Ёлкин Туйчиев поставил спектакль MONO-LOCK Tашкентцы Искусство Фото

Известный кинорежиссер Елкин Туйчиев поставил на сцене театра-студии «Дийдор» спектакль MONO-LOCK. Результаты превосходят все ожидания, его стоит посмотреть всем, кто любит театр.

Спектакли на современную тему всегда очень востребованы публикой. Тут надо говорить прямо, что к чему и как, что довольно трудно, но возможно. Для этого у режиссера и автора пьесы должна быть активная жизненная позиция, свой взгляд на происходящее и, что особенно важно, хорошо знать то, о чем хочешь сказать, быть в гуще жизни. У Туйчиева все это есть и еще есть большой режиссерский талант.

Все созданные им фильмы один другого лучше. Что же тогда его, кинорежиссера, привело в «Дийдор», к Бахадыру Юлдашеву, руководителю театра-студии? Наверно потому, что здесь есть все возможности для творческого самовыражения самореализации, как художника. Здесь можно свободно экспериментировать, сказать свое слово о времени и наших современниках.

Перед началом спектакля, выйдя к зрителям Бахадыр Турсунович сказал, что когда Елкин пришел к нему и высказал желание поставить спектакль в «Дийдоре», согласие было тут же получено. Но с оговоркой, что он не ставит ничего по чужим сценариям, а только по своим…И этот вопрос тут же был решен. Туйчиев сам написал пьесу, названную совершенно точно- MONO-LOCK, в котором очень остро, на грани фола, со всех сторон рассматривается один вопрос – почему люди уезжают кто куда, становятся мигрантами и как это отражается на их судьбах. Действие разворачивается в небольшом отдаленном селении, в котором у местных жителей и работы нет, и перспектив никаких. В результате красавица Халима (актеры Хуршида Арабшоева и Юлдуз Ражабова) вынуждена предать свою любовь, уехать в Германию и выйти замуж за немца…Страдает от этого ее возлюбленный, работающий теперь дежурным на местном вокзале (актер Акбархужа Расулов). Причем, и он, и она продолжают любить друг друга… В очень сложном положении главный герой пьесы, отец Халимы, бывший директор школы Абдурасул (актеры Журабек Арзиев и Адиз Раджабов). Потеряв жену, распродав все, оставшись без ничего, кроме любимой козы, он должен решить, едет с дочкой в Германию, или нет. Перед самым отъездом напряжение достигает предела, дело доходит до инсульта, но для Абдурасула дороже всего на свете родина, он остается и дочь со слезами на глазах уезжает одна.

Несмотря на всю сложность ситуации о которой идет речь, в спектакле немало комических ситуаций. Внутренние переживания героев, их эмоции заставляют задуматься, режиссер дает возможность как бы заглянуть вглубь их души, буквально почувствовать биение их сердец…И все это сделано в совершенно новой для нашего театра стилистике, здесь найдены такие средства выражения, что можно говорить о рождении нового узбекского театра, театра 21 века. Наверняка режиссер-постановщик способен и на большее, только надо ему верить и шире открыть дорогу для творческого самовыражения. Нельзя не сказать о работе художника (Бектош Раджабов). Пользуясь очень скупыми средствами, но очень впечатляющими, он тоже добивается многое. В результате эти удивительно очные декорации работают на замысел режиссера, заметно дополняют действие спектакля, который играется на каком-то надрыве, каком-то пределе чувств…Думается, что можно поздравить и режиссера Елкина Туйчиева, и актеров, и художественного руководителя постановки, народного артиста Узбекистана Бахадыра Юлдашева с большой творческой удачей. Потому мы говорим, что спектакль надо видеть, чтобы по достоинству оценить. Тем более, что все актеры играют свои роли один лучше другого.

После окончания спектакля, прозвучавших бурных аплодисментов, вручения цветов, состоялось его обсуждение во время которого было высказано немало очень интересных соображений, которые несомненно помогут участникам спектакля, его режиссеру в доведении спектакля до самой нужной кондиции. И вот, что, в частности, они говорили.

МУХАББАТ ТУЛЯХОДЖАЕВА, театровед:
Я очень рада поздравить театр-студию «Дийдор» с новой интересной постановкой. Спектакль во многом необычный, удивляет и радует оригинальная постановка режиссера Елкина Туйчиева. Чувствуется очень тщательная его работа и как драматурга. Тут много разных сплетений. Идет на сцене основной трагифарс, внутри ощущаются почти трагические мотивы, а на самом деле, четко ощущется некая притчевость, в спектакле есть какой-то особый нерв, который все время не дает покоя драматургу. Он все время ищет причинно-следственную связь в происходящем. О монологе. Он не один, у каждого героя свой монолог. Они говорят о своей судьбе, своей беде. Через тему гастарбайтеров Елкин говорит о нашем времени, о том, кто мы и куда мы идем. И убеждает нас в том, что только мы сами виноваты в том, что в наших судьбах что-то происходит и мы сами должны изменять свою жизненную ситуацию к лучшему.

ЛЕОНИД ОСТРОВСКИЙ, театровед:
Я прежде всего хочу поздравить автора этой пьесы и ее постановщика Елкина Туйчиева. Она впервые за долгие годы отражает реальные события, четко показывает, как складываются человеческие судьбы. Что касается главного героя, которого играет очень хороший актер Журабек Арзиев. Я его знаю давно. Сегодня он меня просто удивил, он, можно сказать, «тащит» весь спектакль. Он чувствует атмосферу, мы ощущаем движение его души. Не могу не сказать о сценографическом решении. Оно очень интересно. Мне очень понравилась вот эта веревка, которая держит человека, который когда-то был директором школы, в его жизни было много хорошего и вдруг все рухнуло. Это его угнетает. Он потерял все, осталась только тюбетейка …Здесь возникает трагическая тема. Самое дорогое –тюбетейка, оставшаяся у него от отцов и дедов. И когда английский турист уговаривает его продать тюбетейку, торгуется с ним, предлагает до 500 долларов. Но наш герой выше этого. Душа человеческая, душа народная, которая ощущается в пьесе, показана очень хорошо.

ШУХРАТ РИЗАЕВ, искусствовед:
И я тоже очень был рад увидеть этот спектакль. Елкин всегда делает совершенно неожиданные вещи. Совсем недавно прошла премьера его нового фильма «Ришта». Это было очень интересно. Мнения были высказаны разные, но самое главное, ощущалось различие мнений, но все понимали, что это очень глубокое произведение киноискусства. Сейчас многие стремятся понять, а что такое ришта, а когда поймут, тогда смогут оценить по достоинству этот фильм. Теперь о самом спектакле. Осмыслить сразу то, что мы сейчас увидели, довольно трудно. Его надо смотреть не один раз, чтобы вникнуть в суть и понять до конца, что же хотел нам сказать автор. Проблема здесь есть. Уже сколько лет в Америке, России, в европейских странах работают наши ребята.

Почему это происходит, почему они уезжают, приезжают, а некоторые остаются, что за этим скрывается, с чем это связано? Надо понять корни этого явления. Если об этом не будут об этом говорить в нашей литературе, в нашем кино, театре, то кто это сделает? Или как здесь показано, тема тюбетейки, наши обычаи, традиции, держат людей и помогают им в жизни. На все эти вопросы нужны ответы. Этот спектакль заставляет о многом задуматься, заставляет искать ответы на целый ряд животрепещущих вопросов. Очень хорошо играют все актеры, чувствуется какая-то ансамблевость. Думаю, что у этого спектакля будет долгая жизнь. От души поздравляю с этим творческим успехом и Елкина Туйчиева, и актеров, и Бахадыра Юлдашева.

СЕВАРА НАЗАРХАН, певица:
Я не особенный фанат театра. Но сегодня пришла, поняла что надо придти. Увидела очень хороший кусочек нашей жизни. Мы все прочувствовали каждый образ, местами плакали. И это тоже было. Может быть сам режиссер отразил здесь частицу своей жизни. Очень хорошо, что у нас есть такие театры, куда мы приходим. Вот мои личные ощущения. Огромное спасибо всем участникам спектакля. У меня не было ощущения каких-то стен, а было ощущение того, что и я была там, на сцене. Спектакль очень трогает. Браво!

P.S. БАХАДЫРА ЮЛДАШЕВА
Это второй опыт театральной постановки Елкина Туйчиева. Первый был уже давно. Он поставил один из лучших спектаклей театра «Ильхом» —«Белый, белый, черный аист» по Абдулле Кадыри. Руководителем постановки был тогда сам Марк Вайль. Прошло столько времени и я могу сказать, что сейчас Елкин является одним из самых талантливейших наших кинорежиссеров. Я ему предложил поставить спектакль в «Дийдоре», он согласился, написал пьесу, я прочитал. Мне очень все понравилось и началась работа. Материал здесь, можно сказать, злободневный- судьбы наших земляков, которые стали гастарбайтерами. Главное, тут есть над чем подумать.

Речь идет о довольно сложном положении этих ребят. И вот выпустили спектакль, которым я лично очень доволен. Играют актеры, которые снимаются и здесь работают, и есть наши студийцы. Они в полной мере оправдали наши надежды и «Монолог» будет играться у нас в «Дийдоре». Правда есть предложение от театра «Ильхом», играть на их сцене. Мы не против. Журабек Арзиев наш воспитанник. И он первый раз выходит на сцену в главной роли, нас это очень радует. И что еще примечательно, пьеса играется на двух языках – узбекско-русском. То, что сделано Елкином на нашей сцене, мне кажется будет нравиться всем.

Насчет «Дийдора». У нас в репертуаре есть несколько пьес. Это прежде всего «Майсара». Мы считаем, что каждый узбекский актер должен пройти через эту нашу классику. Ребята, которые умеют играть «Майсару», они сумеют сыграть на сцене буквально все. Потому мы возобновляем «Майсару», будет и спектакль наш «Нодира-бегим», в котором надо не только играть, но и хорошо уметь петь. В репертуаре есть спектакли о Бабуре, «Аршин Мал Алан». «Дийдор» живет, развивается, объявляем новый набор. Приходит по 60-70 человек, мы берем всех, отбор происходит постепенно, в зависимости от таланта и способностей наших воспитанников. Остаются 10-12 человек, которые лучшие из лучших. Очень хорошая группа киноартистов у нас работает, они здесь с утра и до вечера.

БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.