Ташкент — родина ТВ, или Как узбекские ученые подарили миру телевизор Tашкентцы История Фото

Алишер Сайдиев. Узбекистан известен на весь мир своими фруктами и овощами, архитектурными памятниками Самарканда, Бухары и Хивы. Но мало кто знает, что это еще и родина известных ученых и изобретателей.

Наука в стране всегда была в почете, вспомнить, к примеру, трактаты Авиценны или Улугбека, математические выкладки основателя алгебры Аль-Хорезми. Бурный расцвет она получила и в 50-х годах прошлого века благодаря десяткам эвакуированных в республику во время Великой Отечественной войны научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий.

Видеооператоры во время съемки

Какие только изобретения не появились в республике в тот период — компоненты для луноходов, первые опыты по дистанционному зондированию, разработки в нефтехимии, генетике и еще много других достижений. Однако есть все же то, что вывело Ташкент не только в технологические лидеры Центральной Азии, но и навсегда вписало этот город в историю развития электроники.

Именно здесь был создан первый работающий прообраз электронного телевизора и осуществлена первая электронная телепередача. Сегодня это изобретение, появившееся во времена Союза, без преувеличения завоевало весь мир. И Узбекистан не исключение: здесь работают свыше 15 национальных каналов и более двух десятков региональных, а созданный всего чуть более года назад новостной «Узбекистан 24» активно завоевывает любовь зрителей не только в республике, но и за рубежом.

Братья Люмьер и телевидение

Изобретение электронного телевидения связывают с группой советских ученых во главе с Борисом Грабовским. Без сомнения, это были люди, намного опередившее свое время. Именно им удалось создать в Ташкенте в течение нескольких лет работы прообраз будущего телевизора — аппарат «Телефот», с помощью которого изобретатели осуществили первые передачи движущегося изображения на расстояние еще в 1928 году.

Сначала «Телефот» передал на 20 метров движущееся изображение соратника Грабовского Ивана Белянского, поворачивавшего голову и шевелившего губами. Чуть позже изобретатели установили приемник на крыльце кинотеатра «Хива» и передали изображение ташкентского трамвая, шедшего по Алексеевскому переулку и Ленинградской улице. Этот факт можно сравнить с появлением первого фильма «Прибытие поезда», снятого братьями Люмьер.После успешных опытов аппарат было решено отправить в Москву. Его с величайшей осторожностью упаковали в ящики и погрузили в товарный вагон. Но почему-то вместо Москвы он отправился во Владивосток. Проехав через весь Союз и все-таки в конце концов прибыв к месту назначения, «Телефот» превратился в груду битого стекла и железа. Кто и почему это сделал, не ясно до сих пор. По мнению Бориса Грабовского, это было сделано кем-то вполне сознательно, чтобы не дать развиваться его уникальному проекту.

На этом ташкентский след в истории мирового телевидения обрывается. Изобретатели бросились в Москву, чтобы восстановить свой аппарат, но, к сожалению, так и не сумели сделать этого. После этого ученые прекратили совместную работу, а регулярное электронное вещание в СССР появилось лишь спустя 10 лет.

Эпоха больших свершений

Все то, что было сделано Грабовским и его коллегами в Ташкенте, затем нашло продолжение в работе нескольких поколений узбекских телевизионных журналистов и инженеров. Первые регулярные трансляции по узбекскому телевидению начались 5 ноября 1956 года. Именно тогда был запущен один из самых первых в Советском Союзе телевизионных центров в Узбекистане.

В эфирной аппаратной первой студии
 

Возможно, это событие произошло бы намного раньше, если бы в полной мере было использовано наследие пионеров ТВ. Однако в силу тех или иных обстоятельств, объективных трудностей им не удалось реализовать все задуманное и уже практически сделанное.Всего спустя чуть более 10 лет — в 1967 году ташкентский телецентр уже транслировал «в цвете» три программы Центрального телевидения, а 70-80-е годы прошлого столетия вообще стали золотой эпохой узбекского ТВ. В 1977 году телевизионщики получили новый технический центр в Ташкенте, а в 1981 году была сдана в эксплуатацию Ташкентская телевизионная башня и радиотелевизионная передающая станция.

Телевизионный пульт
 

До сих пор столичная телебашня является не только самым высоким свободно стоящим сооружением в Центральной Азии, но и обеспечивает прямую передачу телевизионных программ в радиусе примерно 100 км. Уникальную конструкцию телебашни разработали советские архитекторы Николай Терзиев-Царуков, Юрий Семашко, а также инженеры Евгений Морозов и Михаил Мушеев.Она построена с учетом сейсмической опасности региона и способна выдержать девятибалльное землетрясение. Ее устойчивость обеспечивают три конусообразных опоры, каждая 93 метра высотой. Фойе башни украшено мозаичным панно в флорентийском и римском стиле, которое было создано мастером Абдумаликом Бухарбаевым.

В советские годы Ташкент называли одним из самых продвинутых центров телевидения большой страны, особенно в подготовке дикторов и других творческих сотрудников. Именно в эти годы зажглась звезда народной артистки Узбекистана, диктора национального телевидения Галины Мельниковой, которой недавно был вручен орден Дружбы от президента России Владимира Путина.

«В советские времена все было по-другому. Был только прямой эфир. В то время в Узбекистане был один канал, потом появился и второй. И эти два канала работали долгое время. Было очень много неожиданных встреч на ТВ с известными людьми. Я вам не могу передать, где я только ни была и что только ни вела. Я брала интервью у космонавтов, беседовала с Шостаковичем, Плисецкой, Вишневской, с Мухтаром Ашрафи, Тамарой Ханум», — вспоминает Галина Витальевна.

По ее словам, в те времена профессию диктора на телевидении можно было сравнить с миссией бойца на передовой, который находится на поле боя без каски и бронежилета, ведь все было в прямом эфире.

«По мере появления новых дикторов мы им помогали, натаскивали, тренировали, репетировали текст, который они должны были зачитывать. И вся эта работа без преувеличения служила созданию нашей отечественной школы дикторов. И многие говорили тогда, что мы ничем не хуже московских дикторов. Это нам очень льстило, но и не расслабляло», — рассказала она.

Цифровой век

В начале 90-х годов свыше 98% населения республики было охвачено программами двух каналов ТВ и около 65% — трех.

По словам одного из самых опытных отечественных тележурналистов Узбекистана, обладателя ордена «Дустлик» Бориса Бабаева, который сначала отдал 23 года своей жизни радио, а потом еще более 20 лет — телевидению, это было время великих перемен.

Он является автором документального фильма «Ташкент — родина телевидения», удостоенного в 2006 году специального приза телефестиваля «Лучшие ленты Содружества». Фильм был создан в период его работы в Национальной телерадиокомпании Узбекистана.

«После обретения независимости довольно быстро наступило обновление на узбекском телевидении. Появилось очень много современной аппаратуры. Раньше оператор должен был тащить тяжелую камеру, а сейчас им на смену пришли легкие цифровые камеры. Технологически телевидение, которое было 50 лет назад, и сегодняшнее, — это день и ночь. Мощное техническое оснащение дает огромные возможности для работы операторам и журналистам, они могут показывать многообразие этого мира со всех сторон, со всех точек», — рассказывает Борис Рахимович.

В первые годы независимости, вспоминает Бабаев, перешедший в то время на работу в ведущую информационно-аналитическую программу страны «Ахборот», было чрезвычайно интересно работать.

«В начале 90-х «Ахборот», что называется, делал погоду. Человек, дающий в передаче впечатляющее интервью, мог моментально сделать себе карьеру. Но и ответственность была огромная, так как тогда мы довольно долгое время работали в прямом эфире. Я был тогда в президентском пуле, и это было очень интересно. Ислам Каримов был неутомим, постоянно выезжал по областям, и мы вслед за ним только и успевали. Можно сказать, что ни дня не было спокойного. Тогда на «Ахбороте» работал, можно сказать, уникальный коллектив тележурналистов», — вспоминает Бабаев.

Сегодня «Ахборот» сменил формат и выходит в более динамичной форме на телеканале «Узбекистан 24».

Монтажная комната телевизионного комплекса
 

В целом, замечает собеседник, развитие отечественного ТВ идет семимильными шагами. Всего за последние пять лет в Узбекистане были открыты десятки новых телеканалов, таких, как «Махалла», «Дунё бўйлаб», «Маданият ва маърифат», «Оилавий», «Диёр», «Кинотеатр», «Болажон», Uzreport TV и другие. В ноябре 2011 года впервые в странах СНГ был запущен в эксплуатацию телеканал наземного вещания в формате HD — UzHD.В начале декабря 2018 года в Узбекистане будет прекращено наземное аналоговое телевещание. Для безболезненного перехода на «цифру» уже был сформирован так называемый первый общедоступный мультиплекс — пакет из порядка 20 бесплатных каналов.

Что касается технической стороны вопроса, то правительство поручило Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций до конца 2017 года обеспечить покрытие всех населенных пунктов республики цифровым телевещанием за счет установки и ввода в эксплуатацию 90 комплектов мощных и 404 комплектов маломощных передатчиков цифрового телевещания.

Связь поколения и ОДКБ

Связь поколений между телевизионщиками, работавшими в советское время, первые годы независимости, и продолжающими это дело сегодня, не прерывается до сих пор. И причина этому… ОДКБ.

Нет, речь идет не об Организации Договора о коллективной безопасности, а о неформальном клубе бывших «ахборотовцев».

«Многие из нас, когда ушли на пенсию, были полны сил, хотели работать, передавать свой опыт молодежи. Тогда и возникла идея организовать дружеский клуб «ахборотовцев». Я посоветовался с коллегами, все поддержали. Так и появился этот клуб, где мы стали встречаться время от времени», — отметил Бабаев.

Спустя год после первой встречи возник вопрос, как назвать появившийся клуб.

Режиссерский пульт в телестудии
 

«Кто-то в шутку предложил: а давайте ОДКБ, то есть Общество друзей и коллег Бориса. И название прижилось. Вот так группа пенсионеров превратилась в настоящий неформальный клуб. Мы собираемся, чтобы поговорить о жизни, нашей прежней работе, морально поддерживать друг друга, принести кому-то пользу, например, новому поколению журналистов. Нам очень интересно вместе, есть что вспомнить и рассказать, ведь у всех телевизионщиков были совершенно невероятные ситуации в карьере», — сказал в заключение беседы Борис Рахимович.

Читать далее: http://ru.sputniknews-uz.com/analytics/20171220/7114927/Tashkent-Uzbekistan-televizor.html

34 комментария

  • Art68:

    Б. Грабовский был прежде всего советским ученым и изобретателем.

      [Цитировать]

    • Gangut:

      С типичным для советского ученого детством.

      Борис Павлович Грабовский родился 26 мая 1901 года в семье украинского поэта и революционера Павла Арсентьевича Грабовского (1864 — 1902), выступавшего против царского режима. 20 лет жизни провёл он в царских тюрьмах и ссылке в Тобольске, где и закончился его жизненный путь. Мать Бориса, Анастасия Николаевна Лукьянова (1874 — ?), русская уроженка Ишима, ныне регионального центра Тюменской области, с трудом поступила на фельдшерские курсы в Москве, где стала революционеркой и участницей подготовки покушения на цесаревича. Вскоре Анастасию арестовала полиция. Последовала пятилетняя ссылка в Тобольск, где она встретилась с Павлом Грабовским и стала его женой. Их сыну почти не пришлось посидеть на отцовских коленях…(1. Грабовская Л.А. Телефот и патент №5592 // Журнал «Урал» № 7, 1978. с. 124-142.)
      Из автобиографии Б.Л. Грабовского( Из краткой автобиографии Грабовского // Сборник документов «Б.П. Грабовский — изобретатель телефота». Составители: М.Л. Вайс, П.А. Агафонов. Под ред. В.А. Урвалова. — «Узбекистан», Ташкент, 1989. — с. 126-130.). «Мой отец умер, когда мне было всего полтора года, и его, естественно, я не помню, а знаю только по рассказам матери и тети, Анны Николаевны Туголуковой, а также сестры матери Сусанны Николаевны Семененко.
      Воспоминания о Тобольске у меня туманные, отрывистые, так как меня увезли оттуда совсем маленьким. Помню, как взяв маленькую ярко раскрашенную лодочку, пускал ее в лужах или уходил к соседу попу-расстриге (лишенному своего сана), который вместе с сыновьями строил модели кораблей и, сидя на стружках, мог часами смотреть на их работу. Мать говорила, что это у меня наследственное: её дед и прадед были изобретателями и охотниками, страстно любившими оружие. Сама мать в молодости была сильной и отважной женщиной; один на один ходила на медведя только с клинком, не желая брать с собой оружие, хотя была прекрасным стрелком — сбивала из маузера 7-8 тарелочек из выпущенных десяти…
      После смерти мужа его вдова с сыном Борисом переехали в Харьков, где они долгое время находились практически на нелегальном положении, так как Анастасия Николаевна осталась активной участницей оппозиционных выступлений против царского режима. Она оказывала большое влияние на формирование характера и реализацию способностей будущего изобретателя, особенно в развитии у сына интереса к технике.
      …Следующие мои воспоминания связаны с Харьковым, куда переехали я, мать и бабушка. Сначала жили при Николаевской больнице, где она работала фельдшерицей-акушеркой, а после того, как она приняла участие в «революционных беспорядках» и вынуждена была перейти на нелегальное положение, поселились в домах для дешёвых квартир, выстроенных евреем-выкрестом (перешедшим в христианство) Иозефовичем.
      Мать рано познакомила меня с оружием: в 5-6 лет я стрелял из «Бульдога» и «Смит-Вессона», а в 10 лет — из 6-мм винтовочки «Винчестер» — клал 9 пуль из 10 в двухвершковый круг на 100 метров. Научила она меня и производству взрывчатых веществ и фейерверков, и я даже помогал ей изготовлять бомбы, которые она заделывала в библии (устройство их я хорошо знаю).
      Много времени я уделял изготовлению моделей кораблей и аэропланов, мне помогали сын бабушки Ви-кентий Гутовский, журналист, подписывавший статьи псевдонимом Майский, часто бывавший за границей, и сестра-террористка, увлекавшаяся техникой. Но больше всего я любил проводить время у трёх рабочих . Двое из них прежде были матросами. Они-то главным образом, и были моими учителями, так как строили модели кораблей, пушек и паровозов и потом продавали эти игрушки.

        [Цитировать]

  • Marat:

    Подумать только : Грабовский — типичная узбекская фамилия! Вай, джигарим!

      [Цитировать]

    • Дядя Петя:

      Когда учёный жил и работал в Америке, то его можно называть американцем, даже если он этнический француз или китаец. А почему когда учёный жил и работал в Узбекистане, то его нельзя называть узбекским?

        [Цитировать]

      • Aida:

        Дядя Петя:
        Когда учёный жил и работал в Америке, то его можно называть американцем, даже если он этнический француз или китаец. А почему когда учёный жил и работал в Узбекистане, то его нельзя называть узбекским?

        Нет, дядя Петя, узбекским нельзя, а узбекистанским можно.

          [Цитировать]

        • Новый 2017 год:

          Aida: Нет, дядя Петя, узбекским нельзя, а узбекистанским можно.

          Смотря сколько времени он прожил в стране с другим менталитетом

            [Цитировать]

        • Igor:

          Узбекский — не обязательно означает национальную принадлежность изобретателя. Например Мандельштам — русский (российский) поэт. Поэтому можно называть и узбекским и узбекистанским.

            [Цитировать]

  • Усман:

    На самом деле его фамилия была Гариббаев. А Грабовский,- это чтобы Зворыкин не догадался.

      [Цитировать]

    • Дядя Петя:

      Можно ли называть Зворыкина плагиатом, если он не знал, что до него Грабовский уже изобрёл телевизор?

        [Цитировать]

      • Усман:

        Э, дядя Петя, все изобретения Грабовского американская разведка господину Зворыкину на блюдечке преподнесла. Уж поверьте мне, московские троцкисты об этом побеспокоились. Троцкистов потом расстреляли. Ежов не дурак был. А Грабовский предпочитал молчать, лучше уже живым оставаться, чем в телевизоре мелькать.

          [Цитировать]

  • Ю. Флыгин:

    К сожалению, в утверждениях, которые уже несколько десятков лет заявляются с завидной регулярностью, что Ташкент — родина телевидения, а Борис Грабовский его изобретатель, слишком много чрезмерного патриотизма и незнания вопроса. Первые опыты, с которыми можно связать рождение телевидения, относятся еще к дореволюционному периоду и связаны с деятельностью петербургского ученого Б.Розинга. И Грабовский, и Зворыкин были в курсе этих опытов и каждый в свое время консультировались с ним. Грабовского едва ли можно назвать ученым в полном смысле этого слова, он скорее изобретатель-самоучка. На момент телевизионных опытов у него и образования-то не было соответствующего, хотя человек он несомненно талантливый и является автором ряда изобретений. На первоначальном этапе создание телевидения шло по двум направлениям (не буду сейчас вдаваться в технические подробности, на этот счет достаточно много общедоступной информации). Так вот Грабовский занимался как раз тем направлением, которое оказалось тупиковым и никак не могло привести к появлению телевидения в современном понимании. Изобретателем телевидения несомненно является Зворыкин, а у истоков этого изобретательства стоял также и Розинг. А опыты Грабовского — интересный эпизод в развитии технической мысли в нашей стране.

      [Цитировать]

    • Vladimir:

      А почему Вы защищаете Зворыкина, «отдолжившего» базовые идеи Грабовского? Почему Вы пытаетесь принизить вклад Грабовского подчёркивая, что он самоучка, а не учёный? Тогда давайте назовём самоучками таких великих математиков какими были Коши, Ферма и Рамануджин, у которых не было даже начального математического образования. Нет уж, Зворыкин — это классический пример плагиаризма и не нужно его защишать.

        [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Ю. Флыгин: Вы хотите открыть диспут оспаривая важность
    изобретения как создание Телевидения?
    Из ‘мат-части’: 1-й телевизор изобрёл в 1926 году
    британский инженер John Logie Baird.
    Телевизор был механический = по системе 1884 года
    немецкого инженера Paul Julius Gottlieb Nipkow
    .
    В 1928 году, в Ташкенте, почти в домашних условиях,
    cоздана электронно-лучевая колба /’трубка’ /
    преобразующая электрические сигналы в световые.
    (признан ЮНЕСКО факт как «первая телепередача»).
    В основе телевизора = радиоприёмник+кинескоп.
    * Насчёт патриотизма: творец
    электронной системы передачи изображения на расстоянии —
    сын поэта революционера Грабовский = украинский физик .
    P.S. Помню как увидел 1-й телевизор — КВН с ‘аквариумом’,
    потОм купили ‘Знамя’ ( плоскогубцами переключал селектор каналов),
    уже после бегал к соседям посмотреть ЦВЕТные мультфильмы.
    Не прошло и 100 лет = на стене плоский плазменный LED 3D…
    Но даже и в нём тоже есть частица идеи телефота!!
    !
    @ При поиске превращения в золото алхимиками
    было столько опытов свойств, превращений и открытий
    что родилась (и ‘отпочковалась’!) новая наука — химия,
    где «нет тупиковых направлений, есть только ступени наверх.»

      [Цитировать]

    • Ю. Флыгин:

      Поскольку не усматриваю в вашем ответе никакой логики, вступать в полемику не буду. Скажу лишь одно — увы, в мировой науке было много тупиковых направлений, это неизбежность, приходится тратить время и силы на множество экспериментов, пока найдешь верную дорогу.

        [Цитировать]

  • ВАЛЕРИЙ:

    Думается что тем-что заслуживает -можно и должно гордиться…И я глубоко убежден -что чрезмерного патриотизма-не бывает…. Другое дело- что гордиться надо тем-ещё раз подчеркну -что того заслуживает … А «телефот» Грабовского-заслуживает! И если открытие сделано в Узбекистане и человеком ,работавшим именно в Узбекистане-то это открытие, сделанное в Узбекистане… Б.П.Грабовский, конечно, не ученый-теоретик, да этого никто никогда и не утверждал, он-выдающийся изобретатель,причем да-именно талантливый изобретатель-самоучка, у которого немало патентов и авторских свидетельств. И тупиковой его работа не была-другое дело-что в период господства оптико-механических систем средства выделялись в основном на них и Грабовский не получил ни должной поддержки, ни должного признания… ему не помогали чаще всего, а порой и мешали. Но достоинства его работ признавал сам Б.Л.Розинг-действительно-человек, обосновавший теоретически электронное телевидение- об этом писал! Заслуги Грабовского признаны были и Академией Наук -увы, много позже его смерти, и ЮНЕСКО , и другими международными организациями…Документы эти известны, опубликованы, вряд ли нужны их снова приводить-но можно-если тут есть какие-то сомнения…. Об изобретении Грабовского и о нем вообще как пионере электронного телевидения — написано немало не только в Узбекистане, а и в других странах, в том числе и совсем недавно…И огорчает что до сих пор нередко роль человека, отдавшего все силы ,все способности важному и нужному делу и добившемуся много- стараются вольно или невольно принизить…А первая передача и прием движущегося изображения на основе системы электронного телевидения-была именно в Ташкенте , и много свидетельств есть тех-кто был при этом (включая и специальную комиссию, возглавлявшуюся профессором САГУ Златовратским)… Можно привести ссылки. цитаты, выдержки, назвать документы и статьи -но боюсь-что так получится ещё одна статья…

      [Цитировать]

    • Ю. Флыгин:

      Валерий, думаю, что вы совершенно напрасно тратите столько эмоций по поводу моего небольшого комментария. Я лишь высказал свое понимание вопроса, затронутого на общедоступном сайте. Полагаю, что имею на это право. Я не специалист в вопросах физики, как, подозреваю, и вы, но в силу обстоятельств интересовался затронутой темой и полемикой вокруг нее. Возможно, я ошибаюсь в своем мнении, но пока не вижу оснований так думать. Я нисколько не покушался на достоинства и заслуги Грабовского, более чем далек от мысли «принизить» эти заслуги, или оспорить его причастность к Узбекистану. Наоборот, отметил, что его изыскания являются интересным эпизодом в развитии технической мысли в Узбекистане. Я также нисколько не пытался оспаривать его талантливость, хотя практически все его изобретения оказались либо запоздалыми, либо невостребованными. Я также вовсе не оспаривал право других людей гордиться чем-либо, заслуживающим гордости. Я лишь пока не вижу оснований полагать, что любимый мой Ташкент, патриотом которого я являюсь не в меньшей мере, чем вы, действительно можно назвать родиной телевидения. И пока все источники по истории изобретения телевидения солидарны со мной (на самом деле, конечно, это я соглашаюсь с ними). Возможно будут представлены новые доказательства, мировая наука признает приоритет Ташкента и тогда я порадуюсь этому обстоятельству вместе с вами и другими апологетами Грабовского. А пока не утруждайте себя, не надо приводить никаких «ссылок, цитат, выдержек, документов, статей», во всяком случае для меня — у меня все это есть, включая прекрасный сборник документов, подготовленный нашим госархивом. И напоследок скажу, что несмотря на ваше «глубокое убеждение» чрезмерный патриотизм не просто бывает, а буквально изобилует, что идет не на пользу патриотизму здоровому.

        [Цитировать]

      • Valera:

        Всё, что Вы пишите — это совершенно неумелая попытка принизить значимость изобретения Грабовского. Что бы Вы ни писали, Зворыкин — ПЛАГИАТ, присвоивший идеи Грабовского.

          [Цитировать]

        • Ю. Флыгин:

          Любезнейший, вы чрезмерно озабочены идеей значимости изобретения Грабовского. Понимаю, возможно для вас это, что называется, дело жизни. Попробуйте перечитать спокойно мой текст — я более чем далек от попыток (даже «неумелых») как-то «принизить значимость» изобретения и личности почтенного Грабовского. Позвольте, любезнейший, мне откланяться и окончательно выйти из полемики по данному вопросу.

            [Цитировать]

          • Valera:

            А может быть это Вы заинтересованное лицо, которое по тем или иным причинам противится правде? Действительно, когда нет доводов доказать, что Зворыкин не присвоил идеи Грабовского, тогда лучше не спорить и выйти из форума.

              [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    @ На протяжении двух веков общество не может никак определиться
    > КЕМ изобретено Радио. Практически в одно и то же время
    это гениальное открытие сделали несколько ученых из разных стран.
    Александр Попов, Гульельмо Маркони, Никола Тесла, Генрих Герц, Эрнест Резерфорд –
    все эти люди (так или иначе) связаны с Радио.
    Неважно кого из них первого посетила гениальная мысль —
    ВСЕ ученые вложили в развитие науки неоценимый вклад…
    Независимо друг от друга, итальянец Маркони и россиянин Попов
    в схожести опытов сделали одно и то же — использовали когерер вместо искры.
    Кто из них додумался до этого первым = неизвестно до сих пор.
    Кстати, регистрационный патент вовсе не «радио», а «телеграфирование без проводов».
    Присвоение авторства /любого!/ изобретения об’яснить просто:
    «Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости.»
    (с) Л.Н. Толстой, великий русский писатель.
    Но (если рассматривать с технической стороны) Попов и Маркони не открыли ничего нового!
    Просто они опытно-эксперементальным путём суммировали изобретения других ученых
    и лишь практически использовали их для создания СВОЕГО /’улучшенного’/прибора.
    * «В фантастических романах главное это было радио.
    При нём ожидалось cчастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.»
    — Илья Ильф.
    P.S. История знает и более грандиозные обороты знаменитых персонажей!
    «…Развитого 18-тилетнего cамоучку в миланскую консерваторию
    не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры…»
    А сейчас эта Консерватория носит ЕГО имя !!!
    /Джузеппе Верди — итальянский композитор,
    крупнейшие достижения Мирового оперного искусства
    и творец кульминаций итальянской оперы XIX века./
    # В дополнение мысли ПОЛНЫЙ текст Пушкина:
    «О, сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух,
    И опыт — сын ошибок трудных,
    И гений — парадоксов друг,
    И случай — бог изобретатель.»
    (№594, декабрь 1829 г.)

      [Цитировать]

    • long59:

      ЛеНиН: Практически в одно и то же время
      это гениальное открытие сделали несколько ученых из разных стран.
      Александр Попов, Гульельмо Маркони,

      ага, щас- именно эти учёные были не учёными , а практиками.
      и большое спасибо им за практическое развитие радио.
      г. Ленин,
      не надо с видом знатока поучать всех в вопросах, в которых вы не совсем разбираетесь.

        [Цитировать]

      • long59:

        Г.Ленин, Вы здесь привели схему приёмника Попова, но не полохo бы обьяснить откуда у него эта схема ?
        Работать
        всегда нужно с первоисточниками.
        Для начала нужно пройтись на несколько лет назад до демострации Попова и вспомнить таких учёных как Лодж, Герц, Тесла.
        Лодж исследуя прохождение электрических
        колебаний вдоль длинных проводов, решая, в частности, и практический вопрос,
        почему разряд молнии проходит не по снижению громоотвода, а часто по
        совершенно непредсказуемому пути, практически доказал существование
        электромагнитных волн независимо от Генриха Герца в 1888 г. Он опоздал с
        публикацией из-за летних каникул, отложив работу до осени!
        Несмотря на научное соперничество, Лодж очень высоко отзывался о работах Герца,
        и в год его смерти (1894) выступил в Королевском обществе (по-нашему — Академии
        наук) с докладом, посвященном памяти Герца.
        В докладе было рассказано о «волнах
        Герца» (если бы не каникулы, они могли бы называться «волнами Лоджа»!) и был
        показан ряд приборов для генерирования и приема этих волн. Демонстрация
        передачи из соседнего здания и приема волн устройством с когерером и звонком
        оставила незабываемое впечатление. Доклад был повторен в Оксфорде.
        Так выходит, не Попов, а Лодж годом раньше продемонстрировал беспроводную
        передачу в Европе !
        Попов этого и не скрывает, мало известны первые слова его
        исторического доклада 7 мая : «В начале этого года я занялся воспроизведением
        некоторых опытов английского физика Лоджа над электрическими колебаниями с
        целью пользоваться ими на лекциях…».
        Далее Попов рассказал о своих
        усовершенствованиях приемника (он использовал два реле, «чувствительное»,
        реагирующее на слабый ток когерера, и «силовое», включающее звонок),
        позволивших увеличить чувствительность и повысить дальность приема.
        Теперь перенесёмся в Америку, где работал Тесла.
        Известно, что в 1892, перед
        открытием Международной электротехнической выставки в Чикаго, Тесла прочел ряд
        лекций и докладов, в частности, в Сент-Луисе, где демонстрировал беспроводную
        передачу сигналов.
        Когда Маркони еще и не начинал экспериментов, а Попов только-только (1895),
        Тесла уже передавал сигналы из Нью-Йоркской лаборатории (которая в том же году
        сгорела) в Вест-Пойнт, на расстояние более 30 миль!
        Да, и кстати о Попове:
        Морское ведомство при «реакционном» царском правительстве
        посылало Попова, как молодого и талантливого ученого, в Америку, на Всемирную
        электротехническую выставку в Чикаго в 1893, чтобы он набирался там
        иностранного ума-разума! Электроосвещением выставки занимался Тесла, и там же
        показывал свои работы.
        Попов признавал приоритет Теслы, он прямо
        говорит, что задача передачи сигналов без проводов успешно решена Теслой. Свою
        задачу Попов видел в усовершенствовании и практическом применении системы для
        нужд флота.
        Ни одно открытие или изобретение не делается на
        пустом месте, чтобы оно стало возможным, нужен труд многих и многих
        предшественников.
        Как только знаний и технологий оказывается достаточно,
        изобретение делается, часто почти одновременно несколькими авторами и в разных
        местах.
        Изобретателями радио были и Тесла, и
        Лодж, поскольку продемонстрировали беспроводную передачу раньше Попова, хоть
        и не занялись ее практическим внедрением, и Фессенден, создавший радиовещание
        с АМ, и многие другие, как более ранние, так и поздние исследователи.
        Даже
        упомянуть всех мне уже не хватает места. Но до Попова, Маркони, Лоджа и Теслы
        было, по крайней мере, полтора десятка исследователей, пытавшихся осуществить
        беспроводную передачу сигналов, и получивших определенные результаты. Нельзя
        приписывать результаты труда многих одному человеку, и считать его единственным
        изобретателем, как поступили с Поповым у нас, и с Маркони на западе .

          [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        long59: не надо с видом знатока поучать всех в вопросах, в которых вы не совсем разбираетесь.

        Почему такая уверенность??? Я обсуждаю Тему вместе в Вами.
        Ваш глагол «поучать» неуместен! Здесь ВСЕ грамотные.
        Многие рассуждения могут быть разные, но должны быть свои.
        Да, повторю «… с технической стороны) Попов и Маркони не открыли ничего нового.»
        Это не моё мнение, об этом есть масса аргументированных доказательств.
        Они ИЗОБЕЛИ, суммируя уже имеющиеся достижения других учёных.
        Видимо, поэтому до сих пор и нет точного ответа = кто Первый?
        * Cхема приёмника из школьного учебника. + Вот ещё (c текстом).
        P.S. Они не ПРИДУМАЛИ нового, а Борис Грабовский ПРИДУМАЛ.
        Этот факт неоспорим. Вот главное по данной теме.

          [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        long59: в вопросах, в которых вы не совсем разбираетесь.

        В 82-году Ташкентский Техникум Связи
        на факультете ‘Радио и Телевидение’
        присвоил мне специальность = «радист».
        В то время я работал в ТашРТПЦ (расшифровать?
        Ташкентский РадиоТелевизионный Передающий Центр.
        Если проще > новая телебашня)
        в должности старшего электромеханика группы Связи и Сигнализации
        .
        Вопрос long59: какое отношение (лично Вы) имеете к Связи Узбекистана?
        Хамить в ответ не собираюсь! Поэтому, без извинений в мой адрес
        обсуждать разговор по вопросам Связи с моей стороны нет смысла
        .
        » — Ты мне больше неинтересен.» /’Обыкновенное чудо’/

          [Цитировать]

  • НарКомПоМорДе:

    Ташкент, ташкентцы и телевизор
    Улицы города… Как много могут они рассказать об истории города. Например, одна из них — Олмазор. Вроде бы неприметная, хотя и в центре города. Хотя и рядом со станцией метро «Пахтакор». А над ней — старая телевышка. Почему именно здесь она была возведена? Почему именно на ЭТОМ месте, а не где-нибудь в другой точке города? Наверное, есть, почему и за что…
    5 июля 2003 года на канале NTV в передаче «Все сразу» было сказано, что телевизор изобрели в России. Начали изобретать – да. А ниже — исторические факты… Огромное количество людей в разных странах имеют дома один, а то и два телевизионных приемника самых разных фирм, названий, размеров, стран выпуска, цветных и черно-белых. Покупая телевизор марки SONY или SAMSUNG, мы радуемся как дети, хвастаемся друзьям и знакомым, расхваливаем на работе. И, как правило, ни один из нас не вспомнит, — где был изобретен тот самый радующий нас прибор, кто был его создателем, когда это было сделано… И наверняка для многих наших сограждан, соседей, жителей нашего любимого города большим открытием будет то, что неизвестно порой даже «академикам от истории», то, что наш родной город является родиной первого в мире электронного телевизора. Именно здесь, в первый период восстановления страны от военной разрухи, без каких-либо льгот, премий и привилегий, недоедающие, донашивающие старенькую одежду трудились во славу Родины не просто теле энтузиасты, а настоящие подвижники своего дела, люди, умевшие жертвовать личным ради общественного, люди, чьи имена по праву занимают место в истории, но незаслуженно забыты. У истоков всемирно известного устройства стояли никем не обязанные это делать сын известного украинского поэта, умершего в ссылке, Грабовский Борис Павлович (1901-1966), Попов Виктор Иванович (1895-1965), из семьи рабочих, в будущем профессор одного из саратовских ВУЗов, Пискунов Николай Георгиевич (1886-1941), происходивший из довольно богатой семьи и будущий офицер Белянский Иван Филиппович (1907-1979). Именно этот маленький коллектив, развивая идеи португальца А.де Пайвы, немца П.Нипкова, россиянина П.И.Бехтерева, физиков Б. Л. Розинга и К.Ф. Брауна, сумел разработать и построить прибор под названием «телефот», осуществляя передачу и прием изображения на расстоянии. И если В.И.Попов и Н.Г.Пискунов со временем перешли на преподавательскую работу, то Б.П.Грабовский и И.Ф.Белянский довели до конца свою работу. При внимательном рассмотрении документов прошлого можно прийти к выводу, что патент на имена первых трех изобретателей за №5592 был выдан после долгого (2,5-летнего) изучения Комитетом по делам изобретений 30 июля 1925 года с приоритетом от 9 ноября 1923 года, то есть заявка на изобретение была подана почти за три года до вручения патента. Тексты документов мы приводить не будем, отсылая заинтересованных читателей к сборнику документов «Б.П.Грабовский – изобретатель телефота», вышедшему в издательстве «Узбекистан» в 1989 гСамое главное, наверное, в том, что повторилась история, которая бывает со всеми изобретателями: молодые ученые очень часто не находили поддержки во властных структурах, работали практически бесплатно или вкладывали свои деньги, а за полученные на законных основаниях суммы едва не были привлечены к суду. К счастью, все же находились понимающие изобретательские нужды люди. И одним из таких людей был председатель ЦИК Узбекистана Юлдаш Ахунбабаев. Именно он, узнав о работах нового направления, старался оказать поддержку начинающим ученым. По приказанию высшего лица нашей республики выделяется довольно большая по тем временам сумма – 3000 рублей (за что в дальнейшем изобретательский дуэт пытались привлечь к ответственности), к работе привлекаются специалисты ТашГосТрама, испытательной станции Среднеазиатского округа связи, руководитель нашей республики пишет ходатайство даже в Москву, высказывая просьбу о поддержке ценного для науки, техники и для страны в целом начинания. Помощник Б.П.Грабовского И.Ф.Белянский несколько раз совершает поездки в один из крупных городов на северо-западе России для размещения заказов на изготовление необходимых устройств на заводе «Светлана», возможности которого позволяли создать необходимые электронные устройства телефота. Для подтверждения данного факта я мог бы до бесконечности цитировать названный сборник, но это не входит в мои планы. Тем читателям, у которых возникнет желание подробно узнать об этой истории, указываю адрес: Ташкент, ул. Чиланзарская, дом 2, ЦГА РУз. Сборка и опыты с прибором проводились летом 1928 года на испытательной станции Среднеазиатского округа связи и в домике, где жили изобретатели с семьями. (Многие жители нашего города не раз бывали ранее на этом месте и продолжают приезжать в район известной не только ташкентцам станции метро «Пахтакор» и ни один из них наверняка не догадывался, что именно здесь, на месте первой телебашни и произошло событие мирового значения). Уж не поэтому ли Ташкентский телецентр расположен прямо на том месте, где стоял маленький, но знаменитый дом? Городской адрес звучал так: Шейхантаур, Бала-мечеть, 74. К 50-м годам он изменился на «улица Навои, 199». Этот домик еще существовал в 1969 году (старожилы наверняка помнят его), когда на свет появился автор этой статьи, и при реконструкции улицы был снесен. Испытания проходили с переменным успехом. То удавалось заставить работать электронно-лучевую трубку, то ее рабочее состояние исчезало, то появлялось вновь. В самые удачные моменты удалось передать изображение И.Ф.Белянского, а затем жены Б.П.Грабовского Лидии Алексеевны. Праздник выпал на 26 июня 1928 года в помещении уже упоминавшейся испытательной станции. А уже через месяц с небольшим, 4 августа, аппарат-передатчик (кинокамеру) и приемник устанавливают на улице, и удается заснять и передать изображение трамвая, двигавшегося по нынешней улице Навои. Успех был потрясающим! Прослезилась даже хозяйка дома, искренне переживавшая за каждый успех или неудачу своих постояльцев при проведении опытов. По свидетельству доцента А.И.Баранцева, при первом, «домашнем» испытании нового прибора присутствовал уже известный в то время поэт Эль-Регистан, вспоминавший впоследствии об этом событии с гордостью. Самое приятное и удивительное в том, что когда из Самарканда, бывшего тогда столицей нашей страны, приехал личный секретарь Ю.Ахунбабаева и зашел на квартиру, занимаемую изобретателями, с целью узнать о том, как продвигается работа, то этот факт очень быстро стал известен местным жителям, что резко подняло авторитет двух талантливых самородков. Что касается Юлдаша-ата, то следует сказать – очень демократичный и доступный руководитель, удивительно чуткий и душевный человек, вышедший из простого народа, он понимал больше, чем чиновники из Москвы. К сожалению, он не сумел добиться только одного – разрешения от ОГПУ (будущее МВД) на поездку двух увлеченных, одержимых своей идеей молодых людей за границу, с целью познакомиться с работой фирмы «Телефункен». В остальном же его поддержка была просто неоценимой. В 1930 году по ряду причин продолжать работы по усовершенствованию телефота стало невозможно (в частности, из-за вмешательства НКВД), и два друга вынуждены были разъехаться. Б.П.Грабовский уехал в Сочи, а И.Ф.Белянский – в Саратов. Первый впоследствии жил в современном нам городе Бишкек, где и скончался, будучи персональным пенсионером и получая пенсию аж в 70 рублей, а второй прошел всю войну, заслужил офицерское звание, стал кавалером многих боевых наград, и на протяжении многих лет после фронта занимался культурными связями с заграницей.В 60-е годы в различных изданиях нашей страны появились статьи, посвященные 40-летию выдающегося события, в частности, в газете «Вечерний Ташкент» №173 (632) от 26.06068г. «Голубому экрану 40 лет», автор А.Пресняков, «Правда Востока» №174 (15719) от 27. 07.68г. и др. 16 апреля 1971 года было подписано письмо директора департамента научной информации ЮНЕСКО в адрес И.Ф.Белянского с признанием значения работ наших соотечественников в развитии телевидения. Даже во Франции газета «Электроник актюалите» признала первенство нашей страны в создании телевидения. В этом же году И.Ф.Белянскому был вручен нагрудный знак «Заслуженный радист», которым он был награжден (наконец-то) за заслуги в развитии телевидения согласно приказу министра связи. К сожалению, уже в 70-х годах на 1/6 части света о 40-летнем юбилее забыли и не вспоминают много лет. И мне хотелось бы напомнить еще раз – именно наша республика, именно наша столица является Родиной первого в мире электронного телепередатчика, и никакие потуги иноземных плагиаторов (а тем более телеведущих) не отнимут у нас нашей заслуженной гордости. А если заглянуть в день сегодняшний и немного в завтрашний, то мы увидим, как не только похорошела территория нашего телецентра, не только появились новые каналы и передачи. Мы ясно ощутим заботу нашего правительства о развитии средств массовой информации, и не в последнюю очередь, о выходе нашего телевещания на мировой уровень.
    Благодарность и слова признательности составителям сборника документов «Б.П.Грабовский – изобретатель телефота» за предоставленные фотографии. Особенно, к сожалению, ныне покойному П.А.Агафонову.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    > НарКомПоМорДе >>>
    Заколачиваете мнемонику «Смуту ведет долом слава»?
    На Ваши слова > крылатый ответ: «Лирик лемех рахат кутум»!
    P.S.«Наука умеет много гитик». Неужели это Правда = РОДИНА ???

      [Цитировать]

    • НарКомПоМорДе:

      А теперь ПО-РУССКИ: Что именно вам не понравилось в моих словах? Учитывая, что сие есть НЕ иЗ ТОР ическое исследование, а небольшая, скажем так, популярным языком (перевожу — простым) написанная статья.

        [Цитировать]

      • ЛеНиН:

        НарКомПоМорДе: Что именно вам не понравилось в моих словах?

        Всё понравилось. Статья хорошая ! К Вам ничего личного. Всё ровненько!!!
        Продолжаю рассуждения из-за фразы Ю. Флыгина {24/12/2017 в 17:22}
        » К сожалению, в утверждениях, которые уже несколько десятков лет
        заявляются с завидной регулярностью, что Ташкент — родина телевидения,
        а Борис Грабовский его изобретатель,
        слишком много чрезмерного патриотизма и незнания вопроса… »
        * При отправлении /видимо/ ответ был последнему автору.
        НарКомПоМорДе = всегда бывают ошибки-опечатки-очепятки.
        С надеждой на понимание.
        P.S. Ещё > Придумать можно многое! Важно — как ЭТО использовать?
        Для Радио нужен был язык общения. &
        Samuel Finley Breese Morse придумал код /набор точка-тире/.
        1-ое официальное сообщение переданное азбукой Морзе
        24 мая 1844 года из Верховного Суда в Вашингтоне в Балтимор
        отправлена телеграмма (!) из одной фразы: «What hath God wrought?»
        Окончание стиха из книги Чисел 23:23 в синодальном переводе —
        «Вот что творит Бог!» или «Дивны дела Твои, Господи».
        На фото: Сэмюэл Морзе. Он научил говорить ВСЕХ .

          [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    *** Опять сбой связи !
    Законченная мысль >>>
    Сэмюэл Морзе. Он научил говорить ВСЕХ .
    Борис Грабовский. Он научил ВИДЕТЬ всех.
    P.S. Продолжать дискуссию нет смысла.

      [Цитировать]

  • IMM:

    Это интересно,главное не «скатываться» в существовавшее когда то выражение «СССР-родина слонов»

      [Цитировать]

  • Владимир Шустер:

    Не анегдод . Грабовский был великий учёный живший в Ташкенте. И все жившие до 98 г. там это знали. Но немцы в 98 г. почему то об этом не знали. И вот на одной из новогодних гулянок из за непонимания того что первый телпевизор был изобретён в Узбекистане а в уверенностив том что в Уз есть только один телевизор нам после этой пьянки на следующий день привезли телевизор в гостиницу .

      [Цитировать]

  • Valera:

    Ребята, Грабовский первым в мире изобрёл телевизор и показал комиссии и публике летом 1926 года в Ташкенте. А американец Зворыкин, присвоивший идеи Грабовского — ПЛАГИАТ. Вот и вся наука!

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.