Короткие истории Tашкентцы А. Файнберг Искусство

27 февраля молодые поэты и писатели показали в Ильхоме спектакль про три девятиэтажки напротив старой консерватории. (Известных также как кафе Лаззат и книжный магазин «Пропагандист». В этих домах или деятели культуры. О них и спектакль. Текст прислала  Вика Осадченко. Спасибо!

Сара Рувимовна Лейкина:
Она звонила Файнбергу, чтобы обсудить спектакль, а тот работал и велел Инне Глебовне всем говорить, что его нет дома. Та так и ответила: «Сани нет дома». Лейкина страшно возмутилась: «Как это нет? Мой балкон выходит прямо на ваш, я стою тут с телефоном и вижу, как Файнберг у себя на балконе курит!»

Абдулла Арипов:
Саша много переводил с узбекского. Из всех поэтов безоговорочно выделял Абдуллу Арипова. Говорил о нем очень тепло: как о собрате, любящем свою землю, совестливом, понимающем все о своем времени. Однажды, когда я пришел к Саше, застал его и Инну за каким-то веселым разговором. Саша пояснил:
– Встретил Абдуллу. Вижу, он возбужден и чем-то раздражен. Оказывается, в ЦК комсомола республики решили оказать ему, молодому талантливому поэту, большую честь: доверить на предстоящем съезде партии внести в зал знамя этого самого комсомола.
– И что Абдулла?
– Абдулла спросил комсомольского босса: “А ты представляешь, приятель, сколько дней после этого я должен буду пить водку?!”
(Александр Колмогоров).

Тамара Ханум:
В её репертуаре были песни на 86 языках мира, но это не означает, что она свободно владела всеми языками. Когда артистка приезжала в любую страну, она говорила: «Дайте мне песню, которую знает весь народ», за 2 дня выучивала её наизусть и выходила на сцену.

В 1925 году прославленная танцовщица Айседора Дункан при встрече с Тамарой Ханум попросила позволить ей потрогать и пересчитать ее позвонки. Айседора была уверена, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные и прекрасные движения.

Константин Петрович Волков, писатель и журналист:
В послевоенные годы спас от депортации народ адыгов, которому грозило обвинение в измене родине. Молодой учитель-фронтовик Аскарбий Беданоков из аула Ходзь, не побоявшись последствий, написал Сталину письмо, в котором  защищал адыгов и писал об их вкладе в победу. Письмо попало к первому секретарю адыгейского обкома партии Л.М. Кривенко. Тот вызвал Константина Волкова, 26-летнего корреспондента «Адыгейской правды», и дал ему строго секретное задание: сделать материал об ауле. Ехать предстояло с риском для жизни, поскольку в тех местах разбойничала банда Наиля Пшизапекова. Однако молодой тракторист всё-таки провез корреспондента ночью в аул, и тот встретился с учителем и смог собрать весь нужный материал. На ночь Волкова определили в незнакомый ему дом, и только утром он узнал, что это – дом того самого разбойника Пшизапекова. Старики аула рассудили, что истинный мусульманин не прольет кровь гостя в своем доме. Следующей ночью журналиста так же тайно вывезли из Ходзи, а в следующем номере «Адыгейской правды» вышла большая статья «Люди аула Ходзь». Константин Волков рассказывал, сколько адыги сделали для победы, как жил аул во время войны. И статья помогла: больше о депортации адыгов не заговаривали. А в ауле Ходзь помнили и благодарили Константина Волкова ещё долгие годы.

Жил на 8 этаже, рядом с Файнбергом.

Абдулла Бабаханов стал первым узбеком, получившим диплом архитектора. Построил Большой Ферганский канал, Каттакурганское водохранилище, мавзолей на родине Хамзы в Шахимардане, музей Улугбека в Самарканде и многое другое. Разработал генеральный план Ташкента в 1938 г., в том числе соединение старого и нового города проспектом имени Алишера Навои. Проектировал Красную площадь («Мустакиллик»), площадь Бешагач и Комсомольское озеро (ныне – парк «Миллий бог» имени А. Навои), улицы Фурката, Богдана Хмельницкого (ныне – улица Бабура), Шота Руставели и других. Десять лет был главным архитектором Узбекистана, возглавлял Союз Архитекторов.

В войну Бабаханов был капитаном-инженером 191-го саперного полка. Участвовал в сражениях на знаменитой Курской дуге, Белорусском и Украинском фронтах. Награжден орденами «Красного Знамени», «Отечественной войны» второй степени и несколькими медалями.

В начале декабря 1943 года после Тегеранской Конференции трех союзных держав, Сталин возвращался в Москву через Ташкент… По секретной информации тогда, ночью ему показали город. Вождь очень удивился, что одноэтажный Ташкент мало похож на столицу. Ахунбабаев объяснил ему, что сейчас все архитекторы на войне. Сталин, подумав, сказал, «что наша армия наступает и теперь можно быть спокойными. Мы скоро победим! А специалистов нужно забирать с фронта!» Весной 1944 года Ю. Ахунбабаев лично отозвал А. Бабаханова с фронта.

Александр Михайлович Панн, кинооператор, Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1946 году вернулся на «Узбекфильм», снял 17 художественных картин.

Бернара Рахимовна Кариева — советская узбекская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1982). С 1994 по 2002 год — художественный руководитель и директор ГАБТа им. Навои. Была председателем Союза театральных деятелей.

В балет пришла в пять лет – исполняла роль птенчика. В 9 лет она совсем одна, без родителей, отправилась учиться балету в Москву. Бернара Кариева танцевала на сцене до 60 лет.

ГАБТ получил звание Большого театра после того, как на гастролях в Москве показал балет «Дон Жуан» с Бернарой Кариевой. Когда Брежнев побывал на «Дон Жуане», он сказал: «Почему у нас только московский театр имеет звание Большого? Вот в Узбекистане какие балеты ставят!» И в 1966 году театр стал называться Государственным академическим большим театром.

Тулкун Халматович Абидов – доктор искусствоведения, директор Ташкентского цирка, написал серию книг о цирковом искусстве. Умер в 1997 году.

Иса Якубов — Заслуженный деятель искусств УзССР, главный режиссер Республиканского театра кукол в Ташкенте. Был в числе основателей театра и руководил им более 25 лет.

Зинаида Соловей — народная артистка Узбекистана, заслуженная артистка Украины, около 40 лет является примой Ташкентского Государственного театра музыкальной комедии. В 1974 году украинская артистка приехала с гастролями в Узбекистан. После холодного Хабаровска, где труппа выступала до этого, ей так понравился теплый климат Ташкента, что Зинаида Соловей решила остаться насовсем. В 1976 году артистка поступила в Театр оперетты и проработала в нем всю жизнь, исполнив более 70 ролей.

Саодат Кабулова (1925-2007) —оперная певица, педагог. Народная артистка СССР (1959). С 1941 по 1948 год — актриса Узбекского театра музыкальной драмы и комедии им. Мукими. С 1954 по 1986 год — солистка ГАБТа им. А. Навои. С 1969 преподавала в Ташкентской консерватории.

Накануне спектаклей обязательно готовила плов. Говорила: «Плов дает мне силы. Голодная я на сцену не выйду».

Летом 1941 года шестнадцатилетнюю Саодат отправили на конкурс молодых исполнителей в Москву.  Ехала она в столицу с надеждой, которой не суждено было сбыться. Конкурс отменили. Началась война. Из Ташкента на фронт уезжали артистические бригады. Саодат не брали – не вышла по возрасту. Саодат пела в госпитале для раненых. Ходила из одной палаты в другую – и пела.

Рауф Зарифович Галимов — поэт, прозаик, драматург, переводчик.

Вячеслав Афанасьевич Костыря, поэт, редактор «Звезды Востока». Во время войны был летчиком-истребителем, участвовал в боях за освобождение Карелии и Заполярья.

В 1966 году выпустил знаменитый номер «Звезды Востока», гонорары от которого писатели передали на восстановление Ташкента после землетрясения. В номере были произведения не только Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко, Рождественского, Окуджавы, но и Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Исаака Бабеля, Андрея Платонова. Номер разошелся в  рекордные сроки, Вячеслава Костырю сняли с должности. После стал собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Средней Азии.

Обыватель

В житейских схватках - Мининдел!
И Адмирал -
в домашней ванне...
Вот так он
жизнь
и проглядел,
Растя брюшко
существованья.

Джонрид Абдуллаханов (1929-2015) — узбекский прозаик, поэт, драматург и журналист.

Его отец пропал без вести под Сталинградом в 1942 г., мать умерла в 1943-м. 14-летний Джонрид Абдуллаханов пешком пришел из Намангана в Ташкент. Здесь он стал диктором передачи «Пионер эрталиги» («Пионерская зорька») на Узбекском республиканском радио. Окоончил факультет журналистики, был главным редактором литературного вещания Узбекского радио и телевидения. С 1976 по 1982 г. директор Узбекского отделения Литфонда СССР. Награжден орденом «Мехнат Шухрати».

Олег Васильевич Сидельников (1924, Тюмень — 1998) — русский писатель-фантаст.

Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации окончил юридический и исторический факультеты Ташкентского университета. Член Союза писателей СССР.

Олег Сидельников работал проходчиком на строительстве Ташкентского метрополитена, которому посвящен один из его романов, «Муза подземных странствий».

Ойдин Ходжиева — поэтесса, родилась в 1942 году. Работала редактором газеты «Гулхан», журнала «Саодат». Народная поэтесса Узбекистана, награждена орденом «Эл юрт хурмати».

Аман Сулейманович Мухтар – поэт, писатель, возглавлял литературно-художественный журнал «Шарк юлдузи». Издал 15 романов, сборники стихов и рассказов. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, награжден орденом «Дустлик».

…Снег идет в Бухаре. Снег идет,
Белых бабочек белый полет.
С крыш сгребает его человек,
А другой на тропе колет лед.
Снег идет… И седой минарет
В белой шляпе. В платках купола.
Белой мглой древний камень одет,
Даль заполнила белая мгла…

Раиса Львовна Ананьева, директор театра кукол. Была сослана в Ташкент. Сфабриковала фальшивое постановление ЦК КПСС о проведении в Ташкенте Международного фестиваля кукольных театров. Помчалась к начальству и стала сетовать, что принимать-то гостей и негде… За одиннадцать месяцев построили новый Театр кукол.

8 комментариев

  • Спасибо! Очень интересно. Но разве Олег Сидельников жил не в Сером Доме на Пушкинской?

      [Цитировать]

  • НарКомПоМорДе:

    «В начале декабря 1943 года после Тегеранской Конференции трех союзных держав, Сталин возвращался в Москву через Ташкент…» Это подтвержденный факт, или так, информация для размышления? И.В.Сталин отправился прямо в Москву, на том же самом самолете до Баку, затем на поезде в столицу. Зачем ему было время терять, которого и так не хватало…

      [Цитировать]

  • Усман:

    «Весной 1944 года Ю. Ахунбабаев лично отозвал А. Бабаханова с фронта.» Авторша, наверное, была личным свидетелем, как Ю.Ахунбабаев позвонил А.Бабаханову на фронт из могилы в ташкентском сквере коммунаров. «Построил Большой Ферганский канал» — в 1939 г. А.Бабаханову было 29 лет. В.А.Костыря выпустил знаменитый номер «Звезды Востока» не в 1966 г.. а в марте 1967 г. «Раиса Львовна Ананьева, директор театра кукол. Была сослана в Ташкент. Сфабриковала фальшивое постановление ЦК КПСС о проведении в Ташкенте Международного фестиваля кукольных театров. » — За такую фабрикацию не сошлют, а расстреляют. Какие-то байки из склепа. Нельзя же так. Здесь же дети ходят. Смеяться будут.

      [Цитировать]

  • Aida:

    В начале девяностых в одном из этих домов была штаб-квартира одной из религиозных сект. Я тогда работала в шк. № 145, была история — у нас один ученик вместо уроков ходил туда. Секта организовала большой семинар для школьных учителей города, где-то на базе отдыха.

      [Цитировать]

  • Сергей Иванов:

    В своем большинстве это «байки из склепа», окопалась в этих домах (за редким исключением), номенклатурщина (при бабках) одна, а может быть и вся. А сегодня и подавно. Жил рядом в 1937 (символичном) года постройки доме.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.