Служение слову: лексическое наследие А. Н. Тихонова Разное

Опубликовала в ФБ Тамара Санаева

Тихонова Е.Н., Тихонова М.А.
(Россия, г. Москва)

А.Н.Тихонов — выдающийся ученый-лингвист, автор более 400 научных трудов, в том числе уникального двухтомного «Словообразовательного словаря русского языка», талантливый педагог, неутомимый организатор науки. Плодами его научной деятельности явились труды в области лексикологии, лексикографии, словообразования, морфологии, фразеологии, методики преподавания русского языка, тюркологии, сопоставительного изучения языков, языковых контактов.

А.Н.Тихонова отличали преданность служения науке, неустанный научный поиск, редкостные целеустремленность и трудолюбие, продуктивность исследовательской деятельности, постоянная забота о пополнении научных кадров. Научные изыскания, теоретические открытия А.Н.Тихонова быстро находили выход в практику, очевидно, потому, что в нем в одном лице соединились глубокий теоретик и неутомимый практик. В этом сказалось обостренное чувство ответственности за науку, которая должна служить обществу не завтра, а уже сегодня.

Удивительна широта научных интересов А.Н.Тихонова, но главное место среди них принадлежало лексикографии. Лексикография требует от ученого не только глубоких научных знаний, но и особого склада личности. Как отмечал известный языковед О.Н.Трубачев, словарник — это общественно ориентированный ученый, личность с развитой интуицией, конструктивно мыслящая, обладающая лидерскими качествами, личность патриотичная, мужественная, личность высоких нравственных идеалов. Всеми этими качествами в полной мере обладал А.Н.Тихонов.

А.Н.Тихонов считал, что словари имеют колоссальное значение для подъема и развития национальной культуры и общественного прогресса. Каждый человек должен свободно владеть родным языком и правильно им пользоваться. Язык — это общественное достояние, поэтому он требует бережного к себе отношения. Неоценимую роль в изучении языка играют словари.

А.Н.Тихонов был первопроходцем и создателем многих лексикографических жанров. Его первые словарные опыты относились к тюркской лексикографии. В 1969 г. вышел первый в мировой лексикографической практике обратный словарь, составленный на базе тюркского языка, — «Обратный словарь узбекского языка» (в соавт.). В 1985 г. был издан «Обратный словарь чувашского языка» (в соавт.). Обратные словари представляют собой ценный источник для изучения словообразования тюркских языков, выявления их морфемных моделей. А.Н.Тихонову принадлежала идея создания «Морфемного словаря узбекского языка» (в соавт.; 1977), разработка принципов морфемного членения узбекских слов. Двумя изданиями вышел «Русско-узбекский тематический словарь» (в соавт.; 1975; 1979), который стал первым опытом такого словаря на материале русского языка с переводом на узбекский. В предисловии к нему разработаны важнейшие лингвистические и методические проблемы, связанные с составлением тематического словаря для национальных школ.

Огромны заслуги А.Н.Тихонова в создании гнездовых словообразовательных словарей. В 1978 г. вышел первый в нашей лексикографии гнездовой «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (с тех пор он выдержал уже 5 переизданий), а в 1985 г. — первый большой гнездовой «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах (3-е изд., испр. и доп. — 2003 г.). В них раскрыта словообразовательная структура производных слов: показано, на базе какого производящего и при помощи каких словообразовательных средств они образованы. В двухтомном «Словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова более 145 тысяч слов. Как отмечает в Предисловии к 3-ему изданию автор, «в качестве основной единицы словаря выступает словообразовательное гнездо, которое представляет собой совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи.

Словообразовательный анализ производных слов на фоне всей родни дает возможность более точно определить их словообразовательные связи и словообразовательную структуру, чем при изолированном их рассмотрении». Выход в свет двухтомного «Словообразовательного словаря русского языка» — выдающееся событие в современной лингвистике. Это фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лексико-графической практике. Глубокая разработка теоретических основ по-строения гнездового «Словообразовательного словаря» была обобщена в монографии «Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка» (1971), докторской диссертации «Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде» (1972), в теоретическом введении к словарю «Основные понятия русского словообразования» и в других работах. А.Н.Тихонов сущест-венно обогатил русскую словообразовательную науку, создал теорию гнезда, определил основные понятия морфемики и словообразования. «Словообразовательный словарь» дал сильнейший импульс к развитию дериватологии. Он открыл большие перспективы перед лексикографией. А.Н.Тихонов был уверен в том, что семейство гнездовых словарей будет постоянно обогащаться новыми типами лексикографических изданий — толковых, терминологических, аспектных (синонимических, антоними-ческих, омонимических и др.), ибо гнездо однокоренных слов — это мощная многоуровневая системообразующая единица языка. К гнездо¬вым словарям относится уникальный «Словарь русских личных имен» (в соавт.; 1995), в котором представлены словообразовательные гнезда личных имен со всеми созданными на их базе производными.

Исследования А.Н.Тихонова обогатили учение о морфеме, о морфемном составе слова. Большой вклад в развитие морфемики внес «Морфемно-орфографический словарь» (1996; 2002), в котором впервые отражено морфемное строение значительного массива русской лексики (около 100 000 слов). Словарь содержит раздел «Русская морфемика», в котором представлен теоретический материал по морфемике, теории и практике морфемного и словообразовательного анализа слов.
А.Н.Тихонов много работал над проблемой создания гнездового толкового словаря. В ряде статей он исследовал опыт создания гнездовых и атфавитно-гнездовых толковых словарей: «Словаря Академии Российской» 1789-1794 гг., «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, первых трех томов «Словаря современного русского литературного языка» в 17-ти томах и др. А.Н.Тихонов считал, что про-блема создания гнездового толкового словаря современного русского языка поныне остается актуальной задачей нашего языкознания. Им были разработаны основы построения и начата работа над «Гнездовым толковым словарем русского языка».

А. Н. Тихонов много сделал для научного обобщения лексикогра-фического наследия В.И. Даля. Репринтному изданию «Толкового слова¬ря живого великорусского языка» В. И. Даля под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ (1912-1914 гг.), вышедшему в издательстве «Цитадель» в 1998 г., предпослано большое предисловие, написанное А. Н. Тихоновым, в котором сведения о жизни и деятельности В. И. Дачя сопровождаются лингвистическим анализом словаря и оценкой его роли в истории лекси-кографии.
Большой вклад внес А. Н. Тихонов в теорию лексикографии. Он создал и описал новые типы словарей, разработал способы подачи различных типов слов и других единиц языка, исследовал проблемы и наметил пути развития деривационной, двуязычной, учебной лексикографии.

А. Н. Тихонов уделял большое внимание созданию учебных словарей. И это не случайно. Его педагогический стаж, школьный и вузовский, насчитывал более 50 лет. А.Н.Тихонов неоднократно писал и говорил о том, что словари должны стать настольными книгами учащихся, должны занять достойное место в домашних и школьных библиотеках, в кабинетах русского языка. Каждый учитель обязан иметь хорошую личную словарную библиотеку, использовать словари на уроках русского языка. Под руководством А.Н.Тихонова и при его авторском участии написаны «Школьный фразеологический словарь» (в соавт.; 2001), «Ор-фографический словарь русского языка» (1999; 6-е изд. — 2005), «Школьный орфографический словарь русского языка» (в соавт.; 1999; 3-е изд. — 2003), «Словарь-справочник по русскому языку» (в соавт.; 1995; 7-е изд. — 2005), «Новый учебный словарь русского языка: семь словарей в одном томе» (в соавт.; 2003).

Новым словом в учебной лексикографии явилось создание «Комплексного словаря русского языка» (в соавт.; 2001; 2005). А.Н.Тихонов неоднократно говорил о том, что ученик един, и ему удобнее по всем возникающим вопросам обращаться к одному словарю. В «Комплексном словаре» благодаря оригинальной системе подачи материала раскрыта семантика 40 тысяч слов и 1500 фразеологических оборотов, размещенных в 15 тысячах словарных статьях. Словарь дает всестороннюю ком-плексную характеристику слова и фактически включает 15 аспектных словарей одновременно. «Комплексный словарь» был признан лучшим изданием XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки (2001 г.) в номинации «Энциклопедист». В 1996 г. А.Н.Тихонову была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за «Школьный словообразовательный словарь русского языка» и «Морфемно-орфографический словарь».

В последние годы А.Н.Тихонов работал в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина, где возглавлял лабораторию учебной лексикографии. За этот период были подготовлены и вышли в свет «Новый учебный словарь русского языка: семь словарей в одном томе» (в соавт.: 2003), «Фразеологический словарь русского языка» (в соавт.; 2003), «Фразеологический словарь современного русского литературно¬го языка» в 2-х тт. (в соавт.; 2004), «Словарь афоризмов, русских писателей» (в соавт.; 2004; 2005). Под руководством А.Н.Тихонова была начата работа над учебной энциклопедией «Русский язык», словарем-справочником «Трудности русского словообразования», «Грамматиче-ским словарем русского языка», «Гнездовым толковым словарем русского языка», «Гнездовым словарем антонимов», «Словарем глагольных форм», «Словарем трудностей русского языка» и другими, планировались исследования по языку И.А.Бунина.

Коллеги и соавторы продолжают дело, начатое Александром Николаевичем Тихоновым.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.