Вспоминая Николая Панченко Искусство Разное Ташкентцы
Сергей Гордин
Несколько дней назад вспомнил о нем (Николае Панченко), читая обожаемую мной Татьяну Александровну Вавилову, да и снос на глазах Дома Кино в Ташкенте заставляет о многом задуматься.
Ведь строили его, особенно в последний год, когда выдалась необычайно морозная зима, чтобы там ни говорили, жаром сердца, в единении и страсти. Любовью.
Как бы потом не сложилась жизнь, какие бы разные (а творческие люди всегда — разные по определению) люди не трудились и не обустраивали этот Дом Кино — они делали свое дело — ради.
А сейчас — делают — для себя, под себя. Потому, что — надо.
У истоков строительства были Шараф Рашидов (снос — подарок ему к юбилею), Малик Каюмов, дорогая мне Наталья Надольская… да и Джавлон Умарбеков, Баходыр Джалалов, которому как-то по особенному не повезло с его потрясающими монументальными работами…
Но сегодня о Николае Панченко — в одном из своих диалогов этот крупный мыслитель, сказал — «За что я буду навсегда благодарен Ленину, это за то, что он перенес столицу из Петербурга в Москву, тем самым Петербург сохранив». Чтобы осталось от Алма-Аты, не перенеси столицу в Астану, в чисто поле?
Но, к этим моим мыслям волшебным образом память присоединила совершенно неожиданно и имя Малика Каюмова, который был там, под Москвой, где в 4 декабря 1941 года началась Великая битва. Первая, где погнали назад гитлеровские войска. И Шараф Рашидович там был. И Николай Панченко, написавший одно из лучших стихотворение о войне. Не парадное. Горькое. Честное. Кровушкой.
Так до него никто не писал, и после — немногие.
Баллада о расстрелянном сердце
Я сотни верст войной протопал. С винтовкой пил. С винтовкой спал. Спущу курок — и пуля в штопор, и кто-то замертво упал. А я тряхну кудрявым чубом. Иду, подковками звеня. И так владею этим чудом, что нет управы на меня. Лежат фашисты в поле чистом, торчат крестами на восток. Иду на запад — по фашистам, как танк — железен и жесток. На них кресты и тень Христа, на мне — ни Бога, ни креста: — Убей его! — И убиваю, хожу, подковками звеня. Я знаю: сердцем убываю. Нет вовсе сердца у меня. А пули дулом сердца ищут. А пули-дуры свищут, свищут. А сердца нет, приказ — во мне: не надо сердца на войне. Ах, где найду его потом я, исполнив воинский обет? В моих подсумках и котомках для сердца места даже нет. Куплю плацкарт и скорым — к маме, к какой-нибудь несчастной Мане, вдове, обманутой жене: — Подайте сердца! Мне хоть малость! — ударюсь лбом. Но скажут мне: — Ищи в полях, под Стрием, в Истре, на польских шляхах рой песок: не свист свинца — в свой каждый выстрел ты сердца вкладывал кусок. Ты растерял его, солдат. Ты расстрелял его, солдат. И так владел ты этим чудом, что выжил там, где гибла рать. Я долго-долго буду чуждым ходить и сердце собирать. — Подайте сердца инвалиду! Я землю спас, отвел беду. — Я с просьбой этой, как с молитвой, живым распятием иду. — Подайте сердца! — стукну в сенцы. — Подайте сердца! — крикну в дверь. — Поймите! Человек без сердца — куда страшней, чем с сердцем зверь. Меня Мосторг переоденет. И где-то денег даст кассир. Большой и загнанный, как демон, без дела и в избытке сил, я буду кем-то успокоен: — Какой уж есть, таким живи. — И будет много шатких коек скрипеть под шаткостью любви. И где-нибудь, в чужой квартире, мне скажут: — Милый, нет чудес: в скупом послевоенном мире всем сердца выдано в обрез.
1944
Браво! Очень актуально и трогает наши сердца в «День героя» , который сегодня отмечает Россотрудничество в филиале МГУ.
Гуарик Багдасарова[Цитировать]