Храм Святого Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии у сквера. Фасад и интерьер Старые фото

Tashkent Retrospective:

Храм Святого Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии — православный храм при Ташкентской учительской семинарии, построенный в 1898 году по проекту архитектора Алексея Бенуа и снесённый решением городских властей в 2009 году. До революции принадлежал к Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви.

В 1879 году в Ташкенте была открыта Учительская семинария Туркестана, предназначенная для подготовки школьных учителей, в том числе, и для русско-туземных школ.

В 1897 году по проекту архитектора Алексея Леонтьевича Бенуа для семинарии было построено новое здание, близ Константиновского сквера. Основатель художественной династии Бенуа был также автором проекта и пятиглавой домовой церкви, прилегавшей к западной части здания. Её строительство велось Е. П. Дубровиным и было завершено в следующем, 1898 году. Храм был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции 1917 года семинария была преобразована в Краевой узбекский мужской институт просвещения. Позднее её здание было утрачено. Храм был закрыт в 30-е годы: его купола были снесены, само здание церкви, хоть и утратило свою первоначальную функцию, продолжало использоваться для различных нужд. В XXI веке здесь располагались офисы различных коммерческих банков, постройка имела не только хорошую сохранность, но и официальный статус памятника архитектуры.

Иконостас храма. Иллюстрация из книги: Н.П. Остроумов — отчет Туркестанской учительской семинарии за 25 лет ее существования, 1904 г.

Невзирая на это, городские власти приняли решение снести бывшую церковь для освобождения места в центре города под строительство нового административного здания. Несмотря на свой охранный статус, 18—21 ноября 2009 года церковь была снесена.

Это здание было не просто редким для Узбекистана образцом архитектуры в русском стиле. Это было еще и свидетельство мультикультурности дореволюционного Ташкента, города, где русская культура встречалась и взаимодействовала с узбекской».

Автор фото 1999 года — Makiwo Chew

Старые фото: Путеводитель по Туркестану. 1903 г. А. И. Дмитриева — Мамонова. Иконостас храма. Иллюстрация из книги: Н.П. Остроумов- отчет Туркестанской учительской семинарии за 25 лет ее существования, Ташкент, 1904 г.

16 комментариев

  • Фото аватара шамиль:

    кому то кирпичи понадобились !!!!!!!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Хорошая подборка фотографий, но в тексте неверные сведения. Не был туркестанский Бенуа основателем династии!!! «Алексей Леонтьевич Бенуа́ — известный российский архитектор, работавший в Туркестане. Племянник известного российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813—1898) — родоначальника российской ветви художников и архитекторов с фамилией Бенуа». Так написали в Википедии. Наш бедный Алексей Леонтьевич рядом с преуспевающим дядей и его потомками смотрится настоящим ГОРЕМЫКОЙ!. Талантливый человек, но ни славы, ни богатства судьба ему не послала. Скончался на краю Туркестана, в Красноводске… Когда — нибудь кто-нибудь напишет о его жизни.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Перечла очерк Тамары Санаевой, когда-то читала и статью Э.Жданова в газете. Ведь именно он вытащил имя Туркестанского Бенуа со дна Леты. Жив ли наш «золотой фонд»? Очерк Санаевой должен там находиться. Я задумалась, а был ли Алексей Леонтьевич дворянином? Ведь если дядя Николай Леонтьевич получил дворянство и герб, то распространялось это только на его потомков. Остальные Бенуа могли числиться «мещанами». Простой мещанин, штатский человек и католик — эти обстоятельства не особенно помогали в карьерном росте. В Туркестане в 19в. посты в строительстве занимали военные чины.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна Вавилова:

      Биография Бенуа ещё будет уточняться. Жаль, что упустили мы возможность найти его могилу, в конце 20 века она ещё была. И что ещё интересно, в одной из архивных описей видела дело с просьбой Бенуа к генерал-губернатору Туркестана. Просил разрешения на женитьбу.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Azim:

        Татьяна Вавилова:
        Биография Бенуа ещё будет уточняться. Жаль, что упустили мы возможность найти его могилу, в конце 20 века она ещё была. И что ещё интересно, в одной из архивных описей видела дело с просьбой Бенуа к генерал-губернатору Туркестана. Просил разрешения на женитьбу.

        А где именно она была?

          [Цитировать]

        • Фото аватара Татьяна Вавилова:

          В Красноводске умер и похоронен Бенуа. Могли бы съездить, а теперь визу не оформишь. И в послужном списке из нашего архива написано, что он сын петербургского купца. http://mytashkent.uz/2015/02/14/spornye-bashenki/

            [Цитировать]

        • Фото аватара Татьяна Вавилова:

            [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          http://mytashkent.uz/2010/09/09/eduard-zhdanov-ob-aleksee-benua-zabyili-dazhe-rodstvenniki/ Это беседа с Эдуардом Ждановым. Я плохо знаю,что было опубликовано в «Письмах…» о Туркестанском Бенуа, так как научилась пользоваться компьютером только летом 2011г. «Он как уехал после окончания Академии художеств в Ташкент в 1874 году, будучи «определенным на службу в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора», так больше ни в Москве, ни в Петербурге не был, умерев в 1902-м в Красноводске, на территории нынешней Туркмении. Там он спроектировал железнодорожный вокзал. Судьба его жены и четырех детей неизвестна. Надо бы поехать в Красноводск, произвести, как я говорю, «архивные раскопки», найти могилу Алексея Бенуа, если, конечно, она сохранилась, сфотографировать тот самый вокзал, который находится пока в хорошем состоянии». В ТУРКМЕНИИ, в Красноводске, похоронен Бенуа!!! Я подумала, а вдруг потомки этих четырёх детей Бенуа перебрались в Ашхабад? И после 1948г. просто некому было рассказывать о покойном дедушке?

            [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Требуется пара небольших уточнений. Во-первых, А. Бенуа был автором проекта именно семинарской церкви, а не всего здания семинарии. Само здание семинарии уже существовало ранее, это было первоначально частное домовладение, в 1881 году приспособленное для нужд Учительской семинарии (с последующими перестройками и пристройками). Во-вторых, до революции никаких Ташкентской и Среднеазиатской епархии, Среднеазиатского митрополичьего округа не существовало (эти структуры появились в 2011 году). До 1917 года существовала Туркестанская епархия с архиерейской кафедрой в Верном (до 1916 года).

      [Цитировать]

  • Фото аватара Усман:

    Могила А.Н.Бенуа на Туркменбашийском — пардон муа — Красноводском кладбище до недавнего времени еще существовала, правда в заброшенном виде.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Татьяна Вавилова:

      Из-за длительной проверки комментариев мы все одно и то же пишем.)))) Я и ссылку ту же давно дала и про Красноводск написала, а комментов этих нет как нет, зато Ваши и Лидии о том же читаю. Ну, простите уж, не виноватая я.)))

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Ничего , Татьяна АЛександровна! Нет сомнений, что вы знаете больше всех! И глубже всех!!! А в повторении нет беды. Все материалы, на которые сейчас опубликованы ссылки, появились 7 -10 лет назад. И что же? Появляются разные фантазии в сети… Возможно, повторы помогут «зазубрить» азы? А я не могу понять, как архитектор 60-и лет мог оказаться в таком месте , как Красноводск?

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          https://my.mail.ru/community/krasnovodsk./photo/15/1969.html Ссылка на фотографии.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Татьяна Вавилова:

            Жизнь Бенуа была не особенно сладкой, мягко говоря, и примерной. Из тех документов, которые попались в архиве, следует, что дом в Ташкенте был заложен за долги и именно поэтому он так настойчиво просил у князя денег за работу. Вполне возможно, что ташкентского дома Бенуа в конце концов лишился и переехал в глушь, где дали работу и жильё. Но это мои предположения. Только целенаправленная работа в архивах может прояснить все подробности жизни Бенуа. Однако у специалистов нет особого желания заниматься этим, а любителям трудно получить доступ к материалам и внятно объяснить интерес к делу, чтобы дали пропуск.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Ирина:

    Какой красивый был храм и настоящее произведение искусства! Так жалко что все это утеряно, жалко что люди не умеют видеть, ценить и сохранять красоту. Виню в этом и себя, росла в Ташкенте, а страниц истории, как эта и не знала! (Конечно нам никто ничего не говорил и не показывал, особенно старые церкви и храмы. Все было под запретом, помню как бабушка иконку на чердаке прятала)
    Спасибо всем небезразличным участникам этого форума по крупинкам собирающим и сохраняющим историю и повторение не мешает, особенно тем , кто только начинает знакомиться с историей.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.