И опять по теме Самарканда История Старые фото Фото
Между моими двумя последними посещениями Самарканда прошло 30 с лишим лет…. С бьющимся сердцем я ступила на эту священную землю, стала искать глазами привычные величественные развалины Биби Ханум и никак не могла обнаружить их, хотя, прежде они возвышались над городом и создавали настроение старины, говорили о прошедших веках и рисовали в воображении фантастические образы Востока и экзотики.
Когда я спросила где же Биби ханум, мне показали на нечто тяжелое, громоздкое и скучное! Пропало все очарование руин, пропали миражи, пропала легкость, пропало все, что рисовало воображение! Я туда даже идти не захотела.
Мечеть заново отстроена, что в наш век не представляет трудностей. Не понятно, чем восхищаться и ради чего ехать с Самарканд? Да, работы современных мастеров достойны похвалы, строители и техника поработали, потрудились и реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова, но для меня жемчужина в короне Самарканда пропала! На ее месте новая бижутерия — подделка с искусственным жемчугом.
Можно приехать из кишлака, чтобы посмотреть на новостройки, но из-за границы едут ради духа старины, а не запаха свежей краски. Валюту, которая необходима стране, туризм принесет только в случае существования истинной старины.
Нельзя ценить в достоянии прошлого одно и в то же время закрывать глаза на другое (я о зодчестве русского Туркестана). Оно было, оно есть, оно исчезает и оно обогатило нашу культуру, тем более, что здания строились узбекскими же мастерами по замыслам и чертежам русских архитекторов! Даже церкви строились ими! Только некомпетентный человек может перечеркнуть этот факт и дать добро на разрушение этой памяти.
А ведь не зря именно в Самарканде был открыт Институт архитектуры и строительства! Где-то же там должны работать компетентные и честные люди. Куда подевались выпускники института?
В последнее время я то там, то тут слышу ободряющие и внушающие надежды слова о сохранении прошлого, о реставрации со стороны Министерства культуры — министерства, которое у нас было в загоне и влачило существование вкупе со спортом. Наконец, надеюсь, наша культура воспрянет и займет свое достойное положение в ряду ценностей, которыми гордится наша страна.
Если бы Культура имела чуть больше денег, уважения и влияние на власть… вот жизнь пошла бы… живи — не хочу! ))))
(Вы заметили, что слово Культура я пишу то с прописной, то с заглавной буквы, я в это вкладываю определенный смысл).
Галина Долгая: Кто видел старину Египта, Греции, на наши новострои и смотреть не будут. Как бережно там обращаются с памятниками истории! Укрепляют, сохраняют, но не строят заново. Я даже не представляю себе, например, Луксор в ином виде — с новыми иероглифами, новыми плитками.
марат ялышев: Я думаю сюжет со строительством на месте исторического квартала и реставрация памятников немного отличаются по схеме.Хотя, возможно интересанты там одни и те же. В первом случае явно проглядывается коррупционная составляющая и тут нужно просто звонить в колокола и стучаться в двери прокуратуры.А с реставрацией возможно некомпетентность? Слабая реставрационная школа? Когда реставрацией в Самарканде занимались специалисты из Питера никаких претензий/даже на уровне ЮНЕСКО/
Эльмира Тухватуллина: Если бы деятели культуры и просто неравнодушные люди, как вы Зухра, высказывали своё отношение к тому, как «сохраняют» в Самарканде историческое наследие, как меняется не в лучшую сторону историческая среда, то, думается, наши голоса были бы услышаны. 27 нарушений, в том числе 6 грубейших, выявила Госинспекция… И это на территории небольшого в принципе города! Раз нарушают значит есть благодатная почва для совершения таких деяний?
Александр Райков: Судя по потокам загрантуристов, чикающих новоделы, больше прибыли приносит как раз свежая краска. Биби-ханум вроде как аутентично сделана (да там и граница между руинированным остовом и кирпичами видна, то есть низ подлинный), а как реставрации Хаст-Имама, Шейхантаура, Зангиаты, когда целое старое просто сносили и возводили малопохожий изукрашенный новодел?
Ну и справедливости ради, в довольно-таки руинированном состоянии были к 1920-м годам медресе Регистана (там тигры-то в 18 веке ночевали), но советских реставраторов за них только хвалили.
Murat Sarsenov: Кстати, самая красивая и популярная среди туристов часть Гур Эмир — боковой портал неизвестного предназначения. Так и не придумали, откуда и куда он шёл и оставили нетронутым. Всё остальное в этом комплексе не фоне этого портала просто меркнет.
Следует различать две вещи — реставрацию исторического объекта и снос объекта с последующим строительством непонятно чего! Первое — дело нужно, за второе надо вырывать руки из задницы и сажать надолго без всякой жалости!
Кауфманский приют нужно было реставрировать, а строят простой мало кому нужный новодел… В Ташкенте много чего погубили и собираются губить остатки!
J_Silver[Цитировать]
Конструкция мечети не соответствовала использованным во время строительства материалам, и мечеть начала разрушаться ещё при жизни Тимура. Восстановительные (реставрационные) работы продолжались более ста лет, после чего они были прекращены, и разрушение мечети продолжилось. Арка внутреннего портала рухнула в результате землетрясения 1897 года. Как отмечено в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «в настоящее время мечеть Биби-ханым в развалинах».
Дальнейшее разрушение мечети было приостановлено в двадцатом веке, однако состояние её было таким, что очередное крупное землетрясение уничтожило бы и остатки арки внешнего портала.
Если главная цель сохранения памятников древнего зодчества заключается в привлечении возможно большего числа туристов, то имело бы смысл не вмешиваться в естественный процесс разрушения этих памятников. При таком подходе через сто лет особую ценность получили бы открытки с изображением мечети Биби-ханум, выполненные в начале двадцатого века, от самой же мечети осталась бы горстка изразцовых плит, которые привлекли бы ещё больше туристов.
Тем не менее, постоянно идет реставрация таких сооружений, как собор святого Петра, архитектурный комплекс Версаля или Эйфелева башня. Постоянно восстанавливается даже пирамида Хеопса, с вершины которой ежедневно годами собираются камни и продаются туристам, высота её при этом не меняется. Разумеется, ценность собора святого Петра в Ватикане и Эйфелевой башни в Париже, равно как и пирамиды Хеопса, при этом стремительно падает и в скором времени будет равна нулю. От этих сооружений, так же, как и от мечети Биби-ханум, останется только «новодел».
Remark[Цитировать]
Дорогая Зухра! Спасибо за статью, мне очень понятны твои чувства. Я впервые увидел Самарканд и Регистан в частности в 1964 году. Памятники произвели очень сильные впечатления. Потом, спустя многие годы, приходилось неоднократно проезжать город второпях. И вот, в конце 90х, получилась оказия обойти знаковые места (отреставрированные) как-бы с экскурсией. Ты поверь, впечатление было тоже сильным. Но разным. В результате не могу однозначно сказать, как было бы лучше.
Что касается сохранения архитектуры так сказать «раннего русского периода» — только ЗА! Нисколько не мешает историческому национальному наследию плюс создает удивительное контрастное сочетание, ну и т.д.
Неизбежно вспомним Ташкент, мы не раз обсуждали некоторые районы, события.
Ты замечательный человек, глубоко уважаю
Энвер[Цитировать]