Наша память. Наша надежда История Ташкентцы

В эти дни мы становимся свидетелями значимых изменений, сопровождающих все стороны нашей общественной жизни. Они безусловно затрагивают и такую тонкую сферу, как литература и искусство, вносящие большой вклад в формирование человека, в особенности молодого поколения.

63.jpgЛюди искусства старшего поколения хорошо помнят те времена, когда их жизнь, их творческая деятельность буквально сопровождалась именем Хамзы Хакимзода Ниёзи. Иначе и быть не могло, поскольку, его жизнь и творческая деятельность сначала изучалась в школе… Ну и затем во всех гуманитарных ВУЗах. Потому, что драматургия Хамзы являлась основой многих художественных начинаний. По пьесам Хамзы ставились спектакли, их изучали в литературно-педагогических ВУЗах, они же служили основой многих музыкальных сочинений — соответственно становились предметом изучения и в музыкальных школах и в консерватории.

То, что его имя значилось во всех театральных энциклопедиях и учебниках по истории театра было совершенно обоснованным и исторически неопровержимым фактом. Потому как Хамза Хакимзода Ниёзи наряду с блестящей плеядой великих просветителей-джадидов верил в художественную мощь искусства театра, и считал, что это искусство способно преобразовать народ, умножить его духовную мощь!

Хамза Хакимзода Ниёзи — прародитель Узбекского профессионального театра, его духовный вдохновитель, организатор первых театральных трупп, собиратель талантов и их же первый учитель. Его жизненный путь и творчество сродни фигурам таких великих деятелей театра как У.Шекспир и Ж.Б.Мольер. Он также как и его великие предшественники был универсально одарён. В искусстве театра по другому и не получается. Хамза сам сочинял пьесы, сам же их ставил на сценах сначала «передвижных» театров, с самодеятельными актёрами, сам играл в них. Позже, эта труппа была направлена на обучение в известные театры и из них выросла замечательная плеяда первого поколения театра им. Хамзы.

Хамза до сегодняшнего дня является непревзойдённым узбекским драматургом и этого первенства у него уже не отнять. Его великие пьесы: «Бой ила хизматчи», «Паранжи сирлари», «Майсаранинг иши» и многие одноактные сочинения долгое время являлись базовыми в репертуаре всех театров Узбекистана. Невозможно представить узбекское классическое песенное искусство без песни, написанной на слова Хамзы Хакимзаде Ниязи: «Сайдинг қўябер сайёд, сайёра экан мендек», которая сидит в памяти, в сердце каждого моего соотечественника.

Его именем наряду со столичным Ташкентским академическим, совершенно справедливо были названы Кокандский, Наманганский музыкально-драматические театры. Первое поколение наших великих Мастеров театра, Музыки, Танца были его соратниками, учениками единомышленниками как в искусстве, так и в жизни. Это и ныне всем известные Мухиддин Кори Ёкубов, Тамара Хонум, Маннон Уйгур, Усто Алим Комилов, молодой тогда Аброр Хидоятов…

Театральное искусство, во всех смыслах живое искусство. Это искусство — живо, пока жива память, пока живы учителя и позже память о них! Оно передаётся буквально «из рук в руки» вместе с живым дыханием, живым словом, интонацией… И без этой традиции: «Устоз-шогирд» нет живого театра.

Возможно забвение, даже временное, попытка стереть память об Учителе – Хамзы Хакимзода Ниёзи, изъятие его пьес из репертуаров театров имеет своим следствием тот творческий кризис, который переживает Узбекский театр ныне! Но сегодня, когда в нашей стране происходят, можно сказать исторические перемены, и народу Узбекистана возвращают незаслуженно «забытые» имена, думается, наступило время вспомнить имя основателя нашего профессионального театра, поэта и драматурга Хамзы Хакимзода Ниёзи! Театр – это искусство, который живёт настоящим днём и он сегодня, как никогда, нуждается в восстановлении в правах творческого наследия славного имени Хамзы. Его пьесы могут вдохновить многих молодых режиссёров на творческие поиски и на постановки интересных важных для нового поколения зрителей. И тем самым послужить благородному делу — подлинному возобновлению и восстановлению интереса широкого зрителя к искусству Театра. Театр живёт ещё и не умирающей Надеждой и Верой в торжество справедливости.

Камариддин Артыков, театральный критик.

Послесловие: Трудно себе представить, что по чьему-то указу или повелению могли быть из истории культуры Англии или Франции вычеркнуть имена У. Шекспира или Ж.Б. Мольера?! Точно так же имя Хамзы Хакимзода Ниёзи, я надеюсь, обязательно будет восстановлено и с новой животворной силой и содержанием займёт своё достойное место в нашем искусстве, культурной и художественной практике и благодарной памяти поколений.

Источник.

3 комментария

  • Фото аватара Мастура:

    Когда в 2015-16 году праздновали столетие театра имени Хамзы, ни одного слова не было сказано о главном создателе этого театра — Хамзе Хаким-Заде.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Bekhzod:

    «Сайдинг қўябер сайёд, сайёра экан мендек» принадлежит перу Фурката, а не Хамзы.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Надежда:

      А как название пишется по-русски? У меня есть сборники стихов обоих этих поэтов, хочу почитать, но в русском переводе.

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.