Белла Сабирова: «Eсть ради чего работать и развиваться» Tашкентцы Искусство

Опубликовано в газете «Голос Узбекистана».

Насколько необходимо нам искусство вообще? Любое — живопись, театр, кино, музыка… Нужно ли оно только для того, чтобы вызывать наслаждение, радовать глаз, слух? Должно ли оно развлекать, забавлять публику? И наконец, должно ли искусство воспитывать? С этими вопросами мы обратились к Белле Сабировой, основателю столичной галереи «ZERO LINE». Вместе с тем наша собеседница рассказала об интересных творческих вечерах, проведенных в галерее, культурно-просветительской деятельности.

— Белла, как пришла идея соз­дания галереи искусства?
— Сама идея открытия галереи зрела довольно долго. Нужно было через свою собственную жизнь, ее осмысление, свой личный опыт прийти к столь неординарному решению, не сулящему одномоментных коммерческих выгод. Я чувствовала, что моральное право для открытия галереи у меня есть в силу того, что уже до ее образования я довольно долго интересовалась искусством, результатом чего стала небольшая коллекция живописи наших узбекских мастеров и коллекция китайской и немецкой фарфоровой скульптуры.

Кроме того, я познакомилась с прекрасным человеком, художником-концептуалистом Вячеславом Ахуновым, имя которого хорошо известно среди признанных теоретиков современного искусства и выставки которого проходили на лучших мировых выставочных площадках мира, таких, как «Dokumenta» в Касселе (Германия), Венецианская, Стамбульская, Московские биеннале соварта, арт-ярмарка Art-Basel и других. С большим интересом откликнулась на его идею об открытии нового арт-пространства в нашей столице, о чем по прошествии более года нисколько не жалею.

— На ваш взгляд, почему зрители приходят к вам?
— Это очень хороший вопрос. Действительно, а зачем нам нужно искусство? Если мы посмотрим на станцы Рафаэля Санти, то есть заглянем в папский кабинет Ватикана, то мы там увидим четыре фрески. Главная идея всей представленной экспозиции заключается в том, что, по мнению Рафаэля, человеческое общество стоит на четырех столпах. То есть для его успешного функционирования и развития нужны следующие четыре составляющие: любовь и доброта, которая воплощается во фреске «Диспута» на религиозную тему; знание и философия, научная мысль, лишенная теологического видения мира. Эту мысль воплощает в себе фреска «Афинская школа»; справедливость и закон, воплощенные во фреске «Мудрость, Мера и Сила». А фреска «Парнас», воплощающая в себе идею красоты мира через постижение искусства, говорит о том, без чего немыслима человеческая жизнь. И, конечно, люди, посещая театры, музеи, концерты, галереи, хотят приобщиться к прекрасному.

— Галерея проводит показы и продажи произведений мастеров живописи. Каких художников и какие направления, жанры вы предпочитаете видеть в своей галерее?
— Дело в том, что наша галерея очень необычная. Наши выставки не носят коммерческого характера, каждая экспозиция — это результат размышлений куратора галереи Вячеслава Ахунова, его философского отношения к миру. А галерист в моем лице и молодой искусствовед Виктория Ерофеева являемся ретрансляторами этих мыслей вовне. Не так просто заниматься продвижением современного искусства в среде, где зачастую, особенно в некоторой части так называемой творческой интеллигенции, оно вызывает неоднозначные чувства — от иронии до откровенного неприятия. Но что интересно, люди, никакого отношения к искусству не имеющие, реагируют на концептуальное искусство гораздо более адекватно.

Сегодня роль художника в общест­ве изменилась. Это не просто производитель художественной продукции для украшения жилища. Настоящий художник — это прежде всего личность. Личность узнаваемая, имеющая критический взгляд на мир, способная уловить тенденции и прочувствовать изменения и самые острые проблемы общества. Мало того, свое отношение к миру он должен выразить художественно, это обязательно.

Что касается продаж, то, конечно, эта грань нашей работы тоже имеет место быть. Мы продаем живопись, графику, скульптуру узбекских авторов. На каждый предмет искусства выдаем сертификат о том, что он приобретен именно в нашем арт-пространстве и имеет инвестиционную ценность.

— Каковы тенденции современного искусства?
— О тенденциях в современном искусстве говорить сегодня рано. В ситуации, когда даже в творческих кругах, непосредственно связанных с искусством, все еще обсуждается уместность «Черного квадрата» Малевича, а о работах Дюшана, Бойса или Кошута говорится в пренебрежительном тоне, размышлять о тенденциях очень сложно. При этом у нас нет музея современного искусства, а даже если он появится, то очень хотелось бы посмотреть, каково будет его наполнение.

Несмотря на то, что современное искусство часто обвиняют в коммерциализации, сложно себе представить, что какой-то из арт-объектов нашей текущей выставки «Стекло/Вата» может стать предметом интереса музея или частного коллекционера. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Сегодня галерея активно ищет способы коммуникации со зрителем. И это ей удается. В течение прошлого года в галерее прошли выставки древностей из частной коллекции В. Карасева, оригинальной книжной графики В. Кайдалова, «Видеоарт. Преодлевая достоверность», фотоэкспозиция известного фотохудожника Умиды Ахмедовой, а также более 50 культурных мероприятий.

Посещаемость галереи растет, люди с удовольствием к нам приходят и проводят с нами по нескольку часов, погружаясь в мир прекрасного. Я вижу, как горят их глаза, вижу довольные лица и понимаю, что нам есть ради чего работать и развиваться. Ведь, как сказала Жорж Санд: «Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы».

Камила САФАРОВА
Источник.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.