Наша память. Наша надежда История Ташкентцы
В эти дни мы становимся свидетелями значимых изменений, сопровождающих все стороны нашей общественной жизни. Они безусловно затрагивают и такую тонкую сферу, как литература и искусство, вносящие большой вклад в формирование человека, в особенности молодого поколения.
Люди искусства старшего поколения хорошо помнят те времена, когда их жизнь, их творческая деятельность буквально сопровождалась именем Хамзы Хакимзода Ниёзи. Иначе и быть не могло, поскольку, его жизнь и творческая деятельность сначала изучалась в школе… Ну и затем во всех гуманитарных ВУЗах. Потому, что драматургия Хамзы являлась основой многих художественных начинаний. По пьесам Хамзы ставились спектакли, их изучали в литературно-педагогических ВУЗах, они же служили основой многих музыкальных сочинений — соответственно становились предметом изучения и в музыкальных школах и в консерватории.
То, что его имя значилось во всех театральных энциклопедиях и учебниках по истории театра было совершенно обоснованным и исторически неопровержимым фактом. Потому как Хамза Хакимзода Ниёзи наряду с блестящей плеядой великих просветителей-джадидов верил в художественную мощь искусства театра, и считал, что это искусство способно преобразовать народ, умножить его духовную мощь!
Хамза Хакимзода Ниёзи — прародитель Узбекского профессионального театра, его духовный вдохновитель, организатор первых театральных трупп, собиратель талантов и их же первый учитель. Его жизненный путь и творчество сродни фигурам таких великих деятелей театра как У.Шекспир и Ж.Б.Мольер. Он также как и его великие предшественники был универсально одарён. В искусстве театра по другому и не получается. Хамза сам сочинял пьесы, сам же их ставил на сценах сначала «передвижных» театров, с самодеятельными актёрами, сам играл в них. Позже, эта труппа была направлена на обучение в известные театры и из них выросла замечательная плеяда первого поколения театра им. Хамзы.
Хамза до сегодняшнего дня является непревзойдённым узбекским драматургом и этого первенства у него уже не отнять. Его великие пьесы: «Бой ила хизматчи», «Паранжи сирлари», «Майсаранинг иши» и многие одноактные сочинения долгое время являлись базовыми в репертуаре всех театров Узбекистана. Невозможно представить узбекское классическое песенное искусство без песни, написанной на слова Хамзы Хакимзаде Ниязи: «Сайдинг қўябер сайёд, сайёра экан мендек», которая сидит в памяти, в сердце каждого моего соотечественника.
Его именем наряду со столичным Ташкентским академическим, совершенно справедливо были названы Кокандский, Наманганский музыкально-драматические театры. Первое поколение наших великих Мастеров театра, Музыки, Танца были его соратниками, учениками единомышленниками как в искусстве, так и в жизни. Это и ныне всем известные Мухиддин Кори Ёкубов, Тамара Хонум, Маннон Уйгур, Усто Алим Комилов, молодой тогда Аброр Хидоятов…
Театральное искусство, во всех смыслах живое искусство. Это искусство — живо, пока жива память, пока живы учителя и позже память о них! Оно передаётся буквально «из рук в руки» вместе с живым дыханием, живым словом, интонацией… И без этой традиции: «Устоз-шогирд» нет живого театра.
Возможно забвение, даже временное, попытка стереть память об Учителе – Хамзы Хакимзода Ниёзи, изъятие его пьес из репертуаров театров имеет своим следствием тот творческий кризис, который переживает Узбекский театр ныне! Но сегодня, когда в нашей стране происходят, можно сказать исторические перемены, и народу Узбекистана возвращают незаслуженно «забытые» имена, думается, наступило время вспомнить имя основателя нашего профессионального театра, поэта и драматурга Хамзы Хакимзода Ниёзи! Театр – это искусство, который живёт настоящим днём и он сегодня, как никогда, нуждается в восстановлении в правах творческого наследия славного имени Хамзы. Его пьесы могут вдохновить многих молодых режиссёров на творческие поиски и на постановки интересных важных для нового поколения зрителей. И тем самым послужить благородному делу — подлинному возобновлению и восстановлению интереса широкого зрителя к искусству Театра. Театр живёт ещё и не умирающей Надеждой и Верой в торжество справедливости.
Камариддин Артыков, театральный критик.
Послесловие: Трудно себе представить, что по чьему-то указу или повелению могли быть из истории культуры Англии или Франции вычеркнуть имена У. Шекспира или Ж.Б. Мольера?! Точно так же имя Хамзы Хакимзода Ниёзи, я надеюсь, обязательно будет восстановлено и с новой животворной силой и содержанием займёт своё достойное место в нашем искусстве, культурной и художественной практике и благодарной памяти поколений.
Когда в 2015-16 году праздновали столетие театра имени Хамзы, ни одного слова не было сказано о главном создателе этого театра — Хамзе Хаким-Заде.
Мастура[Цитировать]
«Сайдинг қўябер сайёд, сайёра экан мендек» принадлежит перу Фурката, а не Хамзы.
Bekhzod[Цитировать]
А как название пишется по-русски? У меня есть сборники стихов обоих этих поэтов, хочу почитать, но в русском переводе.
Надежда[Цитировать]