Художник Семён Мальт (1900 — 1968) Tашкентцы Искусство История

Вета Лисова:

Семён Адольфович Мальт советский художник-график, плакатист, мастер книжной гравюры, эстампа. Член Союза художников СССР. С.А. Мальт – художник, положивший начало книжной и станковой графики Узбекистана. Его по праву считают одним из зачинателей искусства эстампа в Узбекистане.

Книжка — «Малышка»
Ю. Арбат, «Разговор цветов» / худ. С. Мальт. Ташкент: Госиздат Уз.ССР, 1937.

Окончив в 1928 году полиграфический факультет ВХУТЕИНа, в первые годы творчества Семён Мальт находился под влиянием В.А. Фаворского, личное обаяние которого и классический взгляд на искусство привлекали молодежь. Жажда непосредственного участия в созидательной деятельности народа, еще не установившийся художественный вкус, да и шумная не­разбериха в искусстве тех лет бросают Мальта от работы над книж­ной иллюстрацией (в 1925 году проиллюстрировал детскую книжку «Война» Н.Я. Агнивцева) к стенным росписям в клубах, к участию в «зри­тельных концертах» Баранова-Россинэ и снова к оформительской работе.

В 1927 году С. Мальт приезжает в Узбекистан, вскоре вступает в творческое объединение «Мастера Нового Востока». В 1929 году участвует в выставке объединения организованной Курзиным в Новосибирске, которая включала 120 живописных и графических произведений пяти авторов – А. Волкова, М. Курзина, М. Гайдукевича, В. Гуляева, С. Мальта. Становится главным художником газеты «Правда Востока», делает рисунки и карикатуры для журналов «Семь дней» и «Муштум» («Кулак»). В ту пору группируется коллектив молодых художников-графиков, сознатель­но подчиняющих свое творчество задачам художественной агитации.

Они выезжают в ставшие на путь коллективизации кишлаки, помогая в борьбе с кулаками; устраивают рейды на индустриальные пред­приятия, делают стенные газеты, создают портретные галереи ударников, бичуют недостатки в «Окнах сатиры»; публикуют в республиканских газетах изоочерки, овеянные пафосом созидания. Ташсельмаш, шахты Сулюкты, Аму-Дарья, станции и полустан­ки Среднеазиатской железной дороги, Текстильстрой – вот только часть объектов, где побывали художники, где они живым словом и метким рисунком способствовали успехам в труде. Выставки са­модеятельности, изокружки на предприятиях, оформление города к революционным праздникам, выставки на предприятиях, корреспон­денции в газеты и журналы дополняют и без того широкий круг деятельности Семена Мальта. Он стоял у истоков основания Молодежного театра в Ташкенте.

Свои первые художественные представления об Узбекистане художник воплощает в серии интересных эстампов, из которых хорошо известна гравюра «Полдень» (1928). Этот эстамп, один из первых, сделанных в Узбекистане, отличается тонким вкусом и пониманием специфики художественного языка гравюры, несмотря на условную трактовку композиции и повествовательность.

В 1932 году С. Мальт едет на озеро Иссык-Куль. «Мне хотелось, – рас­сказывает художник, – создать серию пейзажей о красоте природы и вместе с тем сломать, бытовавшее тогда с легкой руки пролеткультовцев, мнение о чужеродности пейзажа советскому зрителю». Иссык-кульские пейзажи были одобрены художественной общественностью. Пожалуй, впервые в Узбекистане было так хорошо и верно использовано специфическое средство графики – серийность.

Советским государством плакат рассматривался как боевое средство политической агитации. Художники стремились оперативно откликаться на волновавшие всех события и принимать как бы личное участие в перестройке действительности. В то время с художественной стороны в плакатной продукции вполне допускались штампы и схематические решения произведений. Семён Мальт один из первых в Узбекистане поднял жанр плаката на художественный уровень, придал ему черты высокого искусства.

Он автор плакатов на темы борьбы с религиозными пережитками, ударного труда земледельцев (хлеборобов, хлопкоробов), индустриальных достижений и социальных преобразований: «К победе строитель прокладывай путь!» (1930-е), «Выполним в срок хлопкозаготовки» (1933), «Окончательно уничтожим паранджу» (1940).

Значительное место в творчестве С. Мальта занимает его ра­бота с бригадой графиков Ташкента на Чирчикстрое (1940). Более года провели художники на строительстве. Художники делали са­тирические зарисовки для «Чирчикстроевского крокодила», художественные очерки для газет и журналов, портретные галереи, пейзажи и жанровые сценки. Своеобразным отчетом Мальта об этой поездке была серия станковых листов «Чирчикстрой», показанных на республиканской выставке 1940 году.

Великую Отечественную войну художник прошел рядовым, но не забывал о другом своем оружии. Он резал гравюры на линоле­уме, которые использовались как клише в дивизионной газете, соз­давал плакаты для армейских агит-окон: «Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить победу над врагом» (1941), «Заменим наших мужей и братьев!»; оформлял агитмашины и улицы освобожденных от врага городов.

Вернувшись в Ташкент, он создает графические листы «9 мая в Праге», «По дорогам войны», «Ночная тревога» (1947), работает над политическим плакатом, книжной иллюстрацией, оформлением книги. Широко известны его плакаты «Сколько ты собрал сегодня хлопка?», «Победили в боях – победим в труде» (1946), «Дадим Родине 1 миллион 600 тысяч тонн хлопка» (1948) и другие.

Из творческих командировок по колхозам и народным строй­кам он привозит пейзажи и портретные зарисовки. Таковы серия пейзажей Ак-Кавака и Кайрак-Кумской ГЭС, портреты шахтеров Ан­грена, которые экспонировались на выставках художников Узбеки­стана. Большую работу ведет художник в жанре книжного оформле­ния. Он стремится в книге органично сочетать орнаментальное оформление с сюжетной заставкой, концовкой, буквицей, стремится использовать традиционные приемы народного искусства. В этом плане интересны его работы по оформлению «Иранских народных сказок» и «Рубайи» Омара Хайама (1958).

Творческий почерк художника Мальта – это лаконизм средств вы­ражения, контрасты линии и пятна, белого и черного, сохранение линейности приемов даже в акварели. С. А. Мальт принадлежал к замечательной плеяде русских художников, работавших в Узбекистане. Его творчество живет в гуще народных масс, выполняя свое скромное, но важное дело. Семену Мальту многие графики Узбекистана обязаны не только своим творческим становлением, но и человеческой товарищеской поддержкой в трудные минуты. Творческая биография художника неразрывно связана с графическим искусством Узбеки­стана, с его становлением и развитием, с участием искусства в по­вседневных событиях жизни Узбекской республики.

В 1960 году состоялась выставка графических работ художника, она проводилась в честь 60-летия со дня рождения и 30-летия творческой деятельности Семена Адольфовича.

Большая часть произведений С. А. Мальта не попала в музейные коллекции, но его графика представлена в Государственном музее искусств Узбекистана, его графические оригинальные и тиражные плакаты хранятся в фондах РГБ, частных коллекциях России и Великобритании, США.

Творческая биография художника неразрывно связана с графическим искусством Узбеки­стана, с его становлением и развитием, с участием искусства в по­вседневных событиях жизни Узбекской республики.

Похоронен на Домбрабадском кладбище.

http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/656-malt-semen-adolfovich-1900-1968.html

===

Л. Никулин. Радио-сказка / рис. С. Мальт. Рязань: Изд-во «Друзья детей».

https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post336895674/

1 комментарий

  • Александр:

    Я в 90-е тоже был художником «Правды Востока», но я не был не только членом СХ, но и вообще профессиональным художником и мои приемники тем более. Деградируем….

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.