может кто-то узнаёт остальных людей?
А вот о Хамиде Сулейманове: «Сулеймановы вернулись в Ташкент в 1949 году,а через год Хамида Сулейманова арестовали — репрессированный отец, зависть коллег с нечистыми руками и чёрной душой — и Хамид Сулейманов отбывает срок по соответствующей статье в Сибири. Смерть Сталина и последующие за ней амнистии, оправдательные документы, которые самоотверженно собирала жена Фазила, привели к тому, что Сулейманов оказался на воле уже в 1955 году». Значит снимок сделан до 1950г.
Лидия Козлова[Цитировать]
Лидия, Хамид Сулейманович сам писал во все инстанции, когда находился в заключении. Собственно, никаких оправдательных документов и не было. Не в чем было оправдываться. Он объяснял каждый пункт обвинений от тех, кто написал на него доносы. А это были обвинения в роде: он мне говорил или выступал на совещании тогда-то и то-то. У Зухры есть копии тех объяснительных. Фазила Камиловна тоже писала и ездила в Москву на прием к заместителю Генерального прокурора СССР Николаю Ивановичу Хохлову. Это было в 1954 году уже после смерти Сталина и расстрела Берии.
Галина Долгая[Цитировать]
Тех кого отметили на фото, как в соцсетях, наверное из тех завистливых коллег?!
Фома[Цитировать]
Из воспоминаний о муже Фазилы Камиловны Сулеймановой: «С 1928 – 1932 года его отец (отец Х.С.Сулейманова, Сулейман Ходжаев, прим.Г.Долгая) учится на факультете режиссёра, а сам Хамид на факультете кинооператора ВГИК (до 1934 г. назывался ГИК — Государственный техникум кинематографии) в Москве. Возвратившись в Ташкент для повышения своей квалификации, он поступает в аспирантуру научного исследовательского института культурного строительства Узбекистана (УзНИИКС, поступает на литературное отделение, прим.Г.Долгая). Первая группа аспирантуры состояла из шести человек. Это были Шайхзаде, Хамид Сулейман, Вахид Абдулла, будущий таджикский учёный Раджабов и другие».
Вахид Абдулла — это Вахид Абдуллаевич Абдуллаев (15.05.1912 – 30.07.1985) – литературовед, академик АН СССР (1966), в конце пятидесятых возглавлял Институт языка и литературы Академии Наук УзССР, с 1963 года по 1970 год был ректором Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои. До 1985 года заведовал кафедрой истории узбекской литературы Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои. О нем говорили как об очень жизнерадостном человеке; всегда шутил, рассказывал анекдоты. Фото его в молодости я не нашла. В сети есть фото уже пожилого человека. Может, на этом снимке он второй справа в верхнем ряду?..
С разрешения Зухры привожу фото страницы трудовой книжки и объективки Хамида Сулеймановича, где отражены годы учебы в аспирантуре Литературного отделения УзНИИКСА в 1932-35 гг..
Галина Долгая[Цитировать]
Страница из Объективки Х.С.Сулейманова. В верхних строках о годах обучения на литературном отделении УзНИИКСа.
Галина Долгая[Цитировать]
Вахид Абдуллаевич Абдуллаев. Фото с сайта https://zarnews.uz/
Галина Долгая[Цитировать]
Т.е. на фото аспиранты литературного отделения УзНИИКСА, 1932-35 гг.
Галина Долгая[Цитировать]