Аргали Северцова Разное Фото
Опубликовано в журнале «Фан ва турмуш» №1-2 2013.
В мировой фауне известны 6 видов диких баранов из рода Ovis, которые обитают в различных районах Европы, Азии и Северной Америки. Один из видов – архар распространен в Западной Сибири и Средней и Центральной Азии, на обширной территории от низкогорий Кызылкума и гор Сырдарьинского Каратау на западе до пустыни Гоби на востоке и от Алтая на севере до Тибета и Гималаев на юге. Это животное является одним из предков домашней овцы.
В пределах своего большого ареала архары обитают в самых различных природных условиях – от высокогорий до холмистых степей и пустынных островных возвышенностей. Поэтому для вида характерна большая географическая изменчивость. Современные зоологи выделяют 9 подвидов архара – алтайский, казахстанский, тянь-шаньский, памирский (баран Марко Поло), кызылкумский (баран Северцова), каратавский, тибетский, гобийский (аргали Дарвина) и северокитайский. Из них первые 5 подвидов встречаются в Средней Азии и Казахстане. Кроме того, в Средней Азии распространены два подвида другого вида диких баранов – устюртский и бухарский уриалы.
Один из подвидов архара – баран Северцова или кызылкумский баран (Ovis ammon severtzovi) – обитает только на территории Узбекистана, т. е. является эндемиком нашей фауны. В прошлом баран Северцова населял все останцовые горы Кызылкума (Букантау, Тамдытау, Кульджуктау, Писталитау, Султануиздаг и др., даже такие небольшие возвышенности, как Бельтау), а также северо-западные отроги горной системы Памиро-Алая – Нуратинские горы, хребет Мальгузар и западную часть Туркестанского и Зарафшанского хребтов. К 1960–1970 гг. на значительной части ареала баран Северцова был полностью истреблен. В настоящее время этот архар встречается только в центральной и западной части хребта Нуратау. Небольшие популяции сохранились в западной части хребта Актау, на останце Тамдытау и хребте Мальгузар. Охраняется в Нуратинском государственном заповеднике (центральная часть хребта Нуратау). Внесен в Международную Красную книгу и Красную книгу Узбекистана, а также в Приложение II CITES (Конвенция по международной торговлередкими видами флоры и фауны). Охота на барана Северцова запрещена.
Кызылкумский баран – это копытное животное среднего размера, один из наиболее мел ких подвидов диких горных баранов. Размером он примерно с домашнюю овцу, но более стройный и длинноногий. Шерсть у него грубая, короткая, серовато-коричневой или желтовато-песочной окраски. Длина тела – до 130–140 см, высота в холке – до 80–90 см, масса самцов в среднем – 50–60 кг (наиболее крупные особи достигают 70–80 кг), масса самок – 35–40 кг. Самцы имеют большие изогнутые рога, которые растут на протяжении всей жизни, и их длина по изгибу может достигать 100–110 см. У старых самцов рога образуют полный завиток по бокам головы и начинают вторую окружность спирали. У самокрога короткие, тонкие, саблевидные, длиной до 25–30 см. Средняя продолжительность жизни архаров в дикой природе 8–9 лет, животные старше 10 лет встречаются редко. Максимальный зарегистрированный возраст барана Северцова – 16 лет (самка, павшая в питомнике от старости).
Первые документальные сведения об архарах, обитающих на островных низкогорьях Кызылкума, приводятся в работе П.Рычкова «Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), где упоминается о том, что каракалпаки, живущие южнее устья Сырдарьи, охотятся на диких баранов. А.П. Хорошхин, предпринявший поездку по пустыне Кызылкум, в статье «По окраинам Букана» (1876) сообщает о том, что встречал архаров в горах Тамдытау. Хорошхин описывает дикого барана как единственного представителя фауны сухих и безжизненных кызылкумских останцевых гор. Однако до начала ХХ в. оставалось неясным, к какому виду и подвиду относятся дикие бараны, обитающие в Кызылкуме и Нуратинских горах.
Кызылкумский архар как отдельный подвид был впервые описан для науки в 1914 г. крупным российским и советским зоологом, академиком Николаем Викторовичем Насоновым (1855-1939) по экземплярам самца и самки, добытым в Нуратинских горах. Он был назван в честь знаменитого зоолога и географа, одного из первых исследователей Средней Азии Николая Алексеевича Северцова (1827–1885). С 1857 по 1879 г. Северцов совершил 6 экспедиций в разные районы Средней Азии – от Аральского моря до высокогорных районов Памира и Тянь-Шаня. В результате своих путешествий Северцов сделал большое количество зоологических и географических открытий и впервые описал общую картину животного мира Средней Азии. Его именем назван пик на Памире, ледник на Гиссарском хребте у истоков Кашкадарьи и целый ряд видов растений и животных (тушканчик, лютик и др.).
Нуратинский государственный заповедник расположен на юго-западе Республики Узбекистан, в центральной части хребта Нуратау. Основной задачей заповедника является сохранение орехово-плодовых, арчевых горно-лесных экосистем и защита уникальной популяции барана Северцова
Как отмечалось выше, в 1960–1970-х годах баран Северцова оказался на грани исчезновения из-за браконьерства и деградации мест обитания в результате чрезмерного выпаса скота. В 1960 г. по инициативе Академии наук Узбекистана в центральной части хребта Нуратау был создан заказник площадью 36500 га для сохранения популяции барана Северцова. В 1975 г. он был преобразован в Нуратинский государственный заповедник. Благодаря созданию заповедника удалось сохранить этих животных. В Нуратинском заповеднике имеется питомник, созданный в 1986 г. с целью разведения и изучения барана Северцова. В настоящее время в питомнике площадью 14 га содержится 10 голов разновозрастных баранов Северцова. Как показал опыт Нуратинского заповедника, архары легко приручаются и хорошо размножаются в полувольных условиях. Поэтому для восстановления этих животных в прежних местах обитания могут быть организованы питомники для разведения в неволе и дальнейшего выпуска в природу.
С 1960-х годов на охраняемой территории регулярно проводятся учеты численности архаров. В конце 1960-х годов в заказнике насчитывалось около 1000 архаров. После организации Нуратинского заповедника численность баранов Северцова на заповедной территории постепенно увеличивалась и в 1994–1996 гг. достигла максимума (около 2000 особей), затем вновь несколько снизилась (до 1700– 1800), а в последние 10 лет стабильно держится в пределах 1500-1600 голов. Этот факт свидетельствует о том, что на данной ограниченной территории численность и плотность популяции достигли максимума. Животные, мигрирующие за пределы заповедника, очень быстро становятся жертвами браконьеров. Так, ежегодно поступают сообщения о браконьерской добыче архаров на хребте Нуратау вне заповедной территории. Например, летом 2006 г. группа из 5 самцов диких баранов была замечена местными пастухами в Сентябсае (соседний с заповедником участок Навоийской области) и уже через несколько дней три самца из этих животных были убиты браконьерами. Весьма негативным фактором для диких баранов являются сокращение зоны местообитания и истощение кормовой базы в результате чрезмерного выпаса скота. Среди диких животных у барана Северцова нет конкурентов по питанию и местообитаниям, зато серьезную конкуренцию составляет домашний скот. В местах постоянного выпаса больших стад скота растительный покров полностью уничтожен, склоны лишены кустарников, родники загрязнены, местность заражена яйцами паразитических червей-гельминтов, опасных для диких баранов.
По последним оценкам, современная числен ность барана Северцова в республике не превышает 2000 голов, причем более 70% популяции держится в пределах Нуратинского заповедника. Около 100 архаров обитает в западной части хребта Актау, в заказнике Актау. Небольшая популяция (не более 30–40 голов) еще сохранилась на останце Тамдытау.
Краткий рассказ об образе жизни архаров. Баран Северцова обитает в горах и низкогорьях, хорошо приспособлен к условиям жаркого и засушливого климата. Как большинство обитателей пустынь и полупустынь, в жаркое время года он ведет ночной и сумеречный образ жизни, а с восходом солнца укрывается в тени скал и кустарников. Поэтому летом его практически невозможно увидеть в дневное время.
Из-за постоянного преследования со стороны человека архары предпочитают труднодоступные урочища с крутыми каменистыми склонами, где имеется достаточно укрытий: скал, каменистых осыпей, кустарников. Зимой архары избегают участков, покрытых рыхлым глубоким снегом не только из-за отсутствия корма, но и потому, что передвижение в таких местах затруднено. По мерзлой земле, плотному снегу и насту они передвигаются свободно. Зимой архары обычно спускаются в предгорья или переходят на более теплые и бесснежные южные склоны гор.
Баран Северцова питается различными травянистыми растениями, охотно поедает также листья и плоды дикого миндаля, абрикосы, шелковицу, яблоки, плоды боярышника и шиповника. По наблюдениям зоологов, в состав кормов барана Северцова в природе входит не менее 120–125 видов растений, причем состав поедаемых растений меняется по сезонам. В целом, по сравнению с другими подвидами архаров, баран Северцова менее прихотлив в отношении кормов и имеет более разнообразный рацион. Минеральную подкормку бараны получают, вылизывая некоторые горные породы.
Подобно другим обитателям засушливых районов, у барана Северцова выработалась способность резервировать воду в организме и очень экономно ее расходовать, что жизненно важно для животных, обитающих в экстремальных условиях пустынных низкогорий. В этом кызылкумский баран сходен с джейраном и сайгаком. Зимой и весной потребность в воде почти полностью удовлетворяется за счет сочного зеленого корма, животные также слизывают росу, иней и снег.
Январь–февраль с их снегопадами, штормовыми ветрами и бескормицей – самое трудное время в жизни диких копытных. В суровые и снежные зимы, которые бывают в нашем регионе примерно раз в 7–10 лет, много архаров погибает от бескормицы или становится жертвами волков, шакалов и бродячих собак (например, во время исключительно суровой зимы 1988–1989 г. на территории Нуратинского заповедника погибло около 280 архаров, зимой 1997–1998 г. – около 150 архаров, зимой 2011–2012 г. – около 100).
Подобно большинству других копытных животных, кызылкумский баран ведет стадный образ жизни. Эти животные обычно живут небольшими группами, до 15–20 голов, каждая группа предпочитает держаться на определенной территории, где имеются постоянные лежки, укрытия, водопои и сеть тропинок. В течение большей части года взрослые самцы живут отдельно от самок, но в период гона (конец октября–ноябрь) самцы и самки с молодняком образуют смешанные стада, которые иногда насчитывают до 80–100 голов. В это время между взрослыми самцами проходят турнирные бои за право обладания «гаремом» из нескольких самок.
В апреле-начале мая самка рождает одного, реже – двух ягнят. Уже через несколько часов после появления на свет ягненок способен следовать за матерью, но первые 1–2 дня он еще слаб, нетвердо держится на ногах и легко может стать добычей хищников. Поэтому первые несколько суток ягненок лежит в укрытии под камнем или кустом, а самка держится поблизости. Но уже через несколько дней ягненок не отстает от матери даже при быстром беге и проворно передвигается по скалам и осыпям. К сентябрю молодые перестают питаться молоком, но продолжают держаться с матерью до 2 лет и более, половозрелыми становятся в 2 года.
Врагами барана Северцова в природе являются различные четвероногие и пернатые хищники – волки, шакалы, беркуты. Но главным его врагом, безусловно, является человек. Как в начале века, так и сейчас, несмотря на законодательный запрет, местные охотники безжалостно истребляют этих животных во всех частях ареала и в течение всего года, даже в период размножения. Кроме огнестрельного оружия, используются такие варварские орудия, как капканы и петли. Большей частью жертвами браконьеров становятся самцы, хотя нередки и случаи незаконной добычи самок (в том числе на последней стадии беременности) и молодняка. В снежные зимы браконьеры пешком загоняют ослабленных баранов в глубокий снег и добивают камнями. В 1998 г. инспекторами Нуратинского заповедника был отмечен случай браконьерской охоты сотрудников правоохранительных органов с вертолета.
С 1994 г. на территории, прилегающей к Нуратинскому заповеднику, была начата лицензионная охота на барана Северцова (для иностранцев), с тех пор CITES ежегодно выделяется квота на отстрел 7–8 особей этого подвида. Бесспорно, сам по себе отстрел нескольких животных не наносит заметного урона популяции, но появление иностранных охотников как бы подтвердило «моральное право» местного населения охотиться на архаров. В настоящее время, хотя баран Северцова занесен в Красную книгу Узбекистана и его добыча является незаконной, в реальности охрана за пределами заповедника практически отсутствует и архары безнаказанно истребляются браконьерами.
Как показал опыт Нуратинского заповедника, на охраняемой территории численность популяций барана Северцова может достаточно быстро восстановиться благодаря высокой активности размножения и высокой приспособляемости этих животных. Поэтому важнейшим условием сохранения и восстановления популяций барана Северцова во всех частях ареала является его строгая целенаправленная охрана. В частности, необходима передача Нуратинскому заповеднику прилежащей территории на южном склоне Нуратау, куда значительная часть архаров из заповедника откочевывает в зимний период.
Наталия Бешко.
Нуратинский заповедник Главного управления лесного хозяйства и охраняемых территорий при Минсельводхозе РУз.
Я в ужасе от того, что на него охотятся в Нуратинском заповеднике. Мы были там где-то в начале двухтысячных, или раньше, как туристы. Нас водили в специальной площадке, огороженной от основной территории забором. Мы сидели там и ждали, вдруг повезет и бараны прибегут сюда. И повезло! Издали, но я видела этих круторогих! До сих вор, вспоминая, восторгаюсь! Тех, кто позволяет себе убить это редкое животное, и тех, кто создает для охоты условия, надо строго наказывать.
Галина Долгая[Цитировать]
Уберите пожалуйста, фото «хищников с винтовкой и человеческой мордой» из статьи. Это жестоко по отношению к умирающей части природы.
Гайрат[Цитировать]
«Уберите пожалуйста, фото «хищников»
Давно пора доску позора возродить с фото
AVN[Цитировать]
«Врагами барана Северцова в природе являются различные четвероногие»
Однако только двуногие.
AVN[Цитировать]