Из истории театра имени Навои История Старые фото Фото

Мадина Алмаева:

В ту весну 1943 г. Возобновление строительства стало для людей предзнаменованием скорой победы и не было другого места в Ташкенте, куда так стремились бы попасть хоть на какую-нибудь работу. Театр притягивал мастеров и здесь быстро сложился отличный коллектив. Пришла старая гвардия высокопрофессиональных мастеров – отделочников: Василий Калякин, Михаил Колпаков, Василий Якушин, Василий Кудрявцев, Степан Тагарин, представившихся так: «Мы — питерские. Прибыли сюда мальцами с отцами и дедами строить дворец сосланному в Ташкент князю. Прижились тут, да и ремесло свое сохранили». А однажды на стройке появился древний благообразный старец, вошел в кабинет, извлек из заплечного мешка гору всяких инструментов и стал объяснять: «Я – Никифоров Федор, золотых дел мастер. Украшал золотом иконы во Владимире и Новгороде. Здесь, видимо, тоже понадоблюсь. Вот и инструмент налицо». Именно он первым покрывал позолотой театральные люстры морданским лаком, который изготовил сам.

А хозяином лицевой кирпичной кладки был каменных дел мастер Камил Салимов ,человек, сочетавший в себе высокое мастерство, неумолимые требования к качеству и подлинно народный юмор, обращаясь к начальнику, весело приговаривал: Ну-ка, сощурь один глаз, посмотри по шву на всю длину – до самой Москвы видно!» Его кирпичная кладка с вдавленным швом 10х10 мм. И сегодня уникальна.

А двое других мастеров наоборот были молчаливы. Это Михаил Карабанов и Василий Шацкий, который на примитивных станках собственного изготовления организовали переработку нескольких тысяч м2 дубовой заготовки на паркетную пленку и много часов колдовали над варкой асфальтовой мастики для паркетных работ.

Не было на стройке корыстных или равнодушных людей. Если такие и попадали, то вскоре увольнялись, т.к. здесь работало много прекрасных мастеров, вложивших в это здание вдохновенный труд и глубокую мудрость профессионального опыта.

Время было тяжелое, военное, не хватало материалов, а строить надо. Настал момент покрывать, но нет ни мела, ни красителей. Прослышав про это в дело вмешался резчик по мрамору Болта Джураев. На следующее утро, на строй площадке закурилась напольная печь, сложенная из обломков мрамора. Болта колдовал над нею до ночи, а потом обожженным мрамором заполняли бочки, залили водой и плотно закрыли. Через 3 дня Болта вошел в кабинет начальника и поставил на стол косу со «сметаной», хитро приговаривая: «Это не кушать! Этим стены покрывать будем. Не то что клеевой, масляной краске не уступит!» Он выжег мраморную известь, о которой сейчас может никто и не знает. В другой раз тот же Болта Джураев ухитрился разрешить проблему с нехваткой мрамора. Мрамор возили из Газгана и запасы его уже истощались. При очередной поездке за камнем, Болта встретил старика, который рассказал ему о заброшенной каменоломне черного мрамора. Так, в Ташкент доставили 3 блока, немало удивив Щусева таким подарком. После обработки мрамор заиграл. Был он черный с белыми прожилками и золотыми вкраплениями. Этот мрамор пустили на верхний поручень парадных лестниц.

 

Все участники этой стройки были как одно сердце и одна душа. Каждый вносил свой вклад в общее дело, ставшее для каждого дорогим и близким. Начальником строительства был назначен молодой 25-летний Леонид Пикман, оставивший для нас свои воспоминания, благодаря которым мы можем заглянуть в прошлое. Его сын Евгений, спустя почти 30 лет нес эстафету отца, руководя реконструкцией театра в 1971-75 гг., когда здание одевалось в привычный для нас наряд. Облицовывали мрамором колоннады и пилоны, гранитом цоколь и стилобат. Тогда было завершено осуществление мечты Щусева, которому здание театра рисовалось в его творческой фантазии, как огромный мраморный ларец, вроде сказочных дворцов, что описаны в поэмах Навои.

К тому же, здание стало сопровождающей национального орнаментального искусства. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук усто, который своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. Недаром, гости, посещающие наш театр, единодушно восклицают: «Вот это работа! Это же на века сделано. Какая красота!»

Большая часть архитектурного декора была выполнена всеобщим любимцем, добрым, мудрым усто Ташпулатом Арсланкуловым, который даже японских рабочих обучил резьбе по ганчу и сделал своими учениками.

Материал подготовила Зав.музея ГАБТ им.А.Навои Юлия Серякова
Касса театра: (+998 71) 233-90-81, 232-19-48
Главный администратор: (+998 71) 233-33-36
Заместитель директора по зрителям: (+998 71) 233-32-21
Адрес театра: 100029, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Зарафшон, 28
Тел./ факс: (+99871) 233-35-28, E-mail: info@gabt.uz, gabtuzb@mail.ru

3 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.