Об истории евреев Средней Азии Tашкентцы

Восточный элемент в субкультуре среднеазиатских евреев — не просто экзотическое украшение этноконфессиональной группы

Геннадий ПЛЕТИНСКИЙ
Вышла в свет монография на иврите “Очерк истории евреев Средней Азии. 186О-е — 194О годы” (Тель-Авив, 2О13). Ее автор — известный историк, заслуженный деятель науки Узбекистана, доктор исторических наук профессор Семен Гитлин.

Почти 6О лет его жизни связаны с Узбекистаном, где Семен Исаакович вел научную работу, преподавал в Ташкентском государственном университете. Автору этих строк запомнилось, как в уже далеком 1968 году в полупустую аудиторию факультета журналистики вошел молодой преподаватель с ярко выраженной семитской внешностью и представился: «Доцент Семен Исаакович Гитлин». Низкая явка студентов объяснялась тем, что в расписании на эти академические часы стояло «История КПСС» (а никакой другой истории, начиная со школьной программы, в те времена практически не преподавали). Мы ожидали обычные уже навязшие в зубах перечисления решений съездов, конференций и пленумов РСДРП–ВКП(б)-КПСС, но…

Гитлин сразу же повел диалог с аудиторией, не просто перечисляя знакомые большинству цифры и факты, а тщательно анализируя их, интересуясь мнением студентов, обращаясь к неизвестным широкой публике документам. Нет, Боже упаси, он не диссиденствовал (такое в стенах Ташкентского госуниверситета было просто немыслимо), но учил думать, критически осмысливать написанное в учебниках, делать свои выводы. Неудивительно, что уже на следующей лекции аудитория была полна, а в дальнейшем послушать Семена Исааковича к нам приходили и студенты других факультетов.

gitlin4 (Medium)

Темой своих научных изысканий и диссертаций Гитлин избрал вопросы межнациональных отношений в Узбекистане. Что, помимо прочего, открывало доступ к архивным документам, связанным с евреями Средней Азии.

Все это пригодилось позже, когда в 1993 году ученый репатриировался в Израиль. С 1996 по 2001 годы работал научным сотрудником Центра Каммингса по исследованию России и Восточной Европы. Очерк — его седьмая книга, выпущенная в Израиле. А всего за время научно-исследовательской работы, которая началась еще в 196О-х годах в Ташкенте, было опубликовано около 15О трудов, посвященных проблемам межнациональных отношений и истории евреев Средней Азии.

“Очерк истории евреев Средней Азии» — сокращенный формат шести монографий С.Гитлина, опубликованных на русском языке в Израиле. Это единственное в своем роде исследование истории евреев Средней Азии на иврите, охватывающее период от российского завоевания Туркестана во второй половине XIX века до 1940 года — кануна войны нацистской Германии с СССР. Как отмечает автор, необходимость издания этой монографии на иврите обусловлена многолетней “политикой забвения“ истории евреев в СССР. В результате во многих странах, включая Израиль, почти ничего не знают об истории евреев Средней Азии. Чаще всего, когда речь заходит об этом, считают: речь идет о бухарских евреях. Многие и не предполагают, что состав еврейского населения в регионе был неоднородным. Ученый отмечает, что большинство израильтян даже не представляет, насколько фальсифицирована история народов СССР. Что же касается истории евреев, то она на разных этапах развития советского общества всячески искажалась, а затем и вовсе была предана забвению.

Так кто же такие среднеазиатские евреи? Когда и откуда они появились в Средней Азии? Как сложилась их жизнь в мусульманском крае и какова их роль в его развитии? Каково было положение евреев в Средней Азии в советский период? На эти и другие вопросы пытается ответить автор монографии.

Семен Гитлин впервые в историографии евреев дает обобщающую картину жизни двух этнолингвистических групп евреев – среднеазиатских (бухарских) и европейских (ашкеназских), появившихся в Средней Азии в разное время и прошедших различный исторический путь развития. Документальную базу очерка составили материалы Центрального архива истории еврейского народа (ЦАИЕН) в Иерусалиме, где сосредоточены копии документов из фондов Российского исторического архива, Центрального государственного архива Узбекистана и других хранилищ, материалы Центрального архива истории сионизма (ЦАИС) в Иерусалиме, огромного количества публикаций в прессе, монографии, различные сборники документов, справочники, энциклопедии. Хотя хронологически книга и охватывает историю среднеазиатских евреев в основном на протяжении последних полутора столетий, автор, тем не менее, знакомит читателя и с более ранними этапами расселения евреев в Средней Азии. Эта тема остается малоизученной прежде из-за отсутствия источников. Неудивительно, что о времени и причинах появления евреев в Средней Азии высказываются противоречивые предположения. В книге можно найти историческое повествование, которое дает читателю представление о формировании среднеазиатских евреев как особой этнолингвистической группы, об их быте, занятиях, традициях.

На фактическом материале развенчивается миф о благополучном положении евреев в мусульманском крае. Конечно, их жизнь и положение изменились после завоевания Средней Азии арабами и исламизации региона. Политика исламских правителей по отношению к евреям не только изолировала их от мировой диаспоры, но и способствовала угасанию очага национально-религиозной жизни. Бывали периоды, когда разрушались синагоги, запрещалось соблюдение субботы и изучение Торы, а еврейских детей насильственно обращали в ислам. Важными представляются размышления автора о наличии в субкультуре среднеазиатских евреев сильного восточного элемента, который является не просто экзотическим украшением этноконфессиональной группы, но и ее генетическим кодом.

Новую страницу в их жизни открыло российское завоевание Средней Азии. В русском Туркестане за короткий срок обосновалось немало выходцев из России, среди которых значительное число составляли европейские евреи. При этом, если бухарские евреи оставались в целом традиционной общиной, то ашкеназы были с самого начала связаны с европейскими культурой и мировоззрением.

Подробно освещается российское законодательство в отношении евреев Средней Азии. Показывается, что после присоединения Туркестана положение местных евреев изменилось в лучшую сторону, их юридическое неравенство было значительно смягчено. Российский закон избавлял местных евреев от многих унижений, которым они подвергались в прежние времена. В очерке впервые подробно освещаются огромный вклад европейских евреев в развитие общественной и интеллектуальной жизни среднеазиатской провинции, пропаганде идей сионизма в Туркестане.

Вторая часть книги посвящена положению евреев Средней Азии в советский период — после большевистского переворота в Октябре 1917-го и вплоть до 1941года, начала войны нацистской Германии против СССР. Собранные автором материалы свидетельствуют о противоречивости политики советского режима по еврейскому вопросу. C одной стороны, перед народами Туркестана, в том числе и перед среднеазиатскими евреями, открылись пути к ликвидации отсталости благодаря курсу на развитие национальных окраин. Образованы специальные структуры, занимавшиеся культурно-просветительной работой среди местных евреев. Преодоление неграмотности, рост числа лиц, получивших высшее и среднее образование, эмансипация женщин уже в 193О-е способствовали формированию собственной интеллигенции. Впервые освещается работа различных органов по вовлечению местных евреев в промысловые и земледельческие кооперативы, говорится о многочисленных трудностях ,с которыми им пришлось столкнуться. С другой стороны, на конкретном материале показано, как в 193О-е под флагом борьбы с так называемым “буржуазным национализмом” шло выкорчевывание всего, связанного с самим понятием национальной специфики, игнорирование прав народов под предлогом борьбы с “чуждыми элементами”. Шло закрытие национальных школ, еврейских театров, газет и журналов. Велось наступление и на религиозную жизнь евреев.

Собранные в книге материалы, и, прежде всего,  — архивные документы, показывают, насколько важно для понимания проблем сегодняшнего дня учитывать значение событий, имевших место в прошлом.

Информацию о книгах профессора С.Гитлина на русском языке и на иврите можно получить по телефонам 03-5013408 и 054-6255559 или по электронному адресу gitlinsimon@hotmail.com

Источник.

3 комментария

  • Куврук:

    Семен Исаакович — это историк стула, на котором он сидит. В советский период — страстный певец «коммунистического будущего» (стоит только посмотреть тематику его работ в Ташкенте: докторская диссертация — Деятельность партийной организации Узбекистана по осуществлению ленинской национальной политики в условиях развитого социализма (1982), печатные работы — Национальная политика КПСС в условиях развитого социализма (1983), На переломном этапе : (XXVII съезд КПСС и некоторые вопросы ускорения и перестройки) (1988). Со сменой стула зазвучали новые песни о главном.

      [Цитировать]

  • Усман:

    Интересно, в Израиле в это верят: «критически осмысливать написанное в учебниках»? За любую критику истории КПСС преподаватель истории КПСС Семен Гитлин превратился бы в заключенного Гитлина.

      [Цитировать]

  • Ю.Ф.:

    Да уж, «критически осмысливать написанное в учебниках», да еще в каких — учебниках по истории КПСС — как улица выражается в таких случаях, — «улыбнуло конкретно». Прав Усман — если бы Гитлин действительно это позволил себе, то даже если и не стал заключенным, быстро бы потерял место в университете и доцентскую ставку (320 рубчиков, очень неплохие деньги по тем временам) и побежал бы искать место учителя истории в какой-нибудь захудалой окраинной школе. И радовался бы, если его взяли. Доводилось знать Семена Исааковича, человек он действительно профессиональный и не вредный, но догматик, ортодокс чистейшей воды.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.