Главный источник легенд, изрубленная дверь и сопромат Разное Фото
Написано специально для издания Repost.uz.
Каждый город нуждается в легендах. Во-первых, для привлечения туристов. Туристам не интересны постройки, даты, эпохи, им интересны страшные волшебные истории. Во-вторых, самим жителям приятнее жить не в скучных махаллях и кварталах, а в сказочном городе с чудесами и волшебниками.
Хороший источник легенд славного города Ташкента — ансамбль Хаст Имам. И его главное строение — мавзолей Абу Бакра Каффаля аш-Шаши. В нём похоронен величайший поэт, мыслитель, философ средневековья, прославившийся своими речами и стихами и проповедовавший ислам в Мавераннахре. В конце жизни поэт-богослов вернулся на родину, в Шаш, где и умер в 975 году. Над могилой аль-Каффаля в Ташкенте (тогда это была пригородная земля, за чертой города) воздвигнут мавзолей, который поныне посещают и почитают мусульмане. По мнению А. Муминова, до XIV века его гробница была главным (если не единственным) «святым» местом в Ташкенте. Об этом сообщает нам всезнающая Википедия.
До реконструкции, проведённой в 2008 году, мавзолей стоял посреди старинного кладбища. Рядом, по рассказу Бориса Анатольевича Голендера (а ему это рассказал в своё время известный советский писатель, живший в прилежащей махалле, Вильям Александров, отец театроведа Юрия Вильямовича Александрова) росла тысячелетняя чинара, которую в 1957 году разбила молния. Вокруг разрослись рощей из её детей, к сожалению их срубили в 2008 году. Кладбище тоже аннулировали, оставив лишь несколько могил у входа в мавзолей.
Вместе с реконструкцией площади поменяли и двери мавзолея. Мои знакомые, говорят, что на старых дверях были следы от сабель. Тоже рассказ Б. Голендера. Это было в 20-х годах XVII века: китайцы (дунгане) захватили Ташкент и жители близлежащей махалли заперлись в мавзолее. Нападавшие пытались изрубить дверь, не получилось и они отступили. Жаль, что старые двери не оставили. Осталась лишь легенда.
И ещё чудеса нашего города от Б. Голендера. Известный праведник и учёный богослов Зайнуддин-бобо (чей мавзолей и келья находятся на кукчинском кладбище) почитал аль-Каффаля, приходил молиться на его могиле и, возвращаясь, пятился, не желая поворачиваться спиной к святому месту. Мальчишки решили подшутить над ним и набросали камней и палок на его пути. Зайнуддин-бобо прошёл свой путь не споткнувшись, но после этого в махалле начало подниматься содержимое уборных и помойных ям и затопило махаллю. Старики пришли к Зануддину-бобо просить прощения, после этого зловонное содержимое ям ушло под землю.
В память о том событии улица от Эски Джува до Хаст Имама называется Заркайнар. Один из переводов названия «золотая улица» — напоминание с иронией о том событии.
Читатель справедливо ждёт обещанный сопромат. Обходите мавзолей и в стене слева от главного входа замечаете ещё одну дверь, всегда закрытую. Обратите внимание на балку над дверью, которая держит кирпичную кладку. Её профиль точно соответствует эпюре изгибающего момента для равномерно нагруженных балок на двух опорах. Это парабола с вершиной посередине балки.
Вы и так замечали, наверное, что фермы мостов выше в середине именно по той же самой причине — тут максимальная нагрузка. Показывал гостям эту балку — они в восторге от мудрости зодчих. Не упустите случая посмотреть и удивиться одной из маленьких легенд Ташкента.
«Это было в 20-х годах XVII века: китайцы (дунгане) захватили Ташкент»
Автор упомянул о «страшных волшебных истроиях», которые интересны туристам, и о «сказочном городе с чудесами и волшебниками». Я бы еще добавил сюда сказочников. Не всегда понимающих разницы между сопроматом и историей.
Куврук[Цитировать]