С одной стороны — в Ташкент «выписывали» лучших мастеров со всей страны, а мрамора и декораций не жалели. С другой — сейчас линии убыточные, порядки суровые, а вестибюли мрачные (в прямом смысле).

Мне удалось отснять станции во всех подробностях — а ведь еще несколько дней назад фотографировать было строго запрещено! Так что это первый подробный и качественный обзор в новых условиях.

1 К фотосъёмке в метро Ташкента я подошёл со всей серьёзностью.  Ещё бы, стратегический объект, повсюду милиция, запрещают снимать. Решил заморочиться и получить разрешение. Волшебную бумажку приходилось показывать на каждой новой станции: некоторые сотрудники верили на слово, другие скрывались в служебных помещениях и что-то проверяли.

2 А потом я узнал, что всё это было не нужно: уже с 1 июня в ташкентской подземке официально разрешена фотосъёмка. Снимал я третьего числа, но никто не был в курсе.
Кстати, поезда здесь очень короткие, всего четыре вагона, а на одной из веток вообще три. И это зорошо заметно.

3 Чтобы попасть в метро, нужно сперва пройти два кордона безопасности. Первый ещё при входе в подземный переход, второй непосредственно у входа на станцию. Милиционеры вооружены портативным металлоискателем и просят показать содержимое рюкзака. Иногда смотрят формально, иногда «шмонают».

4 Проезд стоит 1200 узбекских сум (9,7 рублей, $0,16) — здесь ддо сих пор в ходу пластиковые полупрозрачные жетоны. В советские времена были железные.

5 Турникеты и рядом неизменная дежурная, ей нужно показывать проездной: помните, как в детстве? Сами турникеты поменяли, но изначально была та же самая, знакомая по другим советским метро модель.

6 Вагоны тоже родные, знакомые, моделей 81-717/714 и модификаций на их основе. Такие до сих пор бегают по десяткам метрополитенов мира и составляют основу советских «подземок». В Ташкенте три вида подвижного состава, о них чуть ниже.

7 Схема линий. Они расположены в головных вагонах, всего по две на поезд! Не знаю, почему так мало, наверное местные знают схему наизусть? Если забыли, куда ехать — плохо дело, мобильная связь в метро не работает. Совсем.

8 Отчасти это связано с тем, что метрополитен убыточен, но главным образом в связи с мерами безопасности. Ведь бдительность — требование времени. Об этом не устают напоминать в каждом вагоне, на каждой станции и на двух языках. Тотальный запрет на съёмку в метро тоже мотивировали борьбой с терроризмом, а сами плакаты появились после одного из терактов в российском метро. Тогда из вагонов убрали всю рекламу и заменили её на эти плакаты. Сейчас хватку ослабили, в вагонах и на станциях появилась коммерческая реклама, т.к. она помогает метро зарабатывать деньги.

9 Но всё равно таких плакатов много и они внушают ощущение опасности, а не наоборот.

10 В метро узбекской столицы 29 станций, среди транспортных систем бывшего СССР оно соседствует с Баку и Минском и примерно равно им по размерам. А теперь давайте проедем по самым интересным и красивым станциям, расскажу о них подробней.

11 Начинаем с Юнусабадской линии. Она строилась уже при независимости и введена в строй в 2001 году. Здесь всего 6 станций, но строят две и планируют ещё четыре.

12 Станция «Шахристанская», конечная. Единственная станция в ташкентском метрополитене с береговым расположением платформ, все остальные островные. До 2015 года носила имя Хабиба Абдуллаева, выдающегося советского геолога и президента Академии наук Узбекистана. Чем не угодил академик так и непонятно, возможно дело в том, что он родился на территории современного Кыргызстана, с которым в последний год правления Ислама Каримова у страны были напряжённые отношения, тогда и переименовали станцию.

13 Следующая остановка — «Бодомзор», в переводе «фисташковая роща». В проекте она называлась ВДНХ. А я и не знал, что в Ташкенте была своя выставка народного хозяйства. Сейчас её переименовали в «Узэкспоцентр» и всё перестроили, стало скучно. А вот станция получилась красивая, особенно прикольными смотрятся пеньки для сидения.

14 Вы тоже заметили, что на станциях немноголюдно? Недостаточная загрузка одна из проблем ташкентской подземки, хотя я снимал в воскресенье и это тоже сказалось на отсутствии толп. Но и в будние дни их не намного больше, кроме двух часов утром и вечером. Видимо, непопулярность транспортной системы связана с тем, что все ветки не доходят до самых густонаселённых спальных массивов Ташкента, расположенных на окраинах. Жители этих районов в целях экономии средств, чтобы избежать пересадки, используют автобусы и маршрутное такси.>
На этой фотографии станция «Юнус Раджаби», самая глубокая из ташкентских — 24 метра.

Уникальна своей многоярусностью. Коробка корпуса погружена вглубь земли на 25 метров. Высота зала — свыше семи метров. Платформу станции украшают колонны в стиле восточной архитектуры. Их венчают капители, выполняющие не только декоративные, но и осветительные функции. По мнению туристов и пассажиров, станция возможно самая красивая из всех станций Ташкентского метрополитена.

15 Переходы между линиями непривычно узкие, должно быть раза в два уже московских. Зато здесь хорошо заметна массивная гермодверь.

16 Абдулла Кодирий — ещё одна станция Юнусабадской ветки, открытая в 2001 году, хотя по внешнему виду и не скажешь. Она вообще может показаться скучной и не выразительной. До тех пор, пока дежурный не включит подсветку витражей в колоннах.

17 По трём линиям ходят три разных вида составов. По сути, все они представляют собой одни и те же мытищинские вагоны  81-717/714 серий, немного видоизменённые в ходе капитальных ремонтов. По Юнусабадской бегает «классические» тёмно-лазурные (или как назвать этот цвет) поезда московского метро, по «красной» Чиланзарской пустили такие же составы, раскрашенные в цвета узбекистанского флага.

18 Обновлённый состав после капитального ремонта.

19 «Старый» вагон.

20 И новый. Различия в цветовой гамме, более удобных поручнях…и наконец-то появились надписи «не прислоняться» на английском! Хотя станции по-прежнему объявляют только на узбекском, даже без русского перевода.

21 Что всегда удивляло в советских системах метро: часы отсчитывают время, когда ушёл предыдущий поезд, в западных и азиатских метрополитенах, наоборот, сообщают время, когда придёт следующий. В ташкентском метро интервал движения 7-8 минут.

22 Старинный, ещё советский перронный пылесос.

23 Ещё в 90е годы по стране прокатилась волна декоммунизации, и сейчас в Узбекистане не найти ни улиц ни монументов коммунистическим вождям. Метро, построенное в советские годы, изобиловало подобными деталями в интерьерах, их пришлось закрасить или демонтировать. Не вспомню, на какой именно станции сделал эту фотографию, но такие «вымаранные» барельефы встречаются нередко. Но оказывается, убрали не всё — есть даже станции с солдатами и советскими звёздами. Например, кое-что осталось на «Миллий бог» (это не милый бог, а национальный сад!) и «Олмазор«.

24 Наверное ни в одном метро мира не переименовывали такое количество станций. Практически все меняли название, а то и не один раз. Следы этого даже не скрывают. И продолжают переименовывать по сей день, недавно вернули прежнее название станции «Дружба народов», с 2008 по 2018  она называлась «Бунёдкор.

25 «Площадь Независимости» (Мустакиллик Майдони), раньше называлась «площадь имени Ленина». Одна из самых первых в ташкентском метро, расположена на «красной» Чиланзарской ветке. Уличный вестибюль украшен эпическим барельфом, раньше там был Ленин, а теперь трубачи. Сама же станция, на мой вкус, одна из самых эффектных

Архитектурные формы платформенного зала выражены в переходе восьмигранных колонн в ажурную капитель, гармонирующую с орнаментом потолка. По периметру потолка в куполах подвешены хрустальные люстры, середина зала завершается куполами с большими сталактитовыми хрустальными люстрами. Декоративный пластичный потолок с куполами выполнен из монолитного железобетона.

26 Следующая за ней — «Пахтакор», пересадка на синюю, Узбекистанскую линию, и на самую-самую красивую станцию во всём метро. Но и эта ничего, многим нравится. Пахтакор значит «хлопкороб». Как известно, Узбекистан всегда славился своими хлопковыми плантациями. 40% сельского хозяйства занимает хлопок.

27 И конечно, хлопок используется в орнаменте мозаики. Она идентичная, кроме одногое-единственного цветка, где рыльце почему-то красного цвета.

28 Переходим на «синюю» ветку. В отличие от двух других пересадок, не по длинному коридору-кишке, а поднимаясь в турникетный зал и спускаясь по эскалатору вниз. С первого же взгляда «Алишер Навои» поражает богатством оформления.

29 Станция считается одной из самых красивых в мире и спорит с московскими подземными дворцами, попадает в международные рейтинг.и. Она названа в честь великого узбекского поэта Алишера Навои и в своих деталях то и дело отсылает к его творчеству.

30 В отличие от пустынной Юнусабдской линии, здесь уже многолюдно, даже в вос

31 Потолок же просто фантастический», состоящий из несколько десятков расписанных куполов. «Алишера Навои» вызывает восхищение, не зря я поставил эту станцию заглавной картинкой к посту.

32 Но потолок — далеко не главное. Подземный дворец богато украшен панно с сюжетами произведений Навои. Вы сможете детально рассмотреть их на фотографиях ниже.

33 Вы можете представить, что ещё недавно, буквально 2 недели назад всю эту красоту строго-настрого было запрещено снимать, нарушителей ловила милиция и в случае отказа удалить их ждало долгое разбирательство и административная ответственность! Казалось бы, полный абсурд, но таковы были реалии Узбекистана. За фотографию красивой городской площади, куда случайно попало здание администрации тоже можно было огрести проблем от властей. Но сейчас всё изменилось, в феврале 2018 года президент . страны подписал постановление о развитии туризма, где прямо разрешил туристам делать фото и видео всех «общественных мест, зданий и сооружений» без каких-либо ограничений. Перевернули с головы на ноги, наконец-то!

34 Не забывайте про галереи!

35 Как и в московскую подземку, в ташкентскую водят экскурсии для интуристов. Пожилые европейцы ахают и охают от красоты, но не фотографируют — боятся. Сейчас, когда глупый запрет отменили, в интернете появится очень много фотографий узбекского метро. Главное не пользоваться вспышкой, она реально мешает и слепит машинистов (и фото всё равно хуже получаются, вообще вспышка — зло!)

36 Человека из провинции всегда заметно издалека. В Ташкенте-то живут модники. Люди одеваются, как правило, «по европейски», а в областях Узбекистана любят национальный колорит.

37 Станция «Гафур Гулям». Ещё один узбекский литератор, правда уже советского периода.

38 Скажите честно, вас тоже коробит от «Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»? Выдохните, расслабьтесь и откройте своё сердце тавталогии! Потому что после станции Узбекистанская расположенной на Узбекистанском проспекте в республике Узбекистан удивляться будет нечему. Разве что станции Ташкентская ташкентского метро в городе Ташкент. Вот зачем они так делают? :)

39 В оформлении зала снова использованы хлопковые мотивы, на этот раз в дизайне светильников. Смотрится красиво, без них станция была бы совсем скучной.

40 Узбекистанская — самая пустынная станция, поблизости от неё нет ни массовго жилья, ни посещаемых объектов. Один из выходов вообще закрыли.  Здесь выходит так мало людей, что на платформе не было даже дежурной и милиционера, что прямо редкость.

41 Я уже показывал самую красивую станцию ташкетского метро? Так вот «Космонавтов» на мой вкус здесь самая крутая! Чистый восторг!

42 Даже эту станцию умудрились переименовать, хотя казалось бы…до 1992 года она называлась «проспект космонавтов». Теперь —  просто «космонавтов». Архитектурное украшение станции посвящено теме космоса. Интерьер украшен голубыми керамическими медальонами с изображениями людей, имевших то или иное отношение к освоению космоса.

43 Конечно, можно встретить портрет Юрия Алексеевича Гагарина.

44 И Валентина Владимировна Терешкова тоже здесь. И Сергей Павлович Королёв, и Константин Эдуардович Циолковский. Есть медальон, посвещённый выходу Леонова в открытый космос, замолвлено словечко за «Союз-Апполон» и «Интеркосмос». Мирзо Улугбек, внук легендарного Тармелана, построивший обсерваторию и первый узбекский космонавт (на самом деле нет) Владимир Джанибеков — все эти лица вы можете увидеть на картинах. Есть даже прославившийся своей необычной смертью Икар! Хотя казалось бы, как он относится к освоению космического пространства? Но нет Белки и Стрелки, славных собак-космонавтов!

45 «Дружба народов». Последние 10 лет станция носила имя «Бунёдкор» (творец, создтель), но месяц назад на площадь над станцией вернули скульптуру кузнеца, приютившего во время Второй мировой войны 15 детей разных национальностей, подземную остановку тоже переименовали.

46 Её главная архитектурная особенность — медальоны вдоль стен зала, посвящённые городам Узбекистана и всем 15 советским республикам. Пишут, что там были изображены гербы. После распада СССР часть из них демонтировали, остались только узбекские города.

47 Станция «Чиланзар». Сам Чиланзар, что на поверхности, один из крупных спальных районов Ташкента, построенных после землетрясения. По нему мы даже немного погуляем в одном из постов. И если жилмассивы там, как правило, серые и невыразительные, то станция метро получилась красивой и уникальной.

48 Как и многие в ташкентской подземке, эта станция прекрасна именно своими деталями — шикарными 5-метровыми (в диаметре) люстрами и цветастыми кераммическими панно с сюжетами из жизни Узбекистана. Полистайте галерею, они просто потрясающие!

49 Станция «Хамид Алимджан», прежде «Московская». Названа станция в честь Хамида Алимджана — узбекского поэта, драматурга, литературного критика, представителя узбекской поэтической классики XX столетия. На поэтическое творчество Алимджана оказали влияние М. Горький и В. В. Маяковский. Хамид Алимджан — один из первых узбекских поэтов, начавших поиски поэтических форм, способных наиболее полно отразить современность.

50 Тоже очень красивая и гармоничная станция.

51 Следующая за ней «Пушкинская», наверное единственная во всём метро, ни разу не переименованная станция. Не поднялась рука на «наше всё». Сейчас это ещё и последняя станция с русским названием. Интерьер, в сравнении с другими, блёклый и скучный, но всем нравятся светильники в виде сввечей.

52 Теперь о минусах и недостатках. Несмотря на всю красоту и оригинальность, Ташкентское метро переживает не лучшие времена. Правда, и худшие уже позади — было время, его вообще собирались закрывать (частично или даже полностью) из-за убыточности. Экономят на всём, и в первую очередь на освещении. На большинстве станций царит полумрак. Я подходил к дежурным и просил включить дополнительное освещение. Где-то оно уже было включено на 100%, но часть лампочек перегорела.

53 Навигация — это ужас. Понять что где совершенно невозможно, буквы мелкие, «точки интересов» указаны откровенно странные, а туристу не владеющему русским или узбекским языками вообще затруднительно пользоваться подземкой. Примерно такая же история во всех остальных советских метрополитенах, только недавно в Москве начали заниматься новой навигацией, и то получилось не очень.

54 В Ташкенте же пока нет даже единой системы навигации. Я только через минуту понял, что это указатель не на выход, а схема движения поездов.

55 Названия станций заметны с трудом, они редко расположены вдоль стен и иногда практически сливаются с мрамором. Добавьте к этому объявления станций только на узбекском языке…

56 А ещё все вертикальные поверхности заняты разномастной не сочетающейся рекламой. Хорошо, что хотя бы на самих станциях её нет, стараются размещать в переходах. Но рекламу можно понять и простить, она «кормит» метро. Потому что со стоимостью проезда 0,13 цента много не заработаешь, а если повысить, народ пересядет на маршрутки.

57 Невзирая на ложгу дёгтя, которую я позволил в конце, метро Ташкента очень понравилось, некоторые станции по красоте не уступают московским. А местные жители с гордостью говорят: «Были мы в Москве. Наше метро — самое красивое в мире!»

А вы как думаете?
При подготовке материалов немножко использовал Википедию и сайт metrotashkent.narod.ru

22 комментария

  • Егиш:

    «первый узбекский космонавт (на самом деле нет) Владимир Джанибеков»-Что нет?..Что он не с Узбекистана?

      [Цитировать]

  • Светлана:

    Ну надо же! Не знала, что станция «Хамид Алимжан» называлась «Московская»…

      [Цитировать]

    • Елена:

      Светлана:
      Ну надо же! Не знала, что станция «Хамид Алимжан» называлась «Московская»…

      Присоединяюсь к удивлению. Пользовалась этой веткой сразу после открытия и ни разу не видела-не слышала названия «Московская».

        [Цитировать]

  • Мих. Мачула:

    Даю справку:
    Родился Владимир Александрович Крысин (по жене Джанибеков) в 1942 году в Казахской ССР, русский. Учился в трех школах г. Ташкента и в Суворовском училище с 1949 по 1960 года. Затем вся его жизнь протекала вдали от Узбекистана. Согласитесь, этого недостаточно, чтобы считать его узбекским космонавтом.
    Так и Роксану Бабаян начнете считать узбекской певицей.

      [Цитировать]

    • Читатель:

      Владимир Александрович родился в посёлке Искандер Бостанлыкского района. Раньше эта территория входила в состав Казахстана, а теперь в состав Ташкентской области. В поселке Чарвак похоронена его мама, а отец Александр Архипович живёт до сих пор. Ему 101 год. Так что как хотите, так и считайте.

        [Цитировать]

    • Nodir:

      To Мих. Мачула
      Владимир Александрович Крысин родился в 1942 г. в пос. Искандер Бостанлыкского района Таш. обл. Он до сих пор считает, что он родился на узбекской земле.

        [Цитировать]

  • Игорь:

    В. А. Джанибеков родился в селе Искандер Бостанлыкского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1956 году Бостанлыкский район вошёл в состав Узбекской ССР в качестве административной единицы Ташкентской области.
    В 1960 году окончил Ташкентское Суворовское училище.
    Совершил пять полётов в космос. Дважды Герой Советского Союза.
    В 1985 году , за успешное выполнение задач по восстановлению функций и контроля над орбитальной станции «Салют — 7», Джанибеков получил звание Генерал — майора ВВС ( третью звезду Героя космонавтам не давали ).

      [Цитировать]

    • Светослав:

      А как же Георгий Гречко?
      По-моему, именно после его награждения третьей Золотой звездой престарелые кремлевские небожители ввели негласный запрет на третью звезду Героя. Скорее всего, серый кардинал суслов постарался, Я так думаю…

        [Цитировать]

      • Игорь:

        Для Светослава :

        Георгий Михайлович Гречко. Дважды Герой Советского Союза. Третья звезда — Герой Чехословацкой Социалистической Республики (1978 год)

          [Цитировать]

  • eugeen13:

    Несмотря на некоторые исторические и географические ошибки — написано хорошо. Критика вполне здравая и правильная. Никто, тотально никто, в руководстве метрополитена не смотрит на метрополитен глазами пассажира. Проблем конечно очень много, но сделать метро чуть более удобным вполне под силу, было бы желание.

      [Цитировать]

  • genezone:

    А на какой ветке бегает трёхвагонный состав, на Юнусабадской?

      [Цитировать]

  • Ксения:

    Спасибо вам за статью и фото))

      [Цитировать]

  • Я многое просто не мог увидеть… В сумерках с моим зрением. Спасибо за фотографии! Наше метро это одно из немногих мест, которые стоит посмотреть туристу.

      [Цитировать]

  • Аталев:

    Кто-то был в парижском метро,станции типичные караван сараи,в Торонто простенькие ,да я думаю и в Лондоне и НьюЙорке,да и в Москве начали давно строить все просто,там гонятся за рентабельностью.Ташкентское по настоящему музейное,но я думаю,что тоже пойдет по менее затратным оформлениям.

      [Цитировать]

    • Мих. Мачула:

      Аталев:
      Кто-то был в парижском метро,станции типичные караван сараи

      Да, там они красотами не заморачиваются. Главное — функциональность. Видимо поэтому оно такое разветвленное и, кроме того, имеет связь с сетью пригородных поездов, так называемое RER. Что удивило в первый раз: платформы для одного направления, а чтобы пересесть на поезд, двигающийся в обратном направлении, следует перейти на другую платформу по переходам.
      Не помню точно, давно уже было, какое-то отличие от наших, но что-то связанное с открыванием дверей из вагона при остановке поезда.. Может кто напомнит?

        [Цитировать]

  • Людмила:

    Получила огромное удовольствие! Спасибо за виртуальную экскурсию по восхитительному произведению архитектуры и искусства. Восторг поистине неописуемый!

      [Цитировать]

  • Светослав:

    Автору, конечно, респект и уважение, но вот откуда это в тексте: «Станция «Хамид Алимджан», прежде «Московская»» . Если и было в проекте сие название, то реально она открывалась с тем именем, которое и ныне есть.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Т.к. это моя родная станция видел при строительстве это название на щитах.
    Ветка получалась ‘откровенно русской’
    /М.Горького>Пушкина>Московская>Сквер Революции>Площадь Ленина и т.д./
    впомнили, что в этом районе жил писатель Хамид Алимджан.
    Перед открытием «единогласно» присвоили это название
    на общем собрании строителей Метро. Вот так и «разбавили».
    * Вообще, эта извечная морока с переименовании
    при исторических изменениях — глупая политика.
    + добавьте работу {без смысла} паспортных столов и картографов.
    На фото > карта схема метро НьюЙорка.
    За основу взяты стороны света /попробуй переименуй!/
    Почти все cтанции имеют числительные названия
    и просто одинаково отделаны кафелем.
    P.S. Важно: С красотой восточного колорита
    ташкентского метро = нет сравнения у многих городов!

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Дополнение > дежурное фото станции.
    Хотя «станцией» (в нашем понятии) её назвать нельзя.
    Настоящее название = Остановочный Пункт
    /также как на родственной железной дороге/
    * Тут видна длина подвижного состава поезда.

      [Цитировать]

  • timati:

    Закрыта дорога от метро Дустлик (Чкалова) в сторону Яшнабадского (Хамзинского) РУВД. Видимо начинают строить надземное метро до озера Рохат.

      [Цитировать]

  • timati:

    Дорога вдоль забора ТАПОиЧ

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.