«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» Искусство Разное

Гуарик Багдасарова

В минувший четверг — восьмого февраля —  в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте состоялся музыкально-литературный вечер «В.А. Жуковский — основатель русского романтизма».  Он был приурочен к двум знаменательным датам: 235-летию со дня рождения Василия Жуковского (1783—1852) и 181–ой годовщине со дня гибели А.С. Пушкина (1799-1837): по старому стилю — 29 января.  День памяти великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка, ахматовцы отметили декламацией стихов и возложением цветов к памятнику Александра Сергеевича Пушкина на Пушкинской площади в Ташкенте в минувшую субботу — 10 февраля.

Ведущий программы — поэт, переводчик и литературовед Николай Ильин — построил свой рассказ о Василии Андреевиче Жуковском, сделав акцент на точном замечании известного критика В.Г. Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Николай Ильин не просто рассказал творческую биографию В.А. Жуковского, но передал романтическую атмосферу литературного салона начала Золотого века, в котором периодически собирались друзья поэта — арзамасцы: Пушкин, Крылов, Тургенев, Гнедич… Они читали стихи, слушали музыку и часто шутили. Одно из стихотворений Жуковского говорит о благодарности судьбе за встречу с хорошими, милыми, искренними людьми:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской — их нет,
Но с благодарностию — были.

 На музыкально-поэтическом вечере Николай Ильин исполнил популярные романсы того  времени на французском и итальянском языке. Лауреат международных конкурсов авторской песни Геннадий Арефьев представил публике несколько своих романсов на стихи Василия  Жуковского и Ф. Тютчева. Чтец-декламатор  Ирина Парамонова и поэт Евгений Виагалис прочитали  романтические стихи Василия Жуковского, посвящённые его возлюбленной Марии Протасовой, с кем у него до самой её смерти продолжалась  платоническая «любовная дружба».

Филолог Елена Васильева-Чеботарёва прочитала  стихотворение «Перчатка» и  перевод  Жуковского баллады Гёте «Лесной царь» (на двух языках — русском и немецком).  Русский поэт-романтик в своём «вольном переводе» (1818) воссоздал загадочный мир германского фольклора, но сделал его близким пониманию русского читателя.

 

Жуковский для Пушкина — поэт-предшественник, поэт-учитель и одновременно старший друг. Наступило такое время, когда ученик перерос своего учителя. Двадцать шестого марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал свою поэму «Руслан и Людмила». По окончании чтения Василий Андреевич вручил Пушкину свой портрет, выполненный кистью О. Кипренского,  с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Жуковский уступил свое место Пушкину и, по данному ему полномочию, в письменной искренней форме предложил ему «первое место на русском Парнасе».

Александр Сергеевич Пушкин неоднократно подчёркивал  заслуги своего учителя не только в письмах, но и  стихотворных посвящениях  Жуковскому: «Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени…», 1816, «Когда к мечтательному миру…», 1818 и наиболее известном из них — «К портрету Жуковского»:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.

Пушкин оказался прав. Жуковский смог преодолеть классицизм Державина и сентиментализм Карамзина и остаться одним из основоположников романтизма в истории русской литературы. Жуковский открыл Пушкину поэтическую многозначность слова, способность слова нести эмоционально-психологическую нагрузку и выражать душевные переживания, внутреннюю жизнь человека. Учитель показал своему ученику высокое предназначение поэта, ответственное отношение к поэтическому слову, необходимость стремления к идеалу, к красоте. И для Жуковского, и для Пушкина красота — воплощение души природы и потому неотъемлемый атрибут искусства:

Жуковский  часто поддерживал Пушкина в трудные минуты, отводил от него опасности, заступался в критические моменты! Именно Василий Андреевич встал на защиту Пушкина в 1820 году, когда в опасности оказалась сама жизнь поэта: ему грозила ссылка в Сибирь за вольнолюбивые стихи. Жуковский использовал всё своё влияние, чтобы его отправили не в Сибирь, а на юг России, в Бессарабию. В 1824 году Жуковский уладил тяжелейшую ссору поэта с отцом, Сергеем Львовичем Пушкиным. Получив известие о хроническом аневризме у Александра Сергеевича, Жуковский уговорил хирурга Мойера выехать в Псков и прооперировать больного.

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет народную сказку?  В. А. Жуковский закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин тогда написал только одну сказку — «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», которая соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, Пушкин вернулся осенью 1833 года в Болдине к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», которую можно сопоставить со сказкой Жуковского «Спящая царевна». Пушкин вернул сказке её природную ритмическую  структуру и написал  «Сказку о рыбаке и рыбке» белым стихом. Это дружеское литературное соревнование взаимно обогатило Жуковского и Пушкина. Когда цензура не пропускала в печать любимое дитя Пушкина, трагедию «Борис Годунов», именно Василий Андреевич приходит ему на помощь.

На вечере Николай Ильин прочитал  стихотворение из поэтического  венка Жуковского на могилу А.С. Пушкина, в котором он  оставался романтиком. Это стихотворение венчало поэтический цикл из девяти произведений («Роза», «Лавр», «Судьба», «Завистник», «Он лежал без движенья…» и другие), в центре которого — судьба безвременно погибшего поэта. Созданные в период с 27 февраля по середину апреля 1837 года, эти стихотворения стали первыми «цветами» в венок на могилу Пушкина. Этот реквием по Пушкину был опубликован в мемориальных номерах журнала «Современник», который  был  основан самим Пушкиным за год до его гибели.

После смерти у Пушкина остались огромные долги. И Жуковский добился погашения этих долгов из личной казны императора и материальной помощи семье погибшего поэта. Как и при жизни Пушкина, Василий Андреевич защищал его и после смерти. «Ангелом- хранителем семьи Пушкина» назвал князь П.А.Вяземский Василия Андреевича Жуковского. Он был верен памяти рано ушедшего друга и был верен самому себе.

Умер В.А. Жуковский 12 (24) апреля 1852 года в Баден-Бадене (Германия), похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Учитель пережил своего ученика на 15 лет. Они шли в литературе разными, но часто пересекающимися путями. В.Г. Белинский заметил очень точно: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.