Чехи в Узбекистане История Разное
Прислала В. Лаврова
Одним из первых чехов, вступивших на землю Узбекистана, был музыкант В.В. Лейсек. Попав в 80-е гг. XIX столетия в Среднеазиатский край, он страстно увлекся местными национальными напевами. В 1890 г. в Ташкенте на книжных прилавках появилось его сочинение «Азиатские попурри сартовских, киргизских и татарских песен (мотивов) для духового оркестра и в переложении для фортепьяно». Вскоре он уехал на свою родину и дал первые в Западной Европе конверты узбекской музыки. В.В. Лейсек был одним из организаторов в Ташкенте хорового искусства.
Большим успехом в Ташкенте пользовались гастроли знеменитого флейтиста чеха Адольфа Тершака.
Чехов в азиатской части России начала XX в. насчитывалось немногим больше полусотни. Значительную часть этой маленькой диаспоры составляла интелегенция. Остальные – рабочие, ремесленники, владельцы лавок и др. В сельской местности их насчитывалось единицы.
В годы первой мировой войны чехи как иностранные подданные были высланы из Туркестана. Их поредевшие ряды вновь с лихвой пополнились военнопленными и гражданскими беженцами чешской национальности. И опять среди них оказалось немало талантливых музыкантов, архитекторов, строителей и др. Военнопленные чехи пользовались в Туркестане большой свободой, особенно офицерский состав. Они составляли значительную часть музыкантов симфонического оркестра под управлением дирижера Ф. Седлячека, который был создан в Ташкенте в 1915 г.
После 1917 г. в Ташкенте организовали Комитет иностранных подданных, в его состав вошли два чеха – Генрих Еленек и Калер Драбек, а в аналогичную организацию в Самарканде – Г. Свобода.
В 1918 г. в Коканде в большевистскую организацию вступило свыше 40 военнопленных чехов и словаков (один из главных активистов – железнодорожник Собчек). На её основе была создана чехословацкая коммунистическая организация, организатор и руководитель – Э.Ф. Кужело.
В начале 20-х гг. началась эвакуация военнопленных. Некоторые из них, особенно семейные, приняли подданство Росии. Несколько чехов чуть позднее вернулись в Туркестан. Чех Вячеслав Эльснер, работавший в Эмирабаде и Новой Бухаре и уехавший в 1920 г. в Чехословакию, уже через несколько месяцев писал: «Не дождусь той минуты, когда и мне возможно будет возвратиться».
Где бы ни приходилось работать чехам, везде они себя зарекомендовали высокими профессионалами, к примеру военврач Дубинчик в Хорезме и др.
По приглашению властей Туркестана архитектор Ярослав Гаазенкопф вернулся в Ташкент и принял советское гражданство.
Профессионалом высокого класса стала его дочь – архитектор О.Я. Гаазенкопф, автор проекта первой очереди многоэтажных домов жилого массива Чиланзар в Ташкенте.
В Ташкентском музее (ныне – Музей истории народов Узбекистана) работал австрийский подданных чех Август, который с большим старанием и скрупулезностью описывал нумизматические коллекции. Позднее он женился на русской женщине Варваре и уехал с семьей в Прагу.
И все же, «порядочно их осталось в Ташкенте, женились на русских и приняли советское подданство. С некоторыми я был и остаюсь хорошо знаком», — вспоминал в 1947 г. знаменитый ученый-бактериолог А.Д. Греков, лечивший в госпитале военнопленных в период первой мировой войны.
Антон Анжлоров, которому Алексей Дмитриевич спас жизнь, подарил доктору в знак благодарности изделия своей работы – трость из орехового дерева и блюдо с сюжетной сценой из Евангелия «Хлеб наш насущный».
О людях чешской национальности нам напоминает дом, в котором в 1930, 1934-1936 гг. жил и работал известный писатель и журналист Юлиус Фучик (1903-1943), автор сборника «В стране, где завтра означает сегодняшний день» с очерками и статьями и об Узбекистане.
Географ и мастер спорта международного класса Владимир Рацек, чех по отцу, внес неоценимый вклад в историю отечественного альпинизма и краеведения.
Чехи в Узбекистане:
1979 г. – 130
1989 г. – 94
Индивидуальные биографии
http://www.mzv.cz/tashkent/ru/about/chexi_v_uzbekistane/index.html
Где этот дом?
Александр[Цитировать]
https://mytashkent.uz/uploads/ulitsy_moego_detstva.pdf
olga[Цитировать]
Об Ярославе Гаазенкопфе пишет дочь: «Мой отец – Ярослав Гаазенкопф, чех по национальности, родился 2 октября 1888 г. в Чехословакии, в местности Бжезови гори (Березовые горы) под городом Пржибрам, в крестьянской семье. Кроме отца, в семье было еще пять сыновей. После окончания средней школы он поступил в Сельскохозяйственную академию в г. Табор под Прагой, на отделение садово-парковой архитектуры. По окончании академии в 1912 г. получил профессию агронома-садовода и ландшафтного архитектора, и в числе трех преуспевающих выпускников был награжден двухгодичной заграничной командировкой для углубления знаний и ознакомления с постановкой вопроса озеленения городов в Германии, Франции и Англии.
Кроме того, отец получил музыкальное образование по классу скрипки и виолончели, обладал абсолютным музыкальным слухом. С дества увлекался спортивной гимнастикой.
В 1914 г. его призвали на военную службу и присвоили чин капельмейтсера. Он был отправлен на русский фронт, и в 1917 г., вместе со своей воинской частью, добровольно перешел на сторону России. В начале 1918 г. отец получил от советского правительства предложение работать в Средней Азии по своей гражданской специальности. Предложение им было принято, и с марта 1918 г. отец стал работать в Ташкенте агрономом в продовольственном комитете, а с 1919 г. – заведующим Ботаническим садом при Среднеазиатском государственном университете.
В 1919 г. отец женился: моя мать – Надежда Гавриловна, русская. В 1921 г., вскоре после моего рождения, всей семьей мы выехали на родину отца – в Чехословакию. Отец поступил на работу в Городскую управу г. Праги, в сектор садовой архитектуры. В 1923 г. он вновь получил приглашение на работу от Наркомзема СССР как специалист по ландшафтной архитектуре, хорошо зарекомендовавший себя по предыдущей работе в Ташкенте. Приняв в 1923 г. гражданство СССР и оформив въездную визу, в 1924 г. мы всей семьей возвратились в Ташкент, отец приступил к работе. В 1925 г. он становится городским агрономом Ташкента, и занимает эту должность до 1933 г. За этот период им были выполнены большие работы по проектированию и осуществлению в натуре парков культуры и отдыха, скверов, а также по озеленению улиц и бульваров в Ташкенте, Самарканде и других городах Средней Азии. В 1933 г. он переходит на работу в Бюро перепланировки города Ташкента, которое возглавлял известный московский архитектор-градостроитель А.А. Сильченков, в качестве ландшафтного архитектора – ответственного исполнителя работ по озеленению Ташкента. С 1936 г. отец работал в архитектурно-планировочном управлении Ташгорисполкома в составе авторской бригады по разработке генерального плана застройки Ташкента как агроном-архитектор по садово-парковой архитектуре.
Отец был человеком разносторонних интересов. Он очень любил музыку, и в доме у нас часто собирались музыканты, устраивались концерты. Особое удовольствие ему доставляло посещение оперного театра и концертов симфонической музыки. У него было еще одно увлечение: кукольный театр. Он привез из Чехословакии набор кукол-марионеток – персонажей всеможможных сказок. По воскресеньям к нам приходили дети смотреть яркие кукольные спектакли, о которых они, даже повзрослев, до сих пор вспоминают с восторгом. Будучи хорошим спортсменом, отец организовал во дворе, где мы жили, спортивные площадки и вовлекал в спорт всех моих товарищей, отдавая предпочтение волейболу и спортивной гимнастике.
Но главным в жизни отца была искренняя любовь к своей специальности. Над совершенствованием профессионального мастерства он работал всю жизнь. Систематически трудился за чертежной доской, создавая пером, тушью и акварелью изящные проекты и красочные эскизы цветников. В тяжелые для страны 30-е гг. отец, как и многие соотечественники, был необоснованно реперссирован, но впоследствии реабилитирован.
Последние годы жизни он работал в питомнико-цветоводческом хозяйстве Ташкентского треста зеленного строительства. В личном деле отца сохранилась производственная характеристика, подписанная главным агрономом хозяйства В.М. Темниковым: «…За период своей работы в питомнико-цветоводческом хозяйстве тов. Я.К.Гаазенкопф проявил себя как отличный проектировщик и хороший работник по практическому проведению озеленительных работ. Особо следует отметить аккуратность и тщательность выполняемых им работ, как в проектах, так и в натуре. Тов. Я.К.Гаазенкопф неоднократно привлекся Госпроектом к проектированию ПКиО, садов, улиц и других городских объектов Ташкента в качестве основного проектировщика».
Умер отец 7 октября 1944 г. в Ташкенте. В моей памяти он остался человеком разностороеннй одаренности, высокой честности, преданности своей работе, добрым и любящим отцом.
О.Я. Гаазенкопф.»
Gangut[Цитировать]