Из истории театра имени Навои История Старые фото Фото

Мадина Алмаева:

В ту весну 1943 г. возобновление строительства стало для людей предзнаменованием скорой победы и не было другого места в Ташкенте, куда так стремились бы попасть хоть на какую-нибудь работу. Театр притягивал мастеров и здесь быстро сложился отличный коллектив. Пришла старая гвардия высокопрофессиональных мастеров – отделочников: Василий Калякин, Михаил Колпаков, Василий Якушин, Василий Кудрявцев, Степан Тагарин, представившихся так: «Мы — питерские. Прибыли сюда мальцами с отцами и дедами строить дворец сосланному в Ташкент князю. Прижились тут, да и ремесло свое сохранили». А однажды на стройке появился древний благообразный старец, вошел в кабинет, извлек из заплечного мешка гору всяких инструментов и стал объяснять: «Я – Никифоров Федор, золотых дел мастер. Украшал золотом иконы во Владимире и Новгороде. Здесь, видимо, тоже понадоблюсь. Вот и инструмент налицо». Именно он первым покрывал позолотой театральные люстры морданским лаком, который изготовил сам.

А хозяином лицевой кирпичной кладки был каменных дел мастер Камил Салимов ,человек, сочетавший в себе высокое мастерство, неумолимые требования к качеству и подлинно народный юмор, обращаясь к начальнику, весело приговаривал: Ну-ка, сощурь один глаз, посмотри по шву на всю длину – до самой Москвы видно!» Его кирпичная кладка с вдавленным швом 10х10 мм. И сегодня уникальна.

А двое других мастеров наоборот были молчаливы. Это Михаил Карабанов и Василий Шацкий, который на примитивных станках собственного изготовления организовали переработку нескольких тысяч м2 дубовой заготовки на паркетную пленку и много часов колдовали над варкой асфальтовой мастики для паркетных работ.

Не было на стройке корыстных или равнодушных людей. Если такие и попадали, то вскоре увольнялись, т.к. здесь работало много прекрасных мастеров, вложивших в это здание вдохновенный труд и глубокую мудрость профессионального опыта.

Время было тяжелое, военное, не хватало материалов, а строить надо. Настал момент покрывать, но нет ни мела, ни красителей. Прослышав про это в дело вмешался резчик по мрамору Болта Джураев. На следующее утро, на строй площадке закурилась напольная печь, сложенная из обломков мрамора. Болта колдовал над нею до ночи, а потом обожженным мрамором заполняли бочки, залили водой и плотно закрыли. Через 3 дня Болта вошел в кабинет начальника и поставил на стол косу со «сметаной», хитро приговаривая: «Это не кушать! Этим стены покрывать будем. Не то что клеевой, масляной краске не уступит!» Он выжег мраморную известь, о которой сейчас может никто и не знает. В другой раз тот же Болта Джураев ухитрился разрешить проблему с нехваткой мрамора. Мрамор возили из Газгана и запасы его уже истощались. При очередной поездке за камнем, Болта встретил старика, который рассказал ему о заброшенной каменоломне черного мрамора. Так, в Ташкент доставили 3 блока, немало удивив Щусева таким подарком. После обработки мрамор заиграл. Был он черный с белыми прожилками и золотыми вкраплениями. Этот мрамор пустили на верхний поручень парадных лестниц.

Все участники этой стройки были как одно сердце и одна душа. Каждый вносил свой вклад в общее дело, ставшее для каждого дорогим и близким. Начальником строительства был назначен молодой 25-летний Леонид Пикман, оставивший для нас свои воспоминания, благодаря которым мы можем заглянуть в прошлое. Его сын Евгений, спустя почти 30 лет нес эстафету отца, руководя реконструкцией театра в 1971-75 гг., когда здание одевалось в привычный для нас наряд. Облицовывали мрамором колоннады и пилоны, гранитом цоколь и стилобат. Тогда было завершено осуществление мечты Щусева, которому здание театра рисовалось в его творческой фантазии, как огромный мраморный ларец, вроде сказочных дворцов, что описаны в поэмах Навои.

К тому же, здание стало сопровождающей национального орнаментального искусства. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук усто, который своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. Недаром, гости, посещающие наш театр, единодушно восклицают: Вот это работа! Это же на века сделано. Какая красота!

Большая часть архитектурного декора была выполнена всеобщим любимцем, добрым, мудрым усто Ташпулатом Арсланкуловым, который даже японских рабочих обучил резьбе по ганчу и сделал своими учениками.

Материал подготовила Зав.музея ГАБТ им.А.Навои Юлия Серякова
Касса театра: (+998 71) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+998 71) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+998 71) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./ факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

26 комментариев

  • Фото аватара Малина Алмаева:

    Здравствуйте, статья не моя.В моей публикации есть активная ссылка на автора http://gabt.uz/ru/news/zdaniyu-gabt-im.-a.navoi-70-let
    Спасибо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара edisit:

    …усто Ташпулатом Арсланкуловым, который даже японских рабочих обучил резьбе по ганчу и сделал своими учениками…..

    P.S. В строительстве участвовали военнопленные Квантунской армии Японии )).

      [Цитировать]

  • Фото аватара Джага:

    Прекрасно! Прекрасно воскрешение людей и напоминание о людях, которые создали чудо!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Трофимов Игорь:

    Я разбирался в истории строительства театра им Навои с профессиональной позиции , скажу вам уверенно , что данный объект является античной постройкой до середины 19в это обсолютно точно . После революции в России , была тенденция причислять античные реконструированые здания постройкам красноармейцев , создавая вместо нормальных технических отчётов , разнообразные легенды . Изучайте друзья и разоблачайте эту историческую ложь . Кстати данный театр это ведической храм Мары или Апполона я точно не могу сказать , не изучал, но фото предоставляемые в отчётах якобы проекта шусьева есть фото театра с ещё не снятыми статуями .до Революции был другой мир Ведической культуры , без национальных разногласий и акцентов , Узбекистан как часть этого единого мира был полноправным его частью , а после Революции насильственным образом большевики поменяли мировоззрение у народа , запретили единую древнюю Ведическую культуру и навязали еврейских богов в массы .

      [Цитировать]

    • Фото аватара Трофимов Игорь:

      Вот фото чудом сохраненное .

        [Цитировать]

    • Фото аватара Василий:

      Почитал. Очень понраыилось: «Кстати данный театр это ведической храм Мары или Апполона я точно не могу сказать , не изучал, но фото предоставляемые в отчётах якобы проекта шусьева есть фото театра с ещё не снятыми статуями .до Революции был другой мир Ведической культуры , без национальных разногласий и акцентов , Узбекистан как часть этого единого мира был полноправным его частью , а после Революции насильственным образом большевики поменяли мировоззрение у народа , запретили единую древнюю Ведическую культуру и навязали еврейских богов в массы «. На ум пришли слова В. Высоцкого:
      Дорогая передача!
      Во субботу, чуть не плача
      Вся Канатчикова дача
      К телевизору рвалась
      Вместо чтоб поесть, помыться
      Там это, уколоться и забыться
      Вся безумная больница
      У экранов собралась
      Говорил, ломая руки
      Краснобай и баламут
      Про бессилие науки
      Перед тайною Бермуд
      Все мозги разбил на части
      Все извилины заплёл
      И канатчиковы власти
      Колют нам второй укол
      Уважаемый редактор!
      Может, лучше — про реактор?
      Там, про любимый лунный трактор?
      Ведь нельзя же! — год подряд
      То тарелкими пугают
      Дескать, подлые, летают
      То у вас собаки лают
      То руины говорят!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        Мне тоже сомнительно хотя бы потому, что есть фотографии Воскресенского базара, но и в каноническую версию истории я уже давно не верю — пример: сам преподавал историю, и на уроках говорил: «Омская линия крепостей была построена перед завоеванием Туркестана». ГДЕ эти самые крепости, КТО их снес так, что не осталось ни камней от них, ни даже документов? На ум пришло пожелание — не оставить камня на камне. И второе — провалиться в тартарары (в Тартарию — уничтоженную империю?)

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Помните впечатления Петруши Гринёва из «Капитанской дочки» Александра Пушкина? Вот такие крепости и были на Омской линии.
          «Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» — спросил я у своего ямщика. «Недалече, — отвечал он. — Вон уж видна». Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви».

            [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Эти крепости, наверное, были подобны Белогорской Крепости из «Капитанской Дочки» Пушкина. Деревеньки за бревенчатым забором. Чем Омск лучше Оренбурга?

            [Цитировать]

          • Фото аватара Светослав:

            Зайдите в любой поисковик, наберите — Омская область Покровская крепость, к примеру. Найдете и фото «сверху». Четырехугольная, либо звездообразная — там много таких, есть даже Брестская, я в ней был. Так вот — было явно каменное основание, от которого не осталось и следа, но сверху — четко видно, что сия крепость обладала четырьмя бастионами. Снимок — НЕ фотомонтаж и не фотошоп. Так что первый подобный снимок, попавшийся мне на глаза, породил кучу вопросов к КВИ и ее сторонникам, к смешному рассказу о монголо-татарах, которых явно не было, и т.д.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Art68:

              На вашем снимке остатки Красноярской крепости, которые находятся в центре села Красный Яр, это в Заволжье, Самарской области. Входило в Ново-Закамскую оборонительную линию, которая как и Старая оборонительная линия, создавалась для защиты от набегов.
              Меня в свое время заинтересовало название деревни «Шешминская крепость», откуда родом были мои предки, узнала, что существовала так называемая Ново-Закамская оборонительная линия (Исторический вал) с 12 крепостями(поселениями).В Шешминской крепости, до сих пор сохранился такой же фундамент остатков крепости. Земляной вал ровно тянется на всем его протяжении (это не мало), видно на снимках с воздуха.
              В сети много информации, как и снимков.
              «Ново-Закамская оборонительная линия (Исторический вал) — система оборонительных укреплений на территории современных Самарской области и Республики Татарстан, построенная в 1730-х годах для защиты поселений и тогдашних границ России.»

                [Цитировать]

                • Фото аватара Светослав:

                  Куда именно (страна света) направлены те самые «выступы» в валу? На какие деньги во времена Анны Ивановны возводились эти крепости? Кто именно (имя архитектора, или группы их) строил эти крепости? Почему и кем было приказано снести крепости практически «под ноль»? Тут слишком много вопросов, которые не подтвердят никакие документы, особенно после «путешествия» того же Карамзина, собравшего огромное количество старинных рукописей, так и не дошедших до нас (а где они?). И, самое главное — почему скрывают существование далеко не мифической Тартарии, и куда (КУДА) девалась библиотека М.В.Ломоносова после его смерти? Вы, уважаемая, сумеете ответить на хотя бы эти вопросы? Вряд ли…

                    [Цитировать]

                  • Фото аватара Art68:

                    К чему все эти вопросы?-)
                    Мною было указано, что данное фото относится к другой оборонительной линии (ниже на фото указано какой)
                    Естественно, что по мере расширения территории российского государства, требовалось укрепление восточных границ. Если речь о НЗОЛ, то выступы направлены в юго-восточном направлении, это логично. И, вроде, не отрицаю ,что крепости/остроги строились, как защитно-оборонительные сооружения от набегов.
                    Их строительство началось раньше, еще со времен Ивана Грозного, т.к. взятие Казани отнюдь не означало покорения Казанского ханства, и тем более Ногайской орды. Продолжили и при Алексее Михайловиче, ну и т.д. Это что касается Закамской засечной линии.
                    В сети много информации, очерков, основанных на материалах из Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) в которых указаны кому и как было поручено составить планы/чертежи строительства и т.д. Поэтому, как и кем строились крепости понятно. Много писать об этом лениво, но с удовольствием послушала бы Ваши версии, о том, почему исчезли все эти крепости.
                    Но, это уже другая тема, которая НИКАК не относится к истории создания театра им. А.Навои.

                      [Цитировать]

            • Фото аватара Лидия Козлова:

              Такая же история у всех городов и посёлков Сибири. Их строили как крепости от набегов кочевников — постоянных жителей тех мест. В первой половине 16в. Красноярск выглядел вот так.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Лидия Козлова:

                Извините, грубая ошибка! Не 16в., а 17в. Острог построили в 1628г.

                  [Цитировать]

              • Фото аватара Светослав:

                От набегов КАКИХ ИМЕННО кочевников строили эти крепости? Подобные сооружения строили именно завоеватели, пришедшие на чужие земли. Ими были романовские войска, направленные на восток, для уничтожения соперника — Великой Тартарии, которая, к великому сожалению, скорее всего, уже не имела возможности раздавить пришельцев…

                  [Цитировать]

                • Фото аватара Лидия Козлова:

                  Сообразно основной теме статьи — «Из истории театра имени Навои»- желаю всем ещё раз послушать «Князя Игоря» Бородина или посмотреть знаменитые половецкие пляски в концертном исполнении! Верю, что художественная правда выше и достовернее смутных исторических версий.

                    [Цитировать]

                  • Фото аватара Светослав:

                    Отличный и привычный ответ поклонника официальной версии истории — простой и красивый уход от ответа, потому что крыть нечем. А жаль…

                      [Цитировать]

                • Фото аватара Джавдет:

                  Замечательная смысловая каша.
                  Что такое «чужие земли» в историческом пространстве? Это абстракция, художественный образ, эпитет. Посмотрите историю любого современного национального государства, изменение его границ в разные эпохи, и Вы с удивлением для себя обнаружите, что все они имеют в своем составе «чужие земли». От современных империй до племенных образований. США, Канада, Австралия с Новой Зеландией вообще состоят исключительно из «чужих земель». И что из этого следует?
                  Великая Тартария — есть конструкт средневековой европейской географической науки, отражающий слабость научного знания.
                  Движение России на Восток началось еще до династии Романовых и появления «романовских» войск.

                    [Цитировать]

                • Фото аватара Василий:

                  Чего спорите? Великая Тартария есть чистый вымысел, как и протоукры, сиречь бредятина. Никакая цивилизация без строительства городов не возможна. Даже монголы стали жить в городах. Просторы Сибири населяли малочисленные полукочевые племена охотников-собирателей, у которых не было необходимости строить дома, а жили они в лёгких разборных жилищах. Кстати, ваше утверждение, что монголов не было, легко опровергнуть — вся история государств Средней Азии говорит об этом. Все правители хотели примазаться к Чингизидам. Принадлежность к этой семье есть легитимность власти. И уж насчёт этого есть письменные подтверждения.
                  Насчёт посылки «романовских войск» тоже бредятина. Сибирь завоёвывали во времена Рюриковичей и только маленькими отрядами авантюристов-разбойников (казаков) и по инициативе разных купцов, например Строгановых. И при воцарении Романовых Сибирь уже была взята и присоединена. Да и, после Смутного времени у Романовых не было сил, чтобы посылать войска в «Тартарию», поскольку государство еле-еле выжило.

                    [Цитировать]

                  • Фото аватара semyon:

                    1635 год Тартария

                      [Цитировать]

                    • Фото аватара Василий:

                      Смотри комментарий Джавдета: «Великая Тартария — есть конструкт средневековой европейской географической науки, отражающий слабость научного знания»

                        [Цитировать]

                  • Фото аватара Светослав:

                    Я прямо-таки рассчитывал, что сейчас меня начнут «знаниями КВИ» закидывать. Есть хоть одно археологическое свидетельство, доказывающее наличие присутствия монголов на территории хотя бы России? Нет! Где произошла Куликовская битва? На берегах Дона и Непрядвы? А где известковые следы захоронения павших воинов (русские, по легендам, всегда возили с собой известь в обозе — зачем — понятно)? Где хотя бы обломки оружия на том самом поле Куликовом? Их там крайне мало… А в Москве известковые следы найдены, равно как и могила Пересвета на территории завода «Динамо». Я могу долго говорить об этом — лошадях, Коловрате, ненужном взятии Козельска, вот только Азим сочтет мои комментарии «не по теме», и удалит их. Так что настоящая версия истории после шлецеров и миллеров так…переделана, что хоть стой, хоть падай…P.S. да, все в курсе, что в алфавите русском было 49 букв? Сегодня всего-то…33. Поклон Луначарскому с его отменой буквы З — «беЗстрашных», к примеру, и т.д.

                      [Цитировать]

                  • Фото аватара Светослав:

                    Я же говорю — удалит, потому как стоит хоть на полпроцента «отойти от темы» сразу цензура — в лучших традициях местных изданий (хотя официально цензура отменена). Свое мнение, опровергающее кви, ЗДЕСЬ выражать не стоит. Потому как правда глаза колет. Верно? Лучше бы забанили — я бы понял, что не угоден. Впрочем, здесь давно уже не интересно…

                      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.