Народы Узбекистана: Осетины Разное Старые фото

Прислала В. Лаврова
Самоназвание: ирон, дигорон. Народ в Российской Федерации (в Северной Осетии) и Грузии (Южной Осетии). Язык: осетинский, иранской группы индоевропейской семьи. Верующие, в основном, православные, есть мусульмане-сунниты. 

Национальный костюм осетин

Язык: осетинский, русский
Религия: христианство, ислам
Родственные народы: ясы, ягнобцы
Происхождение скифы, сарматы, аланы


Осетины в Узбекистане:

1926 г. — 234
1979 г. — 5 081
1989 г. — 5 823

В раннее средневековье через Осетию проходил торговый путь из Средней Азии в Европу. В 567 г. по этому маршруту двигалось торгово-дипломатическое посольство тюркского кагана Истеми в Византию. На следующий год тем же путем шло византийское посольство Юстина II к тюркскому кагану. Так было положено начало периодическим связям между народами Средней Азии и Кавказа, в том числе и осетинского.

В начале XX столетия осетины, хотя и в незначительном количестве, входили в этнический состав населения Туркестана. Известно, например, что в то время в Новой Бухаре проживало 37 грузин и осетин.

Некоторая часть осетинской интеллигенции в конце 30-х гг. была выслана в республики Средней Азии. После реабилитации многие из них остались здесь на постоянное жительство.

Достаточно много осетин служило в кадровых частях Туркестанского военного округа. После демобилизации оставались в Узбекистане.

Осетин из Самарканда Машков Игорь Анатольевич в начале 1944 г. ушёл на фронт, а уже 22 февраля ему было присвоено звание Героя посмертно: погиб в одном из неравных боев.

Волна осетинских городских жителей хлынула в Узбекистан в послевоенный период, поскольку на родине еще царили голод и разруха.
В 60-80-е гг. осетинская молодежь приезжала в Ташкент, Самарканд, Бухару и др. города на учебу в специальные средние и высшие учебные заведения. Часть молодых специалистов по разным причинам оставалась в республике.

Что ещё почитать:  Дворец князя Шаховского на Саларе

Представители осетинского этноса всегда старались селиться в городах, средний уровень грамотности был высоким. Достаточно много осетин занимали ключевые должности в государственных учреждениях Узбекистана. Небольшие колонии осетин имеются и в сельской местности (Сариасийский район и др.). Местные жители всегда уважали их за особую сдержанность.

В Республике Узбекистан и за её пределами широко известны имена балетмейстера Т.В. Хацаевой, востоковеда, автора книги Южные диалекты пашто Эльбруса Сатцаева и художницы Риммы Гаглоевой (родом из Южной Осетии). Талантливая осетинка закончила Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, отделение живописи которого имеет её уникальные авторские работы.

Большим успехом пользуются керамические изделия искусствоведа Людмилы Кодзаевой. Известен и писатель Николай Гацулаев, уроженец г. Хивы.

Вернулись на историческую родину художник Ходжа Мурат Калогуев, профессиональный переводчик Владимир Абаев.

По материалам сборника: «Этнический атлас Узбекистана». http://mg.uz/publish/doc/text55967_narody_uzbekistana_osetiny

История народа. От Скифии до Осетии. http://ossetians.com/rus/index.php?showcat=jump&f=3

открытки:

Засл. арт. Северной Осетии. Дзера Туганова. Верховая езда. Джигиты Осетии Из серии «Советский цирк» 1969 г. фото В. Понярского.

худ. Х.И. Гассиев 1981 «Айсай Аназай», Свадьба. Северная Осетия.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.