Орган в консерватории История Старые фото
Tashkent Retrospective
В архивах журнала «Огонёк» в журнале №3 1950-го года нашлась еще одна фотография Мукаддас Нишановны Ризаевой на фоне старинного органа, он был первый во всем Средне-азиатском регионе.
Мукаддас Нишановна трудится в консерватории и по сей день. Профессор кафедры академического пения и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан.
На заднем плане фотографии первый орган в Ташкенте, первый не только в Узбекской ССР, но и во всей Средней Азии.
В конце 1947 года по инициативе А.Н.Котляревского занимавшего в то время должность проректора Ташкентской государственной консерватории, в Большом зале консерватории был установлен первый не только в Узбекской ССР, но и во всей Средней Азии, орган. Орган был привезен в Ташкент из Львова.
Об этом органе, к сожалению, сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь то, что он состоял из двух мануалов, педали и 27-ми регистров. Новый фасад органа был выполнен по проекту художника Гунина.
Факт установки органа в консерватории можно считать отправным пунктом в формировании узбекской органной школы, а также важным событием для всей музыкальной жизни Республики. Вскоре после установки органа был открыт органный класс, руководителем которого стала ученица известного ленинградского органиста, профессора И.А.Браудо Вера Николаевна Котляревская-Бакеева. Вера Николаевна внесла большой вклад в органную культуру Узбекистана. В относительно короткий срок ей удалось заинтересовать молодых студентов органной музыкой. Первыми ее учениками были студенты фортепианного факультета Р.Каримова, Д.Кары-Ниязова и Е.Петросянц. Уже в конце 40-х годов ученики Веры Николаевны давали органные концерты. После отъезда В.Н.Бакеевой из Ташкента Р.Каримова (одна из лучших и преуспевающих студенток) завершила свое обучение на органе под руководством талантливой ленинградской органистки Веры Самуиловны Альзуцкой, также ученицы И.А.Браудо.
К сожалению, первый ташкентский орган просуществовал всего около 13 лет. Летом 1961 года инструмент сгорел во время пожара в консерватории.
Фото: Георгий Зельма.
Это фото лучшего качества в альбоме «Путь к коммунизму» 1949 г.
https://mytashkent.uz/2017/08/18/put-a-kommunizmu-o-zhenshhinah-sovetskogo-uzbekistana-1949-god/#more-74570
ВиоЛав[Цитировать]
Орган не только со Львова, а с одного из костелов римо-католической церкви. Его персонально демонстровано и собрал А. Котляревский. Было ли согласие церкви на это?!
Bohdan[Цитировать]
Костёл был закрыт, как духовное учреждение он уже не функционировал. Котляревский спас орган. Никаких согласий церкви на закрытие храмов, демонтирование иконостасов и изъятия церковной утвари тогда не требовалось. Орган продолжал жить под крышей консерватории и прославлять Господа. Ведь всё прекрасное от Бога.
Василиса[Цитировать]