Утерянные народы Средней Азии. Текинцы История Разное Старые фото

Стелла Артемьева:

Текин­цы — одна из крупнейших племенных групп в составе туркменского народа. Исторический регион расселения — юг и центр Туркмении. Текинцы пришли на территорию современной Туркмении с Мангышлака под давлением казахов, поселившись в предгорьях Копетдага, в оазисах Мерв и Ахал-Теке, куда их в начале XVIII века (1714—1719 гг.) привёл вождь Кеймир Кёр. Примечательно, что часть текинцев продолжала заниматься традиционным для тюрок кочевым скотоводством, а часть переключилась на земледели­, которое, по-видимому, было перенято у ассимилированного текинцами автохтонного ираноязычного населения в долинах рек и прегорьях.

Поэтому текинцы издавна делились на чарва (кочевников-скотоводов) и чомур (оседлых земледельцев). Часто даже близкие родствен­ники проводили следующее разделение труда: одни обрабатывали зем­лю, а другие пасли скот, обмениваясь осенью продуктами своего труда. Будучи окружёнными враждебными племенами, текинцы были очень внимательны и заботливы по отношению к своим лошадям. Ими поддерживалась и особая местная порода — ахалтекинская лошадь, которой они очень дорожили. В отличие от других кочевых тюркских народов, текинцы принципиально не ели конину, предпочитая баранину.

История вхождения текинцев в состав Российской империи

Первое русское наступление в 1879 текинцами было отражено. В январе 1880 года Скобелев назначается командующим военной экспедиции против текинцев. Скобелев составил план, который был утверждён и должен быть признан образцовым. Целью его было нанести решительный удар туркменам-текинцам, населявшим Ахал-текинский оазис. Со своей стороны узнав о походе текинцы решили переселиться в крепость Денгиль-Тепе (Геок-Тепе) и ограничиться защитой только этого пункта.

В крепости Денгиль-Тепе было 45 тысяч человек, из них вооруженных защитников 20-25 тысяч; они имели 5 тысяч ружей, множество пистолетов, 1 орудие и 2 зембурека. Текинцы производили вылазки, преимущественно ночью и наносили немалый урон, захватив даже однажды знамя и два орудия.

Скобелев сам сделал вылазку, прошёл весь путь, проверил все колодцы, дороги и после этого вернулся назад к своим войскам. Затем начался штурм.

Штурм крепости был произведён 12 января 1881 года. В 11 часов 20 минут дня был произведён взрыв мины. Восточная стена упала и образовала удободоступный обвал. Пыль ещё не улеглась, когда колонна Куропаткина поднялась в атаку. Подполковнику Гайдарову удалось овладеть западной стеной. Войска теснили неприятеля, который однако оказывал отчаянное сопротивление. После долгого боя текинцы бросились в бегство через северные проходы, за исключением части, которая осталась в крепости и, сражаясь, погибла. Скобелев преследовал отступающего врага на протяжении 15 вёрст. Русские потери за всю осаду со штурмом составили 1104 человека, а во время штурма было потеряно 398 человек (в том числе 34 офицера). Среди туркменов около 7000 погибло в крепости, ещё 8000 независимо от пола было вырезано русскими драгунами и козаками во время преследования в пустыне. Внутри крепости были взяты: до 5 тысяч женщин и детей, 500 персов-рабов и добыча, оценённая в 6 млн рублей. Вскоре после взятия Геок-Тепе были высланы Скобелевым отряды под начальством полковника Куропаткина; один из них занял Ашхабад, а другой прошёл более чем на 100 вёрст на север, обезоруживая население, возвращая его в оазисы и распространяя воззвание с целью скорейшего умиротворения края.

Ахал-текинская экспедиция 1880-1881 гг. представляет первоклассный образец военного искусства. Центр тяжести операции находился в сфере военно-административных вопросов. 14 января Скобелев был произведён в генералы от инфантерии, а 19 января награждён орденом Св. Георгия 2-й степени. Однако вскоре он был отстранен от командования, по всей видимости, из-за жестокости и больших жертв среди гражданского населения.

В Туркменистане дата финальной битвы при Геок-Тепе 12 января является национальным праздником и почитается как день памяти и траура.

6 мая 1881 года регион вошёл в состав Закаспийской области Российской Империи. В 1883 войсками под командованием генерала Комарова был оккупирован Теджинский оазис, а в 1884 майором Алихановым с помощью хитрости был бескровно занят Мерв.
После вхождения в состав Российской империи

После вхождения текинцев в состав Российской империи 24 февраля 1885 года в Туркестане учреждена Туркменская конная милиция. 7 ноября 1892 года Туркменская конная милиция преобразована в Туркменский конно-иррегулярный дивизион. 29 июля 1914 года дивизион развернут в Текинский конный полк (добровольческий, сформирован на средства местного населения), который отличился во время Первой мировой войны.

А что же сейчас? Где они храбрые текинские войны.
В какой то книге я читала, что Текинцы-туркмены это войны от бога, а Сарты это купцы от бога и в этом что-то есть?

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

2 комментария

  • PARFIA 77:

    «А что же сейчас? Где они храбрые текинские воины.
    В какой то книге я читала, что Текинцы-туркмены это воины от бога, а Сарты это купцы от бога и в этом что-то есть?»….

    Все Туркмены текинцы, йомуды, геоклены, сакары, салоры, эрсаринцы и др. прежде всего Труженники: скотоводы и земледельцы, а потом воины…
    Русский ученый этнограф волею судьбы живший среди туркмен текинцев пишет о них как о высококультурных людях.. жизненный уклад которых должен был вызывать восхищение просвещенных европейцев.. К великому сожалению ныне все эта специфическая культура туркмен канула в века ..
    А менталитет туркмен конца XIX века вызывает изумление и разочарование уничтожением тех прекрасных качеств нашего народа…
    Читайте подробно «ПО ЗАКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ».
    Ежемесяч. иллюстр. ж. «ПРИРОДА И ОХОТА», 1894 год (март).

    Фрагменты статьи ниже:
    «Текинец не болтлив. Говорит отрывисто, но ясно и определенно. Я не замечал, чтобы текинец льстил или заискивал, пред кем бы то ни было. Текинец верит данному слову и никогда не изменяет своему. Он горд, но богобоязнен, хотя и не чужд суеверия. Текинец не жесток, но и не сентиментален; смотрит на вещи, как они есть. Ведет себя всегда чинно и прилично, почти торжественно, но просто и скромно.
    Текинец чист физически и нравственно; рубаха его всегда белая, халат нигде не изодран; не слышно, несмотря на жару в ватный костюм, специфического потного запаха сырого человека; лексикон ругательных слов его более чем ничтожен, и дальше «шайтана» не разработался; текинец на женщину смотрит по-человечески, не имеет гарема и до брака остается девственным, как и его невеста.

    Текинец может быть допущен в любое общество, и своим поведением не оскорбить ни чувства приличия и никакого другого. Он любознателен, способен, наблюдателен, предприимчив, понятлив, честен безукоризненно. Текинец не имеет никаких гнусных обособленных обрядов. Религия его проста и понятна. Он с ужасом и отвращением смотрит на обряды персов, когда те, празднуя свой «шаксей-ваксей», в уличной процессии рубят головы отточенными саблями, и богобоязненно преклоняет колена, когда видит молящихся солдат у нашей походной церкви. Рассказывают, что один солдатик спросил при этом текинца, разве он может молиться не по своему обряду, – и получил ответ: «Я знаю, что вы молитесь тому же Богу, что и мы, ибо Бог один… Отчего же и мне не молиться с вашим кази (священник)?»

    Если текинское землевладение, как я сказал выше, очень сходно с нашим общинным, то зато у них нет ни кулака, ни мироеда: ростовщичество, под каким бы то ни было видом, чуждо текинцу и наказывается всеобщим презрением.…

    Богатый текинцу не берет за ссуду ни расписки, ни процентов, но от человека состоятельного не откажется получить добровольный «пешкеш» (подарок), но только отнюдь не в виде денежных знаков.
    Из всей области, я знал только дух нищих текинцев, из которых один был идиот, другой – больной старик; да и то один из них собирал милостыню верхом, что дает повод думать, что нищенство здесь крайне ограниченно, как количественно, так и качественно. Нищий, верхом на довольно сносном жеребце, – для нас вещь, конечно, непонятная, но приятнее видеть одного верхового нищего, чем тысячу пеших.

    Текинец не пьет вина, не курит и не жует опиума, зато папироска и чай – для него наслаждение.
    Я видел, с какой жалостью, и с каким брезгливым удивлением осматривал текинец русского подвыпившего мастерового, и когда я его спросил, как он думает о покачивающемся перед нами человечке, текинец с грустью сказал: «Аллах отступился от человека, который обращается сам в скотину». Помолчав, он поправился: «Нет, скотина лучше этого человека» и добавил: «Мне очень стыдно!» и довольно густо покраснел… – Чего же тебе то стыдно? – допытывал я текинца, но в ответ получал только слово – «так» и покачивание головой…

    Краснеть «за человека» способен не всякий европеец; этим дай Бог сохранить еще способность краснеть за самих себя! – Подумаешь, странные люди эти «алламанщики» — азиаты! В них понятия чести, чистоты и честности развиты, пожалуй, даже в ущерб европейцу!.. Надо их всех поскорее переделать по-своему, над чем мы, конечно, постараемся и, вероятно, успеем довольно быстро…
    Недаром главная задача европейца – «просветить» темного человека и указать ему «образ Божий»…

    Обратите внимание…. ПРОГРАММА ЧЕТКАЯ 100- ДЕТНЕЙ ДАВНОСТИ:
    «Подумаешь, странные люди эти «алламанщики» — азиаты! В них понятия чести, чистоты и честности развиты, пожалуй, даже в ущерб европейцу!.. Надо их всех поскорее переделать по-своему, над чем мы, конечно, постараемся и, вероятно, успеем довольно быстро…
    Недаром главная задача европейца – «просветить» темного человека и указать ему «образ Божий»…

    Это и есть ответ на ваши вопросы…

      [Цитировать]

    • гылыч:

      PARFIA 77:
      «А что же сейчас? Где они храбрые текинские воины.
      В какой то книге я читала, что Текинцы-туркмены это воины от бога, а Сарты это купцы от бога и в этом что-то есть?»….

      Все Туркмены текинцы, йомуды, геоклены, сакары, салоры, эрсаринцы и др. прежде всего Труженники: скотоводы и земледельцы, а потом воины…
      Русский ученый этнограф волею судьбы живший среди туркмен текинцев пишет о них как о высококультурных людях.. жизненный уклад которых должен былвызывать восхищение просвещенных европейцев..К великому сожалению ныне все эта специфическая культура туркмен канула в века ..
      А менталитет туркмен конца XIX века вызывает изумление и разочарование уничтожением тех прекрасных качеств нашего народа…
      Читайте подробно «ПО ЗАКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ».
      Ежемесяч. иллюстр. ж. «ПРИРОДА И ОХОТА», 1894 год (март).

      Фрагменты статьи ниже:
      «Текинец не болтлив. Говорит отрывисто, но ясно и определенно. Я не замечал, чтобы текинец льстил или заискивал, пред кем бы то ни было. Текинец верит данному слову и никогда не изменяет своему. Он горд, но богобоязнен, хотя и не чужд суеверия. Текинец не жесток, но и не сентиментален; смотрит на вещи, как они есть. Ведет себя всегда чинно и прилично, почти торжественно, но просто и скромно.
      Текинец чист физически и нравственно; рубаха его всегда белая, халат нигде не изодран; не слышно, несмотря на жару в ватный костюм, специфического потного запаха сырого человека; лексикон ругательных слов его более чем ничтожен, и дальше «шайтана» не разработался; текинец на женщину смотрит по-человечески, не имеет гарема и до брака остается девственным, как и его невеста.

      Текинец может быть допущен в любое общество, и своим поведением не оскорбить ни чувства приличия и никакого другого. Он любознателен, способен, наблюдателен, предприимчив, понятлив, честен безукоризненно. Текинец не имеет никаких гнусных обособленных обрядов. Религия его проста и понятна. Он с ужасом и отвращением смотрит на обряды персов, когда те, празднуя свой «шаксей-ваксей», в уличной процессии рубят головы отточенными саблями, и богобоязненно преклоняет колена, когда видит молящихся солдат у нашей походной церкви. Рассказывают, что один солдатик спросил при этом текинца, разве он может молиться не по своему обряду, – и получил ответ: «Я знаю, что вы молитесь тому же Богу, что и мы, ибо Бог один… Отчего же и мне не молиться с вашим кази (священник)?»

      Если текинское землевладение, как я сказал выше, очень сходно с нашим общинным, то зато у них нет ни кулака, ни мироеда:ростовщичество, под каким бы то ни было видом, чуждо текинцу и наказывается всеобщим презрением.…

      Богатый текинцу не берет за ссуду ни расписки, ни процентов, но от человека состоятельного не откажется получить добровольный «пешкеш» (подарок), но только отнюдь не в виде денежных знаков.
      Из всей области, я знал только дух нищих текинцев, из которых один был идиот, другой – больной старик; да и то один из них собирал милостыню верхом, что дает повод думать, что нищенство здесь крайне ограниченно, как количественно, так и качественно. Нищий, верхом на довольно сносном жеребце, –для нас вещь, конечно, непонятная, но приятнее видеть одного верхового нищего, чем тысячу пеших.

      Текинец не пьет вина, не курит и не жует опиума, зато папироска и чай – для него наслаждение.
      Я видел, с какой жалостью, и с каким брезгливым удивлением осматривал текинец русского подвыпившего мастерового, и когда я его спросил, как он думает о покачивающемся перед намичеловечке, текинец с грустью сказал: «Аллах отступился от человека, который обращается сам в скотину». Помолчав, он поправился: «Нет, скотина лучше этого человека» и добавил: «Мне очень стыдно!» и довольно густо покраснел… – Чего же тебе то стыдно? – допытывал я текинца, но в ответ получал только слово – «так» и покачивание головой…

      Краснеть «за человека» способен не всякий европеец; этим дай Бог сохранить еще способность краснеть за самих себя! – Подумаешь, странные люди эти «алламанщики» — азиаты! В них понятия чести, чистоты и честности развиты, пожалуй, даже в ущерб европейцу!.. Надо их всех поскорее переделать по-своему, над чем мы, конечно, постараемся и, вероятно, успеем довольно быстро…
      Недаром главная задача европейца – «просветить» темного человека и указать ему «образ Божий»…

      Обратите внимание…. ПРОГРАММА ЧЕТКАЯ 100- ДЕТНЕЙ ДАВНОСТИ:
      «Подумаешь, странные люди эти «алламанщики» — азиаты! В них понятия чести, чистоты и честности развиты, пожалуй, даже в ущерб европейцу!.. Надо их всех поскорее переделать по-своему, над чем мы, конечно, постараемся и, вероятно, успеем довольно быстро…
      Недаром главная задача европейца – «просветить» темного человека и указать ему «образ Божий»…

      Это и есть ответ на ваши вопросы…

        [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.